Файл: Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг (Создание правовых основ сертификации в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ

1.1. Понятие качества продукции и его правовое значение

1.2. Переход от стандартизации к техническому регулированию

1.3. Виды технических регламентов. Общий и особый порядок разработки и принятия технических регламентов

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

2.1. Законодательная база сертификации

2.2. Правовое наследие в области сертификации, оставленное СССР

2.3. Создание правовых основ сертификации в Российской Федерации

2.4. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»

2.5. Нормативно-методическое обеспечение сертификации

ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

3.1. Создание правовых, организационных, экономических и других необходимых условий отечественным производителям

3.2. Экспертные методы при решении задач управления качеством продукции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2.4. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»

Этот Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (например, систем качества предприятий) в российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. Он состоит из четырех разделов, объединяющих 20 статей. Приведем выборочный анализ статей данного Закона в силу его важности.

Раздел первый «Общие положения». Ст. 1- Ст. 6.

Статья 1 «Понятие сертификации» содержит общее определение сертификации продукции и устанавливает цели проведения сертификации.

Статья 2 «Законодательство РФ о сертификации» гласит, что отношения в области сертификации регулируются настоящим законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства.

Статья 3 «Международные договоры» – указывает на руководство международными правилами сертификации в случаях, когда Россия является участником международных систем сертификации.

Статья 4 «Полномочия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации» устанавливает координирующую роль Госстандарта по проведению сертификации как в обязательной, так и в добровольной области.

Статья 5 «Система сертификации» определяет понятие и требование к созданию и регистрации сертификации в России.

Статья 6 «Сертификат и знак соответствия» дает определение сертификата соответствия документа, выданного по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Раздел второй «Обязательная сертификация» содержит 10 статей.

Статья 7 «Обязательная сертификация» определяет, что данный вид сертификации осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.

Статья 8 «Участники обязательной сертификации» определяет участников обязательной сертификации.

Статьи 10-13 «Обязанности …» определяет обязанности каждого из участников обязательной сертификации.

Статья 16 «Финансирование работ по сертификации и государственному контролю и надзору» определяет виды деятельности в области обязательной сертификации, которые должны финансироваться за счет государственных средств.

Раздел третий «Добровольная сертификация» включает три статьи.


Статья 17 «Добровольная сертификация» указывает на то, что для продукции и услуг, которые не подлежат обязательной сертификации в соответствии с действующим законодательством, по инициативе заявителей может проводиться добровольная сертификация в целях подтверждения их соответствия требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов.

Статья 19 «Права заявителя» указывает, что при заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.

Раздел четвертый «Ответственность за нарушение положений настоящего Закона» состоит из одной статьи 20 «Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность». Юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

2.5. Нормативно-методическое обеспечение сертификации

Проведение и развитие сертификации невозможно без применения большого числа основополагающих документов – правовых, методических, технических. В Российской Федерации более 200 нормативных документов общего назначения, распространяющихся на обязательную и добровольную сертификацию. В дополнение к этому многочисленную нормативно-техническую базу конкретных систем сертификации составляют стандарты (нормы) на продукцию, услуги, методы испытаний, условия хранения и транспортирования и т.д.

Государственная система стандартизации (ГСС) в России предполагает разделение стандартов на категории и виды. Категория определяет сферу распространения стандарта. Государственный стандарт (ГОСТ) обязателен к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями, если область их деятельности попадает под его требования. Обязательная сертификация силу того, что она контролируется государством, проводится, как правило, на соответствие положениям ГОСТов. Отраслевой стандарт (ОСТ) распространяется на конкретную отрасль промышленности и сферы услуг. На соответствии ОСТам может проводиться добровольная сертификация. Стандарты предприятия (СТП) устанавливают требования к методам и процессам, применяемым в органах по сертификации и аккредитации, а также в испытательных лабораториях.


В зависимости от содержания различают стандарты на технические условия, технические требования, параметры и (или) размеры, методы и процессы, термины и обозначения, документацию. Для стандартов, не относящихся к определенной продукции, в том числе для стандартов общетехнических и организационно-методических, ГСС видов не устанавливается. К таким стандартам относятся стандарты общих норм, методов расчета и проектирования, стандарты систем классификации и документации, стандарты единиц физических величин, общие требования к продукции, поставляемой для различных климатических условий эксплуатации, требований по безопасности, охране природы, сортности продукции и др.

