Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (История возникновения и развития коммерции и предпринимательства в России, в странах Европы и США).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и история развития коммерции и предпринимательства в России
1.1 Понятие и сущность коммерции и предпринимательства
1.2 История возникновения и развития коммерции и предпринимательства в России
Глава 2. История развития коммерции и предпринимательства за рубежом
2.1 Развитие коммерции и предпринимательства в странах Европы
Говоря о современном, третьем этапе в развитии предпринимательства (с 1970х годов прошлого столетия и до наших дней),
А.О. Блинов и И.Н. Шапкин выделяют пять характерных тенденций: [8]
1. Рост платежеспособного спроса населения промышленно развитых стран, приведший к «индивидуализации» потребления, что в свою очередь ведет к сокращению массового и росту мелкосерийного производства. В этих условиях малое предприятие, должным образом оснащенное, становится не менее конкурентоспособным, чем крупное производство.
2. Современные технологии, оказывающие серьезное воздействие на размер предприятия. Гибкие производственнотехнологические системы, созданные на основе новейшей технологии, уже не предъявляют жестких требований к размерам предприятия и численности занятых на нем работников. Вместе с тем относительное удешевление современных средств производства существенно снижает инвестиционный барьер для создания и начального этапа развития нового предприятия.
3. Существенное изменение роли малого предпринимательства в инновационной сфере. Из субъекта, успешно осваивающего передовую технику, малый бизнес превратился в не менее успешного разработчика современных технологий и средств производства. Этому способствуют высокий уровень специализации производства, гибкие, неформализованные структуры управления, наличие творческой атмосферы в коллективе единомышленников, отсутствие необходимости поддерживать выпуск устаревшей продукции. В условиях малого бизнеса весь цикл изобретение—освоение—готовый коммерческий продукт существенно сокращается по сравнению с циклом крупных компаний (в среднем — в 1,5—2 раза).
4. Радикальное изменение государственного подхода к малому бизнесу. Его развитие воспринимается как основа социальной и политической стабильности. Одной из основных причин упрочения положения малого и среднего бизнеса в последние десятилетия стала политика государства, направленная на его поддержку и развитие.
5. Интернационализация и транснационализация малого и среднего бизнеса. Крупный транснациональный капитал стал практиковать вынос вспомогательных операций или завершающих стадий за рубеж, где имеется реальная возможность экономии на стоимости рабочей силы, природоохранных издержках, транспортных расходах и др. [33 стр 8-9]
Итак, коммерция и предпринимательство понятия близкие по смыслу друг к другу, тем не менее коммерческая деятельность понятие более узкое, чем предпринимательство. Коммерческая и предпринимательская деятельность берет свое начало еще с древних времен. В развитии предпринимательства в России можно выделить несколько этапов: зарождение, становление, бурный рост, стабильное развитие, ликвидация и возрождение.
Глава 2. История развития коммерции и предпринимательства за рубежом
2.1 Развитие коммерции и предпринимательства в странах Европы
С развитием общества родовые общины постепенно превращались в сельские, продуктами производительность труда человека повысилась настолько, что в большинстве хозяйств образовались излишки продукции, которую они стремились реализовать за пределами хозяйства. Семьи занимались разными промыслами, поэтому всегда нуждались в продуктах, создаваемых другими: охотник и рыболов — в хлебе; земледельцы — в рыбе, продуктах охоты или скотоводства, но еще чаще им был необходим скот для развития земледелия. Все семьи, занимавшиеся различными промыслами, испытывали потребность в изделиях ремесленников, главным образом — в металлических орудиях для охоты, рыбной ловли, земледелия. Обмен продуктами и орудиями труда между отдельными хозяйствами становится необходимостью. Так возникает обмен и одновременно с ним рост экономического неравенства. [46 стр 58]
История предпринимательства коммерции начинается со Средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводило к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимали профессиональный и цивилизованный характер. Нередко, будучи собственниками средств производства, предприниматели и сами трудились на своих фабриках или заводах. [33 стр 6]
Ни в одной стране рынок не может функционировать без рыночной инфраструктуры. Рыночная инфраструктура — это система (сеть) учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.
