Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Проблема глобального управления и роль международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Великая депрессия нанесла сокрушительный удар мировой экономике – в промежутке между 1929 и 1932 годами цены на товары во всем мире упали на 48 %, а объем мировой торговли снизился на 63 %.

Однако положительным результатом Великой депрессии явилось понимание неразрывной связи между политической безопасностью и экономическим процветанием, а также того, что с расширением внешнеэкономических связей под воздействием внешних факторов возрастает уязвимость национальных экономик.

Стало очевидно, что в политике изоляционизма, торговых и валютных войнах уже нет, и не будет победителей. Кризис международных валютных и кредитных отношений обострился с новой силой во время Второй мировой войны, когда большинство стран (кроме США, Швейцарии, Мексики и стран Центральной Америки) ввели валютные ограничения.

Мировые хозяйственные связи были окончательно нарушены. В этих условиях роль лидера в разработке нового мирового порядка взяла на себя страна, имеющая на тот момент быстро растущую экономику и самые сильные вооруженные силы – Соединенные Штаты.

Кроме того, над этой же проблемой работали исследователи Великобритании и других стран антигитлеровской коалиции. Наиболее значимыми проектами были признаны план международного стабилизационного фонда Г. Уайта и план международного клирингового союза Д. Кейнса, которые и составили теоретическую базу деятельности МВФ. [11]

Несмотря на неоспоримую теоретическую и практическую значимость идей Д. Кейнса и Г. Уайта, следует иметь в виду, что все они изначально имели вполне конкретные цели: план Д. Кейнса был направлен на облегчение валютно-финансового положения Великобритании, а план Г. Уайта – на закрепление возрастающей политической и экономической мощи США, что неразрывно связывалось с закреплением господствующего положения доллара в новой мировой валютной системе. [12]

Для реализации этих целей Г. Уайт считал необходимым основание двух наднациональных институтов, контролирующих внутреннюю денежную политику стран-участниц: Мирового Банка и Стабилизационного Фонда.

По плану формирование капитала Мирового Банка должно было осуществляться путем привлечения займов членов. Создание второго института, состоящего из золота и правительственных ценных бумаг стран-союзниц, было необходимо для выдачи краткосрочных кредитов странам с дебетовым сальдо платежного баланса.

Стабилизационный фонд также имел право контролировать валютный курс заемщиков, изменять его и даже отменять в одностороннем порядке. Широкий круг полномочий Стабилизационного Фонда наносил серьезный ущерб по экономической независимости и реальному политическому суверенитету стран-участниц, что делало первый текст плана Г. Уайта неприемлемым. [13]


Однако, согласно второй редакции, опубликованной в 1943 году, создание Фонда преследовало несколько иные цели: предотвращение девальвации валют, восстановление и поддержание многосторонней торговли, помощь в стабилизации валютных курсов, «облегчение эффективного использования блокированных валютных средств, ослабление валютных ограничений». Обладая суммой не менее 5 млрд. долларов, Стабилизационный Фонд должен был заниматься кредитованием стран с дефицитным балансом.

Предполагалось, что каждая страна будет выплачивать квоту, размер которой зависел от социально-экономического положения государства, в установленной пропорции: 30 % в золоте, остальную часть в правительственных ценных бумагах и национальной валюте.

В дальнейшем, средства, внесенные участниками Фонда, предоставляли на определенных условиях странам, испытывающим финансовые трудности.

Кроме того, согласно плану Г. Уайта, предлагалось установить международную денежную единицу – унитас, равную 10 долларам США. По отношению к международной резервной валюте жестко фиксировались валютные паритеты национальных валют.

Унитас, в свою очередь, был привязан к цене золота, которая автоматически фиксировалась казначейством в долларах США. Таким образом, мировыми деньгами фактически становился доллар. В послевоенный период разоренной Великобритании грозила потеря мирового господства, поэтому главной задачей Д. Кейнса стало сохранение Лондона в качестве глобального финансового центра. [14]

В сентябре 1941 года английский экономист представил министерству финансов Предложения по созданию Международного компенсационного союза. Осознав угрозу распространения экономической депрессии, Д. Кейнс считал необходимым защитить национальную экономику.

Для этого он, во-первых, предлагал учредить Международный клиринговый союз, который должен обеспечить, что- бы деньги, полученные от продажи товаров одной страны, могли быть направлены на закупку товаров в любой другой стране.

Международный клиринговый союз, согласно идеям Д. Кейнса, должен был выпускать свою собственную валюту, курс которой устанавливался бы по отношению к золоту – банкор, международное средство платежа, единица межгосударственного расчета, в которой можно было бы измерить сальдо внешнеторгового баланса той или иной страны.

Колебания предложения денег не приводили бы к изменению реальной экономической политики, поэтому предполагалось, что в будущем банкор заменит золото как средство осуществления международных платежей.


Соответственно, курсы всех национальных валют выражались бы в мировых кредитных деньгах, банкорах.

Осознав, что в сложившейся ситуации необходимо стимулировать кредиторов, то есть страны с профицитом государственного бюджета, вкладывать деньги в экономику заемщиков, Д. Кейнс еще большей данью обложил страны с положительным сальдо. [15]

Если же страна имеет профицит, превышающий установленную квоту, избыток конфискуется. Таким образом, страны с большим положительным сальдо имели бы большой стимул избавляться от него, тем самым автоматически покрывая отрицательное сальдо других стран.

В соответствие с изложенным положением плана Д. Кейнса это тяжелое бремя должно было быть возложено на США, единственную страну, состоящую в Клиринговом Союзе с профицитом внешнеторгового баланса.

