Файл: Франчайзинг в системе российского гражданского права (Современные проблемы франчайзинга в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность избранной темы обьясняется тем, что договор коммерческой концессии в нашей стране в связи с экономическим ростом количества и качества предпринимательства приобретает все большее значение. Основная сфера распространения франчайзинга-распределение товаров и услуг системы бензозаправочных станций, автомастерских, автошкол, пунктов проката, салонов моды и косметических услуг, аптек, химчисток, прачечных, гостиничного хозяйства и других. В качестве примера можно привести деятельность таких широко известных компаний, как «Мак Дональдс», «Кока-Кола», «Пепси», «Пица-ха», «Баскин Роббинс».

Целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей договора коммерческой концессии и его отличий от других договоров, анализ существенных условий договора, его преимущества и недостатки.При написании работы использованы труды следующих авторов: И.В.Рыковой, А.П.Сергеева, О.Н.Садикова, М.И.Брагинского, В.Евдокимовой, Т.Грибоедовой, А.Д.Борисова, Н.Никитиной, О.В.Новосельцева, Ю.В.Романец, Д.Дьяченко.

Структура курсовой работы состоит из 3 глав. В первой главе раскрываются: понятие договора коммерчиской концессии, правовые истоки коммерчиской концессии, правовая природа договора, проведен сравнительный анализ договора коммерческой концессии со сходными институтами, такими как лицензионый договор, агентский договор, договор простого товарищества и другие, предмет, обьекты, субьекты, рассматриваются особенности регистрации договора и его формы, вознаграждения, а такгже субконцессия. Вторая глава посвящена правам и обязанностям сторон по договору. Третья глава посвящена ответственности по договору коммерческой концессии и его прекращению. При написании работы активно использовались материалы научно-практического и публицистического характера, периодические юридические издания.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА


1.1. Понятие коммерческой концессии и франчайзинга

В переводе на русский язык с латыни concessio означает разрешение или уступку[1].

После введения с 01.03.1996 года в действие части второй ГК РФ в главе 54 в российском праве появился новый институт коммерческой концессии. В данном кодексе легальное определение коммерческой концессии отсутствует, а дано лишь определение договора коммерческой концессии. Так, в соответствии с п.1 ст.1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания. Этот договор опосредует специфические экономические отношения, при которых в роли товара выступают исключительные права на объекты промышленной собственности. Наименование договора в российском ГК совпадает лексически с аналогичным договором в зарубежном праве (contract de concession commerciale), однако содержание договора и порождаемого им правоотношения, существенно шире, чем у договора коммерческой концессии по зарубежному праву. По сути, это совсем другой договор – так называемый франчайзинг.

Если по договору коммерческой концессии, согласно зарубежной трактовке, передается право на использование фирменного наименования

и (или) товарного знака, в сфере торговли для перепродажи товара, то по договору франчайзинга использование чужого фирменного наименования возможно также в сфере производства аналогичного товара. Под товаром в широком смысле здесь понимается не только продукция в форме вещей, но также работы и услуги.

Анализ правоотношений, сформулированных в главе 54 ГК РФ, позволяет сделать вывод, что в действительности речь идет не о франчайзинге (или договоре франшизы), в соответствии с которой правообладатель (предприниматель, обладающий известной, пользующейся добротной и авторитетной рыночной репутацией ”фирмой” предоставляет другому предпринимателю (пользователю) исключительные права на свою ”фирму” с целью использования ее последним в его собственной предпринимательской деятельности.


Экономический смысл договора франчайзинга состоит в том, что предприниматель-правообладатель получает возможность, не вкладывая дополнительных средств, продвигать на рынке свои товары (работы, услуги) посредством и усилиями предпринимателя-пользователя исключительных прав на фирменное наименование. В выигрыше остается и пользователь, которому не надо рисковать в острой конкурентной борьбе на рынке, потому что он надежно защищен известной ”авторитетной фирмой ”. Таким образом франчайзинг, как одна из наиболее перспективных и динамично развивающихся договорных форм предпринимательской деятельности введен главой 54 ГК в гражданский оборот России под названием ”договор коммерческой концессии”. Термин ”франчайзинг” образован от английского ”franchising” – право, 2привилегия. Термин ”франшиза” образован от французского ” franchise” – льгота, привилегия.