Нормативное обеспечение сертификации складывается из двух комплексов документов:

Нормативные документы, содержащие требования к продукции, услугам и другим объектам сертификации и способы подтверждения соответствия этим требованиям.

Организационно-методические документы, регламентирующие организационные и процедурные вопросы сертификации. Они могут как определять порядок функционирования общероссийских систем сертификации, так и быть документами участников систем сертификации. В зависимости от распространения и применения организационно-методических документов они подразделяются на две группы: общероссийские документы систем сертификации (обязательной, добровольной) и документы участников этих систем. Основой для разработки общероссийских документов по сертификации являются соответствующие законодательные акты и нормативные правовые акты правительства Российской Федерации. Их положения развиваются в общих правилах и рекомендациях, которые разрабатываются специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области сертификации. Основой для разработки систем сертификации является общероссийские документы. Направленность документов устанавливается в соответствии с целями создания системы.

ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ


3.1. Создание правовых, организационных, экономических и других необходимых условий отечественным производителям

Создание правовых, организационных, экономических и других необходимых условий отечественным производителям для выпуска продукции и оказания услуг высокого качества является постоянной заботой государства. При этом методы и способы, степень участия государства в регулировании этого процесса изменялись, отражая характер экономики (плановая, рыночная). Решение этой задачи достигается путем улучшения качества сырья, материалов и комплектующих изделий, совершенствования технологического процесса производства и производственного контроля за качеством и безопасностью продукции. Немаловажная роль при этом отводится правовым средствам обеспечения качества и безопасности продукции через установление порядка нормирования государственных требований к качеству и безопасности продукции, осуществление государственного контроля за соблюдением государственных требований, введение эффективных мер ответственности должностных лиц и самих организаций, производящих или реализующих продукцию.

Согласно ст. ст. 20, 30, 37, 41, 42, 43 Конституции РФ, граждане имеют право на жизнь, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и т.д.

В философском понимании качество продукции - это совокупность свойств изделия, характеризующая его существенную определенность, в силу которой оно является данным, а не иным изделием.

Международный стандарт ИСО 8402 определяет качество как "совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности".

В ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения" дана следующая формулировка понятия качества продукции: "Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением".

Юридическое понятие качества продукции не всегда совпадает с технико-экономическим. Если качество продукции в техническом отношении не может быть статичным в процессе развития производства, науки и техники, то понятие качества в правовом смысле неизменно. Оно означает соответствие изделия определенным, заранее утвержденным или согласованным критериям. Иными словами, правовая оценка качества продукции означает степень соответствия свойств продукции комплексу и уровню требований, установленных и закрепленных в соответствующем надлежаще оформленном документе.


Важное значение в правовых актах, регулирующих качество продукции, занимает законодательство о защите прав потребителей.

В 1985 г. Генеральная ассамблея ООН приняла решение считать 15 марта Всемирным днем потребителей. Поскольку именно в этот день, но в 1962 г., президент США Джон Кеннеди, выступая в Конгрессе, впервые в мировой истории провозгласил четыре неотъемлемые права граждан-потребителей: на безопасность товаров и услуг, на информацию, на выбор товаров и услуг, право быть выслушанным. С тех пор, благодаря активной деятельности созданной вскоре после этого Международной организации потребительских союзов (в настоящее время объединяет в своих рядах организованных потребителей из 86 стран, в том числе России, Украины, Белоруссии), перечень признаваемых в мире прав потребителей пополнился еще четырьмя: правом на удовлетворение основных потребностей, на возмещение ущерба, на потребительское образование (просвещение), правом на здоровую окружающую среду[4].

Конституция РФ в ст. 2 закрепляет обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Сегодня особую актуальность приобретают вопросы, связанные с защитой прав потребителей. Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребитель имеет право на надлежащее качество, безопасность товаров, услуг, работ, возмещение вреда, причиненного их ненадлежащим качеством и др.

Имеется специальный законодательный акт - Закон РФ «О защите прав потребителей»[5]. Также необходимо учитывать требования Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 26 декабря 2001 г. «Об охране окружающей среды»[6] и некоторых других актов.

Глава 14 КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» предусматривает составы административных правонарушений, которыми могут быть нарушены права потребителей, в частности, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст. 14.4 КоАП РФ).

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1997 г. №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в ред. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 ноября 2000 г. №32)[7] законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, с другой стороны.