Таким образом, план Д. Кейнса предусматривал создание автоматических кредитных механизмов для государств с дефицитным балансом. Последние не были обязаны проводить дефляционистские меры, приводящие к экономическому застою страны, поскольку страны с большим положительным сальдо имели мощный стимул направлять валютную выручку на покрытие задолженностей других стран.

Проблема была разрешена подписанием в декабре 1945 года 29 государствами Статей соглашения (Articles оf Agreement) Международного валютного фонда (МВФ), которые выполняют роль его устава.

К числу основных функций МВФ были отнесены:

– контроль выполнения «кодекса поведения» (тесного сотрудничества в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);

– предоставление членам фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения выполнения ими «кодекса поведения»;

– организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по международным валютным вопросам.

Первые десятилетия деятельности МВФ позволили странам значительно усовершенствовать проводимую экономическую политику, в первую очередь, внешнеторговую, что стимулировало рост международной торговли товарами и услугами, а также способствовали сглаживанию экономических циклов чередующихся подъемов и спадов. [16]

Первой проблемой в истории МВФ был вопрос о его дальнейшем функционировании, появившийся в начале 80-х годов и связанный с проектами реформирования мировой валютной системы в целом. Некоторые проекты предлагали заменить МВФ более демократичным и конструктивным международным финансовым институтом.


Со временем актуальность таких вопросов уменьшилась, но угроза еще остается. Современные проблемы вытекают из реализации стратегии МВФ в разных странах.

В последнее время деятельность МВФ подвергается критике мировой общественностью, особенно общественностью развивающихся стран. Дело в том, что предоставляя займы на оздоровление экономики, МВФ выдвигает, как правило, примерно одинаковый пакет требований, который включает: приватизацию крупных предприятий, либерализацию цен и внешней торговли, жесткую денежно-кредитную политику для стабилизации валюты, прекращение субсидирования убыточных предприятий, минимизацию бюджетного дефицита за счет сокращения социальных программ и повышения налогов, девальвации валюты.

В большинстве случаев выполнение этих требований не только не способствует улучшению состояния экономики, а, наоборот, ведет к падению производства, обострению социальных конфликтов.

Это проявилось, в частности, во время финансового кризиса 1997 года в Юго-Восточной Азии, когда деятельность МВФ стала фактически дестабилизирующим фактором.

Недовольство современной деятельностью МВФ высказывают не только развивающиеся страны, но и ряд развитых, о чем наглядно свидетельствует требования лидеров G-20 реформы МВФ, в частности, ратификации реформы 2010 года, в соответствии с которой ресурсы МВФ будут увеличены, а квоты перераспределены в пользу развивающихся стран, в числе которых РФ, КНР, Индия и Бразилия. [17]

«Проведение в жизнь реформ 2010 года остается нашей самой приоритетной задачей в отношении МВФ, и мы настоятельно призываем США их ратифицировать. Если этого не произойдет до конца года, мы поручаем МВФ, основываясь на результатах проделанной работы, представить варианты для последующих шагов», – говорится в коммюнике G20.

События последних дней наглядно свидетельствуют о том, что в связи с укрепляющимися позициями развивающихся стран и, в первую очередь, России, деятельность МВФ стала более политизированной. Наглядный пример – позиция этой организации в решении вопроса о долгах Украины перед Россией, который составляет на конец 2015 года порядка 3 млрд. долларов. Ради Украины МВФ собирается отказаться от многолетней практики не кредитовать страны, у которых есть просроченная задолженность перед официальными кредиторами.

ВЫВОД

Изменение политики МВФ в отношении страны-должника в данном случае позволит Украине «заморозить» платежи перед Россией. Как нам представляется, изменение принципов деятельности крупнейшей международной организации в угоду сиюминутным политическим интересам не могут способствовать выполнению ею заявленных в Уставе положений. События последних лет с наглядной очевидностью свидетельствуют о том, что мир за 70 лет функционирования МВФ значительно изменился.


Изменились страны, изменились международные экономические отношения. Все это требует реформирования МВФ.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА

2.1 ПРОБЛЕМА ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА

Глобальный характер современной экономики делает невозможным ее регулирование с использованием только инструментов национальной экономической политики.

В условиях растущей взаимозависимости стран возникает необходимость комплексного формирования механизмов и принципов глобального управления, которые носят наднациональный характер. [18]

Координация глобальной экономической политики проводится, прежде всего, национальными государствами, международными экономическими организациями и региональными интеграционными объединениями. При этом в настоящее время наблюдается необходимость модернизации отдельных институтов глобального управления (речь в данном случае идет о Международном валютном фонде), что обосновывается увеличением роли в мировой экономике стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран. [19]

Существует несколько трактовок категории «глобального управления». Дж. Розенау определяет ее не только через официальные институты, которыми регулируются нормы и правила межгосударственного взаимодействия, но и через все те «организации и группы влияния – от многонациональных корпораций, транснациональных социальных движений до множества неправительственных организаций, которые преследуют цели и задачи, достижение решения которых зависит от транснациональных правящих и властных институтов». [20]

Т. Вайсс и Р. Такур в работе «ООН и глобальное управление: идея и перспективы ее воплощения» утверждают, что «глобальное управление – это комплекс формальных и неформальных институтов, механизмов, отношений и процессов, существующих между и распространяющихся на государства, рынки, отдельных граждан и организации, как межправительственные, так и неправительственные, посредством которых на глобальном уровне определяются коллективные интересы, устанавливаются права и обязанности, разрешаются споры».