По своей сути эти термины равнозначны и различия в их наименовании обусловлены особенностями транскрипции терминов при переводе на русский язык англоязычной и франкоязычной литературы.[2]

Франчайзинг предполагает предоставление крупной компанией кому-нибудь лицензии (франшизы) на производство товаров или услуг под фирменной маркой этой компании[3]. В частности толковый экономический и финансовый словарь Ива Бернара и Жан-Клода Колли, переиздаваемый во Франции на протяжении 20 лет определяет франчайзинг, как ”контракт”, по которому предприятие за вознаграждение предоставляет другим самостоятельным предприятиям право на использование его фирменного имени и его торговой ”марки для продажи товаров и услуг”. По сложившейся в России практике термин ”франчайзинг” используется преимущественно для обозначения определенной системы организации рыночных отношений в целом, а термин ” франшиза” – для определения договорных отношений (договора) между конкретными партнерами при реализации этой системы отношений на практике[4]. По определению экспертов ВОИС, франшиза-договор, по которому одно лицо (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен за вознаграждение[5]. Необходимо различать термин ”франшиза”, используемый в значении договора коммерческой концессии, и термин ”франшиза”, применяемый в страховом праве (франшиза - освобождает страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенную величину)[6].


В специальной литературе стороны договора франшизы так же именуются ”франчайзер (правообладатель) и ”франчайзи” (пользователь). Договор франчайзинга в международной правовой практике относятся к категории ”посреднических” соглашений. Поэтому глава 54 ГК РФ помещена непосредственно после глав посвященных договорам, опосредующим услуги по представительству: договорам поручения, комиссии, агентирования, доверительного управления (гл.49, гл.51-53 ГК РФ).

1.2. Современные проблемы франчайзинга в РФ

Проблемы российского франчайзинга можно разделить на две категории: экономическую и правовую. К экономическим недостаткам можно отнести следующее:

  • франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу;
  • франчайзи часто обязаны закупать сырьё и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырьё и продукцию по завышенным ценам;
  • для франчайзи могут быть установлены жёсткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определённого срока или на определённой территории;
  • франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, но при этом могут быть вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании. Таким образом, их средства могут использоваться не в их лучших интересах;
  • франчайзер должен контролировать процесс деятельности франчайзи;
  • предприятие-франчайзер может пострадать из-за недобросовестных или неумелых действий франчайзи.

Стоит учитывать, что франчайзинг – это экономический инструмент, для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.

Основными причинами, сдерживающими развитие франчайзинга среди субъектов малого предпринимательства в России, являются: отсутствие методических рекомендаций по осуществлению франчайзинговых схем, недостаток профессионального опыта и навыков работы в конкурентной среде, а также отсутствие глубоких специфических профессиональных знаний в области маркетинга[7].

Среди правовых проблем можно выделить отсутствие в правовом регулировании франчайзинга унифицированных международных норм и не проработанностью законодательного регулирования понятия и условий непосредственно договора франчайзинга. Также, так как в процессе исследования было установлено, что институт франшизы – комплексный институт, то к проблемам возможно причислить и отсутствие в гражданском праве отдельного закона, способного решить часть проблем современного франчайзинга.


Кроме этого развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга, российское законодательство. Если в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к затягиванию процесса заключения франчайзинговой сделки. Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база. Например, в США только на федеральном уровне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге.

Представляется, что существующего на данный момент законодательства о франчайзинге не достаточно. Не урегулированы многие вопросы, решение которых могло бы существенно повлиять на дальнейшее развитие института франшизы, привлечь больше активных предпринимателей к сотрудничеству в этой области и, в конечном счете, улучшить экономический климат Российской Федерации. В том случае, если будет принят Федеральный закон РФ «О франчайзинге в Российской Федерации», то, на мой взгляд, он должен развить основные положения ГК РФ и в обязательном порядке включать в себя:

  • основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;
  • понятие роялти (в настоящее время существует в ФЗ РФ «О соглашениях о разделе продукции», но в усеченном и недостаточном для работы системы виде), франчайзинговых (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;
  • отдельно по разделам закона охарактеризовать особенности работы по каждому виду франчайзинга;
  • порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ вероятно можно расширить);
  • приложения в виде перечня документов, подробно фиксирующих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающих образцы договоров и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах франчайзинга.

В результате у предпринимателей будет достаточный нормативный материал для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной схемы работы будут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров. Тем не менее, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в России уже успешно развивается. Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. Однако значение его для российской экономики переоценить сложно: для франчайзера это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи развивать свой собственной бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для государства это эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, а следовательно, и развития всей российской экономики.