Файл: Адаптация ребенка к школе (Исследование готовности первоклассников к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Канун первого учебного года – важный этап в жизни ребенка и его родителей. Ведь нужно не только своевременно выбрать учебное заведение и обеспечить ребенка всем необходимым, следует позаботиться и о психологической подготовке ребенка к предстоящей учебной деятельности, а при необходимости – обратиться за помощью к специалистам, которые могли бы выявить и устранить тот или иной недостаток в развитии дошкольника.

Наконец, наступает день «икс» - первое сентября. Ваш ребенок счастливо и гордо вышагивает впереди вас, таща на плечах свой самый первый ранец, до отказа набитый самыми первыми в его жизни школьными принадлежностями и никому не доверяет свою драгоценную ношу.

Поход в первый класс для ребенка всегда связан с определенными переживаниями. Меняется режим, появляются новые проблемы, сложности, правила, и это его жизнь на следующие 11 лет. Но сначала всех первоклашек ждет адаптационный период. Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную; изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок; наконец, изменяется уклад его жизни. У шести-семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Он может длиться от 2 недель до нескольких месяцев – все зависит от того, как малыш переносит этот процесс.

Школа – это особый мир жизнедеятельности ребенка. Кроме особенностей возраста, а он на пути к школьной жизни уже пережил определенные возрастные кризисы, ребенок получает в качестве приоритетного другой вид деятельности. Игру сменяет учеба. Именно она, является ведущей, продолжает формирование личности.

Проблемой адаптации к школе занимались и занимаются ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики. Среди них Л.С. Выготский, М.М. Безруких Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. [25].

Дальнейшая успешность ученика во многом будет зависеть от того, как он начнёт учиться. Поэтому проблема адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания и дальнейшего раскрытия.


Цель исследования: изучение уровня адаптации первоклассников и разработка педагогических условий их адаптации к школе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в первом классе общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс адаптации ребенка к школе. В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность процесса адаптации ребенка к школе на основе изученной научной литературы.
  2. Выявить уровень адаптации ребенка к школе.
  3. Разработать педагогические условия адаптации ребенка к школе.

База исследования – МБОУ «Семикаракорская средняя общеобразовательная школа» Ростовской области, 1 класс.

В ходе исследования были использованы следующие методы: беседа, теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, тестирование, наблюдение.

Практическая значимость – материал может быть использован в работе учителей начальных классов и другими специалистами общеобразовательных учреждений.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Во введении дано обоснование актуальности выбранной темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы задачи и цели исследования.

В первой главе представлены теоретические основы процесса адаптации, сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования, характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, факторы, влияющие на адаптацию ребенка к школе.

Во второй главе изучается уровень адаптации детей к школьному обучению на основе диагностических методик изучения этого процесса, а также описаны педагогические условия адаптации первоклассников к школе.

В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.

В приложении дается описание диагностических методик, использованных в работе, программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «Здравствуй школа!»

Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации ребенка к школе


1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования

Понятие «школьная адаптация» в теории и практике педагогики используется в основном для определения проблем и трудностей, возникающих у детей, поступающих в школу.

Понятие адаптации воспринимается просто как перевод латинского слова adapto в значении приспособления организмов к среде. Такое понимание термина является тавтологическим, поскольку не раскрывает содержания слова «приспособление». Особенно оно распространено в справочной литературе. Достаточно, к примеру, раскрыть тома энциклопедии и убедиться в том, что понятие адаптации подается здесь как отражающее факт приспособления морфологической и функциональной организации к условиям среды.

«Адаптация - результат (процесс) взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к наилучшему их приспособлению к жизни и деятельности...». Адаптация восполняет недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря ей создаются возможности наилучшего функционирования организма, личности в необычной обстановке. Различают два вида адаптации: биофизиологическую и социально- психологическую. Нас интересует адаптация социально-психологическая, представляющая собой процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладение теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями.

В философии адаптация – приспособление. Приспособление – изменение живого существа под воздействием внешней среды и результат этого изменения. Приспособление является непосредственным, если оно вызвано воздействием самих условий существования как таковых, и косвенным, если то, что не приспособлено к данным условиям, утрачивается путём отбора, а то, что приспособлено, «сохраняется». Приспособление является функциональным, если изменения жизнедеятельности организма содействуют изменению форм существования; обоюдным, если два различных организма или органа приспосабливаются друг к другу; пассивным, если в организме происходят изменения без его участия; активным, если приспособление имеет место благодаря деятельности организма; активистским, если среда изменяется под воздействием субъекта в целях его приспособления [24].


Способность живых существ приспособляться к условиям изменяющейся среды очень различна и может совсем отсутствовать. Превосходство человека над другими живыми существами и состоит как раз в том, что он обладает наибольшей способностью к приспособлению [6].

В социологии приспособление – это способность и стремление человека «принимать участие» в том, что делают другие, и копировать их движения, жесты, мимику, манеры и поведение. Приспособление есть общение с другими «при осознании различия», без чего было бы невозможно существование отдельной личности и социальных групп [18].

С точки зрения психологии адаптация – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Основная составляющая психологической адаптации заключается в приспособлении человека к требованиям социума и собственным желаниям. Психологическая адаптация предпологает усвоение традиций социальной группы и принятых здесь ценностей. Она встречается повсеместно. Нам требуется адаптироваться к ситуации в детском саду, в школе, на работе, в незнакомой компании.

Сдвиги, сопровождающие адаптацию затрагивают все уровни организма: от молекулярного до уровней психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида [8].

В педагогике выделяют психическую и социальную адаптацию.

Адаптация психическая – явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Адаптация социальная:

  1. активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам поняв необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими.
  2. улучшение взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в её ролевую структуру.
  3. процесс и результат освоения ребёнком новых для него социальных ролей и положений, значимых для самого ребёнка и его социального окружения – родителей, учителей, сверстников, других людей, всего социума.

Результатом адаптации является адаптированность – уровень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствие его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Человек может быть гармоничен, и адаптирован или дисгармоничен и дезадаптирован.


Приход ребенка в школу связан с изменениями его жизни. Все, что было до школы – друзья, игры, ценности, взгляды, - все это переходит некоторым образом в новую стадию. Он становится учеником. А это значит- меняется доминирующий в его жизни вид деятельности, с игровой на учебную.

Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Хорошо присмотревшись, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:

Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Прекрасно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благотворные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября — октября.

Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень, хорошо справляется с материалом, когда учитель ясно и подробно все объяснит. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. В классе складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.

Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях. Часты нарушения дисциплины. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе. В таких случаях полезно проконсультироваться с неврологом, психологом.

Адаптированности ребёнка может способствовать адаптивная модель школы и адаптивность образовательной среды.

Адаптивная модель школы – новая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей разных возможностей и способностей вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи.

Адаптивность образовательной среды – способность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан, создавать и поддерживать условия для эффективной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. Адаптивность образовательной среды для каждого ребёнка и взрослого проявляется в открытом и дружеском характере информационной и социальной среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучающегося; в полноценности духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития, гражданского и профессионального становления [15].