Опыт мировой экономической истории показывает, что отдельные элементы рыночной инфраструктуры развивались с давних времен, параллельно с торговлей и товарно-денежными отношениями. Обмен на бартерной основе существовал еще в эпоху родоплеменных отношений. Тогда и появились торжища, получившие позднее название ярмарок, Ф. Бродель отмечал, что "ярмарки — старое учреждение... с бесконечными корнями в прошлом". [13]
Решающую роль в развитии ярмарки играло её географическое положение. К примеру, ярмарки в Шампани, Брюгге, Франкфурте на Майне, Женеве, Цурцахе, позже в Лионе, Лейпциге и Антверпене имели международное значение, так как находились на пересечении торговых путей, соединяющих различные части Западной Европы. Вместе с тем, существовали ярмарки местного значения, иногда посещаемые иностранными купцами. [22 стр. 3]
Наиболее крупным торговым рынком в Западной Европе в XII–XIV вв. стала Шампань, которая соединяла Англию с Италией, Фландрию с Германией, граничила с промышленным фламандским районом с одной стороны, хлебородными и винодельными областями Германии – с другой. Через Шампань протекали такие крупные реки, как Сена и Маас, а до её границ доходили Сонна на юге и Мозель на востоке. [37]
Во Франции крупные ярмарки являлись средством мобилизации экономики обширных регионов. Так, в Лионе периодически проводились четыре больших ярмарки. Но в условиях феодальной системы организация ярмарок сдерживалась многочисленными налогами и дорожными пошлина ми. Требовались королевские указы, чтобы на время проведения самых крупных ярмарок отменялись некоторые дорожные пошлины. С усилением купеческого сословия в Европе к концу второго этапа Средневековья, после коммунальных революций XIII—XIV вв. различные привилегии, льготы и гарантии предоставлялись купцам и их объединениям. И все же ярмарки не были вольными, не действовали в режиме свободной торговли. [13]
Порядок проведения ярмарок был неизменный. В первую неделю производилась распаковка и раскладка товаров. На девятый день начиналась суконная ярмарка, на которой продавались ковры из Фландрии и Пикардии, французские и немецкие полотна, бумажные ткани с юга и востока, шелка из Венеции и Ломбардии, индийский муслин, как грубое, так и тончайшее фламандское сукно. Вечером на десятый день суконная ярмарка закрывалась, а на другой день открывалась ярмарка кожаных и меховых изделий и т. д. до окончания ярмарки. С начала до конца торговали весовыми товарами, а также скотом и лошадьми. [37]
Пошлины, взимаемые с купцов за право торговли, шли в казну графа, а его люди исполняли различные служебные функции на ярмарке. Однако все важные дела решались при участии самих купцов. Для разрешения спорных вопросов на ярмарке функционировал ярмарочный суд, состоящий из купцов [19 стр. 135].
Германия также проводились ярмарки. Лейпциг в XVI в. неоднократно перестраивал свои улицы и площади, чтобы удобнее было проводить периодические ярмарки. Но в 1593 г. здесь вспыхнул мятеж против голландских купцов. Голландцы, как и во Франкфурте-на-Майне, создавали целые колонии. Они стремились сохранить национальные привилегии на ведение торговых операций. Устремления эти совпадали с утверждающейся на заре Нового времени экономической теорией меркантилизма, которая превратилась в государственную экономическую политику Франции, Англии и других стран. Она была направлена на увеличение денежного богатства посредством активного торгового баланса. При этом ставилась задача увеличивать и накапливать денежные богатства внутри каждой страны. Политика меркантилизма была проявлением стремления правительств укрепить экономику централизованных государств в их национальных границах, и в этом случае идеи монархов и носителей товарно-денежных отношений совпадали. [13]
Ярмарочная торговля была почти единственным видом внутренней оптовой торговли в Западной Европе в Х—XII вв. Товарообменные операции не были в ходу. Попадая в феодальные городки, товары, закупленные на ярмарках, естественно, продавались только за деньги.
