Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (История возникновения и развития коммерции и предпринимательства в России, в странах Европы и США).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Говоря о современном, третьем этапе в развитии предпринимательства (с 1970­х годов прошлого столетия и до наших дней),

А.О. Блинов и И.Н. Шапкин выделяют пять характерных тенденций: [8]

1. Рост платежеспособного спроса населения промышленно развитых стран, приведший к «индивидуализации» потребления, что в свою очередь ведет к сокращению массового и росту мелкосерийного производства. В этих условиях малое предприятие, должным образом оснащенное, становится не менее конкурентоспособным, чем крупное производство.

2. Современные технологии, оказывающие серьезное воздействие на размер предприятия. Гибкие производственно­технологические системы, созданные на основе новейшей технологии, уже не предъявляют жестких требований к размерам предприятия и численности занятых на нем работников. Вместе с тем относительное удешевление современных средств производства существенно снижает инвестиционный барьер для создания и начального этапа развития нового предприятия.

3. Существенное изменение роли малого предпринимательства в инновационной сфере. Из субъекта, успешно осваивающего передовую технику, малый бизнес превратился в не менее успешного разработчика современных технологий и средств производства. Этому способствуют высокий уровень специализации производства, гибкие, неформализованные структуры управления, наличие творческой атмосферы в коллективе единомышленников, отсутствие необходимости поддерживать выпуск устаревшей продукции. В условиях малого бизнеса весь цикл изобретение—освоение—готовый коммерческий продукт существенно сокращается по сравнению с циклом крупных компаний (в среднем — в 1,5—2 раза).

4. Радикальное изменение государственного подхода к малому бизнесу. Его развитие воспринимается как основа социальной и политической стабильности. Одной из основных причин упрочения положения малого и среднего бизнеса в последние десятилетия стала политика государства, направленная на его поддержку и развитие.

5. Интернационализация и транснационализация малого и среднего бизнеса. Крупный транснациональный капитал стал практиковать вынос вспомогательных операций или завершающих стадий за рубеж, где имеется реальная возможность экономии на стоимости рабочей силы, природоохранных издержках, транспортных расходах и др. [33 стр 8-9]

Итак, коммерция и предпринимательство понятия близкие по смыслу друг к другу, тем не менее коммерческая деятельность понятие более узкое, чем предпринимательство. Коммерческая и предпринимательская деятельность берет свое начало еще с древних времен. В развитии предпринимательства в России можно выделить несколько этапов: зарождение, становление, бурный рост, стабильное развитие, ликвидация и возрождение.


Глава 2. История развития коммерции и предпринимательства за рубежом

2.1 Развитие коммерции и предпринимательства в странах Европы

С развитием общества родовые общины постепенно превращались в сельские, продуктами производительность труда человека повысилась настолько, что в большинстве хозяйств образовались излишки продукции, которую они стремились реализовать за пределами хозяйства. Семьи занимались разными промыслами, поэтому всегда нуждались в продуктах, создаваемых другими: охотник и рыболов — в хлебе; земледельцы — в рыбе, продуктах охоты или скотоводства, но еще чаще им был необходим скот для развития земледелия. Все семьи, занимавшиеся различными промыслами, испытывали потребность в изделиях ремесленников, главным образом — в металлических орудиях для охоты, рыбной ловли, земледелия. Обмен продуктами и орудиями труда между отдельными хозяйствами становится необходимостью. Так возникает обмен и одновременно с ним рост экономического неравенства. [46 стр 58]

История предпринимательства коммерции начинается со Средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводило к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимали профессиональный и цивилизованный характер. Нередко, будучи собственниками средств производства, предприниматели и сами трудились на своих фабриках или заводах. [33 стр 6]

Ни в одной стране рынок не может функционировать без рыночной инфраструктуры. Рыночная инфраструктура — это система (сеть) учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.

Опыт мировой экономической истории показывает, что отдельные элементы рыночной инфраструктуры развивались с давних времен, параллельно с торговлей и товарно-денежными отношениями. Обмен на бартерной основе существовал еще в эпоху родоплеменных отношений. Тогда и появились торжища, получившие позднее название ярмарок, Ф. Бродель отмечал, что "ярмарки — старое учреждение... с бесконечными корнями в прошлом". [13]


Решающую роль в развитии ярмарки играло её географическое положение. К примеру, ярмарки в Шампани, Брюгге, Франкфурте на Майне, Женеве, Цурцахе, позже в Лионе, Лейпциге и Антверпене имели международное значение, так как находились на пересечении торговых путей, соединяющих различные части Западной Европы. Вместе с тем, существовали ярмарки местного значения, иногда посещаемые иностран­ными купцами. [22 стр. 3]

Наиболее крупным торговым рынком в Западной Европе в XII–XIV вв. стала Шампань, которая соединяла Англию с Италией, Фландрию с Германией, граничила с промышленным фламандским районом с одной стороны, хлебородными и винодель­ными областями Германии – с другой. Через Шампань протекали такие крупные реки, как Сена и Маас, а до её границ доходили Сонна на юге и Мозель на востоке. [37]

Во Франции крупные ярмарки являлись средством мобилизации экономики обширных регионов. Так, в Лионе периодически проводились четыре больших ярмарки. Но в условиях феодальной системы организация ярмарок сдерживалась многочисленными налогами и дорожными пошлина ми. Требовались королевские указы, чтобы на время проведения самых крупных ярмарок отменялись некоторые дорожные пошлины. С усилением купеческого сословия в Европе к концу второго этапа Средневековья, после коммунальных революций XIII—XIV вв. различные привилегии, льготы и гарантии предоставлялись купцам и их объединениям. И все же ярмарки не были вольными, не действовали в режиме свободной торговли. [13]

