Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации (Налоговая система понятие, цели и структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

налоговая система бюджет поступление

1.2 Принципы построения налоговой системы

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Он выделил пять принципов, названных впоследствии «Декларацией прав плательщика»[8]:

  • Налоги не должны быть чрезмерно обременительны.
  • Они должны быть понятны налогоплательщикам.
  • Каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и в какой срок он должен оплатить и почему.
  • Налоги должны быть справедливыми, и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги.
  • Государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства.

Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения.Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.

Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:

- Экономическая эффективность - налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

- Определенность налогообложения - налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.

- Справедливость налогообложения - этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

- Простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов - налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.[9]


Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

1) принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2) принцип недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

3) принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав – недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

4) принцип единства экономического пространства – не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

5) принцип определённости правил налогообложения – при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

6) принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.

В экономической литературе встречается и ряд других организационных принципов налогообложения, которые носят объективный характер. К ним можно отнести:

1) принцип подвижности (эластичности) – суть его заключается в том, что налоговая нагрузка может быть оперативно изменена в соответствии с объективными потребностями государства;

2) принцип стабильности – этот принцип предполагает постоянство налоговой системы, что важно для субъектов налоговых отношений (для государства при формировании доходной части бюджета, а для плательщиков – при планировании своих доходов, в том числе налоговом планировании);


3) принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов – суть его заключается в исключении возможности установления и введения дополнительных налогов субъектами РФ и органами местного самоуправления.

1.3 Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики

В каждой стране налоговые системы находятся в непрерывном процессе совершенствования, они оказывают влияние на экономические и социальные условия развития и приспосабливаются к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой.

Формирование налоговой политики Российской Федерации происходит одновременно с созданием налоговой системы, так как налоговые системы основываются на налоговой политике. Следовательно, проблемы, существующие в налоговой политике, негативно отражаются и на налоговой системе. В связи с этим в рамках данной работы возникает необходимость изучения налоговой политики как инструмента государственного регулирования экономики.

Дадим определение налоговой политики. Тарасова В.Ф. налоговую политику представляет как "комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов" [7].

Существуют и иные трактовки. Так, с точки зрения Пономарева А.И. и Игнатовой Т.В., налоговая политика - это курс действий, система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения.

Более широко данная категория трактуется Пансковым В.Г., согласно которому "налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов" [4].

По мнению Д.Г. Черника, "налоговая политика - это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране" [8].


Как видно из вышеприведенных определений, трактовка налоговой политики, в основном, сводится к достижению цели обеспечения государства финансовыми ресурсами для выполнения бюджетных обязательств.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как они лишь обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Одним из важнейших принципов регулирования экономики является то, что государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должны способствовать экономическому росту и социальной стабильности. В связи с этим налоговая политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач.

В экономической литературе находит отражение развитие методов и моделей государственного регулирования, среди которых наиболее часто ученые выделяют:

  • либеральную модель, при которой правительства отдельных стран влияют на экономические субъекты в минимально необходимых пределах, требуемых для поддержания социального и экономического порядка. При этом в остальном они полагаются на законы рыночного развития. "Объем налоговых изъятий устанавливается на том минимальном уровне, который способен обеспечить государство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения присущих ему функций";
  • планово-административная модель, при которой государственное регулирование является жестким: большинство предприятий принадлежит государству. Роль налоговой политики минимальна. В бюджет изымается, как правило, основная часть прибыли юридических лиц;
  • модель ускоренного развития, предполагающая руководящую роль правительства только в отношении тех отраслей, у которых имеется значительный потенциал роста. Модель подразумевает большое количество целевых налоговых льгот, призванных повысить эффективность политики, а так же использование прогрессивной шкалы подоходного налога, позволяющее переносить тяжесть налогового бремени [4].

Все три модели сходны в одном - важную роль в каждой из них играет государственное регулирование экономики и налоговая политика как его составная часть. Каково же место налоговой политики в системе государственного регулирования?

Изучение опыта построения и функционирования систем налогообложения дает возможность выделить два основных подхода, с разных сторон дающих обоснование места и роли налоговой политики в системе государственного регулирования (таблица 1.1.):

1) кейнсианский подход государственного регулирования;

2) неоклассическая концепция формирования налоговой политики [4].

Таблица 1.1. - Место и роль налоговой политики в системе государственного регулирования

Кейнсианская теория

Неоклассический подход

налоговые инструменты направлены на обеспечение использования всех факторов производства, устранение возникающих диспропорций между объемом производства и платежеспособным спросом

использование налогов как инструмента изъятия излишка денег из обращения

налоги:

в условиях подъема - увеличиваются;

в условиях спада - сокращаются

снижение ставок влечет за собой увеличение доходов хозяйствующих субъектов, а значит и рост сбережений и инвестиционной активности

прогрессивная система налогообложения;

инвестиционные льготы для отраслей, являющихся основой для дальнейшего развития.

низкие налоговые ставки;

пропорциональное налогообложение.

Таблица составлена автором на основе источников [5].

При проведении анализа налоговой политики государства в экономической литературе большое внимание уделяется целям, на которые ориентирована формируемая система налогообложения, и структуры используемых элементов. Можно выделить две тенденции: для стран с низким уровнем развития и высоким уровнем развития.

Так, структура налогообложения в странах с низким уровнем развития экономики имеет следующие черты:

основная доля поступлений связана с налогообложением товаров внутреннего производства и внешнеторговых операций. Доля таких доходов в структуре налоговых поступлений составляет около 70%, при этом на поступления от импортных сделок приходится свыше 40%;

уровень подоходного налогообложения юридических лиц превышает налоговую нагрузку физических лиц. В целом, на ее долю приходится 25% налоговых поступлений [11].

Отличие структуры налогообложения стран с высоким уровнем развития состоит в низкой доле налогов по внешнеэкономическим сделкам. При этом высокая доля приходится на налоги с физических лиц и отчисления, поступающие в соответствии с программами социального страхования.