Развитие ярмарочной торговли, наблюдавшееся примерно около XII в., привело к росту денежного оборота в городах, переходу от местного простого товарного хозяйства к широкому денежному. [46. Стр 75]
Многочисленные факты из истории экономики свидетельствуют, что на страновом и межстрановом уровне в XVI—XVII вв. н. э. во многих государствах были созданы национальные и межстрановые кредитно-денежные системы. С прорывом к мировому рынку, благодаря Великим Географическим открытиям, национальные кредитно-денежные системы постепенно превращались в межнациональные. Формировался рынок капиталов параллельно рынку товаров. И произошло это в Западной Европе в результате эволюции ярмарок. [13]
Механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (предъявителей предложения) товаров и услуг, обозначает понятие «рынок» в политэкономическом смысле. Но разве рынок — это ново? Это даже не хорошо забытое старое. Пише т же французский историк XX в. почетный доктор многих университетов мира Фернан Бродель (1902—1985) в своей монографии «Игры обмена»: «Охватить одним и тем же объяснением псевдорынки Древней Вавилонии, потоки обмена первобытных жителей сегодняшних островов Тробриан и рынки средневековой и доиндустриальной Европы — да возможно ли это?» Конечно, невозможно. И в то же время есть чтото общее между «немым» обменом первобытных общинных племен на заре человеческой цивилизации и международным авиасалоном на заре XX I в., между закупкой еще даже не пойманной рыбы средневековым купцом и покупкой модной сумочки «по каталогу», между негоциантами и «челночниками». [46 стр. 64]
С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г. — голландская ОстИндская компания, в 1670 г. — компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.
В конце XVII в. возникают первые акционерные банки. Так, в 1694 г. Был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. — Банк Шотландии. В конце XVIII и начале XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. [14 стр. 7]
В XVIII в. открытие фабрик ознаменует новый этап в эволюции предпринимательства. Увеличение объема выпускаемых товаров в совокупности со снижением их себестоимости происходит за счет внедрения машин. Акционерная форма функционирования предприятий служит предпосылкой для развития крупного предпринимательства. В ХІХ в. в мировой экономике начинают преобладать капиталистический способ ведения хозяйства. [31]
Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII — начала XVIII вв. Ричард Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель — это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.
Позже известный французский экономист конца XVIII — начала XIX вв. Ж.Б.Сэй (1767—1832) в книге "Трактат политической экономии" (1803 г.) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства — Земли, Капитала, Труда. Он указывал также, что "талант английских предпринимателей" был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить "дух порядка". Предприниматель, указывал он, — это лицо, которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. [14 стр. 8-9]
Предпринимательство невозможно считать завершенным процессом, на данный момент активно развивающимся. Ведение собственного бизнеса отнюдь не считается легким занятием, требующего: повышенной заинтересованности, солидной доли вкладываемого труда, увлеченности и творческих способностей. Именно данные составляющие вовлекают в индивидуальный процесс многочисленных людей. [31]
2.2 Развитие коммерции и предпринимательства в США
История предпринимательства США начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Малый и средний бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. Малые предприятия были неотъемлемой частью американской жизни и экономики США со времен первых колониальных поселенцев. В XVII и XVIII веках публика превозносила пионера, который преодолел большие трудности, тобы вырезать дом и образ жизни из американской пустыни. В течение этого периода в американской истории большинство колонистов были маленькими фермерами, которые зарабатывали на небольших семейных фермах в сельских районах. Затем, в XIX веке, когда небольшие сельскохозяйственные предприятия быстро распространились по обширному пространству американской границы, фермер-усадьба воплощал многие идеалы экономического индивидуалиста. [26]