Порядок проведения ярмарок был неизменный. В первую неделю производилась распаковка и раскладка товаров. На девятый день начиналась суконная ярмарка, на ко­торой продавались ковры из Фландрии и Пикардии, французские и немецкие полотна, бумажные ткани с юга и востока, шелка из Венеции и Ломбардии, индийский муслин, как грубое, так и тончайшее фламандское сукно. Вечером на десятый день суконная ярмарка закрывалась, а на другой день открывалась ярмарка кожаных и меховых изде­лий и т. д. до окончания ярмарки. С начала до конца торговали весовыми товарами, а также скотом и лошадьми. [37]

Пошлины, взимаемые с купцов за право торговли, шли в казну графа, а его люди исполняли различные служебные функции на ярмарке. Однако все важные дела реша­лись при участии самих купцов. Для разрешения спорных вопросов на ярмарке функ­ционировал ярмарочный суд, состоящий из купцов [19 стр. 135].

Германия также проводились ярмарки. Лейпциг в XVI в. неоднократно перестраивал свои улицы и площади, чтобы удобнее было проводить периодические ярмарки. Но в 1593 г. здесь вспыхнул мятеж против голландских купцов. Голландцы, как и во Франкфурте-на-Майне, создавали целые колонии. Они стремились сохранить национальные привилегии на ведение торговых операций. Устремления эти совпадали с утверждающейся на заре Нового времени экономической теорией меркантилизма, которая превратилась в государственную экономическую политику Франции, Англии и других стран. Она была направлена на увеличение денежного богатства посредством активного торгового баланса. При этом ставилась задача увеличивать и накапливать денежные богатства внутри каждой страны. Политика меркантилизма была проявлением стремления правительств укрепить экономику централизованных государств в их национальных границах, и в этом случае идеи монархов и носителей товарно-денежных отношений совпадали. [13]


Ярмарочная торговля была почти единственным видом внутренней оптовой торговли в Западной Европе в Х—XII вв. Товарообменные операции не были в ходу. Попадая в феодальные городки, товары, закупленные на ярмарках, естественно, продавались только за деньги.

Развитие ярмарочной торговли, наблюдавшееся примерно около XII в., привело к росту денежного оборота в городах, переходу от местного простого товарного хозяйства к широкому денежному. [46. Стр 75]

Многочисленные факты из истории экономики свидетельствуют, что на страновом и межстрановом уровне в XVI—XVII вв. н. э. во многих государствах были созданы национальные и межстрановые кредитно-денежные системы. С прорывом к мировому рынку, благодаря Великим Географическим открытиям, национальные кредитно-денежные системы постепенно превращались в межнациональные. Формировался рынок капиталов параллельно рынку товаров. И произошло это в Западной Европе в результате эволюции ярмарок. [13]

Механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (предъявителей предложения) товаров и услуг, обозначает понятие «рынок» в политэкономическом смысле. Но разве рынок — это ново? Это даже не хорошо забытое старое. Пише т же французский историк XX в. почетный доктор многих университетов мира Фернан Бродель (1902—1985) в своей монографии «Игры обмена»: «Охватить одним и тем же объяснением псевдорынки Древней Вавилонии, потоки обмена первобытных жителей сегодняшних островов Тробриан и рынки средневековой и доиндустриальной Европы — да возможно ли это?» Конечно, невозможно. И в то же время есть что­то общее между «немым» обменом первобытных общинных племен на заре человеческой цивилизации и международным авиасалоном на заре XX I в., между закупкой еще даже не пойманной рыбы средневековым купцом и покупкой модной сумочки «по каталогу», между негоциантами и «челночниками». [46 стр. 64]

С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г. — голландская ОстИндская компания, в 1670 г. — компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.

В конце XVII в. возникают первые акционерные банки. Так, в 1694 г. Был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. — Банк Шотландии. В конце XVIII и начале XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. [14 стр. 7]


В XVIII в. открытие фабрик ознаменует новый этап в эволюции предпринимательства. Увеличение объема выпускаемых товаров в совокупности со снижением их себестоимости происходит за счет внедрения машин. Акционерная форма функционирования предприятий служит предпосылкой для развития крупного предпринимательства. В ХІХ в. в мировой экономике начинают преобладать капиталистический способ ведения хозяйства. [31]

Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII — начала XVIII вв. Ричард Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель — это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

Позже известный французский экономист конца XVIII — начала XIX вв. Ж.Б.Сэй (1767—1832) в книге "Трактат политической экономии" (1803 г.) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства — Земли, Капитала, Труда. Он указывал также, что "талант английских предпринимателей" был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить "дух порядка". Предприниматель, указывал он, — это лицо, которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. [14 стр. 8-9]

Предпринимательство невозможно считать завершенным процессом, на данный момент активно развивающимся. Ведение собственного бизнеса отнюдь не считается легким занятием, требующего: повышенной заинтересованности, солидной доли вкладываемого труда, увлеченности и творческих способностей. Именно данные составляющие вовлекают в индивидуальный процесс многочисленных людей. [31]

2.2 Развитие коммерции и предпринимательства в США

История предпринимательства США начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Малый и средний бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. Малые предприятия были неотъемлемой частью американской жизни и экономики США со времен первых колониальных поселенцев. В XVII и XVIII веках публика превозносила пионера, который преодолел большие трудности, тобы вырезать дом и образ жизни из американской пустыни. В течение этого периода в американской истории большинство колонистов были маленькими фермерами, которые зарабатывали на небольших семейных фермах в сельских районах. Затем, в XIX веке, когда небольшие сельскохозяйственные предприятия быстро распространились по обширному пространству американской границы, фермер-усадьба воплощал многие идеалы экономического индивидуалиста. [26]