Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Принципы предпринимательского права, и отличие от других отраслей права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также, необходимо подчеркнуть наличие Таможенного кодекса таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, который был принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, на уровне глав государств от 27.11.2009 за № 17 в ред. от 16.04.2010 года). Данным кодексом, устанавливается таможенное регулирование в таможенном союзе России, Казахстана и Белоруссии, в рамках Евразийского экономического сообщества (Необходимо отметить, что сейчас в ЕврАзЭС входит 5 стран). Также, им осуществляется правовое регулирование тех отношений, которые связаны с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой, по единой таможенной территории таможенного союза (под таможенным контролем), временным хранением, таможенным декларированием, выпуском, а также использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведение таможенного контроля, уплата таможенных платежей, а также властные отношения между таможенными органами, и теми лицами, которые реализуют права владения, пользования и распоряжения перечисленными товарами. [21, с. 208]

4) Принцип по поддержанию конкуренции, и недопущения экономической деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип, закреплен в статьях 8 и 34 Конституции РФ. Соблюдение указанного принципа - является необходимым условием по развитию рыночной экономики, а также осуществления предпринимательской деятельности. Закону РФ от 22 марта 1991 года "О конкуренции, и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", отводится важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами по ее проявлению, и борьбе с монополистической деятельностью. Данный закон, является первым в истории России, антимонопольным законодательным актом.

На сегодняшний день, большое количество положений данного нормативного акта, являются отмененными. Основное значение в процессе регулирования антимонопольных отношений, имеет Федеральный закон от 26 июля 2006 года за № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в дальнейшем — Закон о защите конкуренции). В действующем антимонопольном законодательстве, предусмотрено то, что монополистическая деятельность, может быть реализована одним хозяйствующим субъектом, или по согласованию, между несколькими субъектами. К примеру, посредством заключения договоров, касающихся разделе рынков, установления или поддержания цен, ограничения доступа на рынок и пр. [17, с.88]

Действующим законодательством, выделена особая группа предприятий-монополистов. К такой группе, можно отнести хозяйствующие субъекты, которые доминируют на конкретном товарном рынке. В соответствии со статьей 5 Закона "О конкуренции", по общему правилу, в качестве доминирующего может быть признано положение хозяйствующего субъекта, у которого доля на рынке конкретного товара, превышает 50%, а в определенных условиях, может быть меньше. В тоже время, не может быть признано доминирующим, положение того хозяйствующего субъекта, у которого доля на рынке, не превышает 35%. [9, с.192]


В качестве федерального антимонопольного органа, выступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она действует на основе Положения, которое было утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года за № 331. ФАС РФ, подчиняется непосредственно Правительству РФ. Она наделена широкими полномочиями по осуществлению контроля за монополистической деятельностью, способна издавать не только индивидуальные, но также и нормативные правовые акты, относящиеся к данной сфере. Данная служба, призвана для обеспечения выполнения антимонопольного законодательства, способна выдавать обязательные предписания, об устранении допущенных (выявленных) нарушений. Антимонопольным органом, осуществляется контроль за созданием, а также реорганизацией хозяйствующих субъектов. Процесс по приобретению крупными, и доминирующими на рынке, хозяйствующими субъектами, ключевых пакетов акций, может быть допущен только с разрешения на то антимонопольного органа. Данным органом, могут быть применены санкции к нарушителям антимонопольного законодательства. [11, с.464]

Для естественных монополий, установлены специальные правила. такие правила, определены Федеральным законом от 17 августа 1995 года за № 147-ФЗ «О естественных монополиях». В качестве субъектов естественных монополий, могут выступать предприятия, успешно работающие в силу отсутствия конкуренции, в силу технологических особенностей производства. К сферам деятельности естественных монополий, можно отнести транспортировку нефти, а также нефтепродуктов, по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, а также некоторые другие виды деятельности. В качестве особой формы по регулированию деятельности естественных монополий, выступает определение тех потребителей, которые подлежат обязательному обслуживанию.

Учитывая важное значение цен, а также тарифов на продукцию, и определенные услуги субъектов естественных монополий, в государственном регулировании их деятельности, участие принимает Федеральная служба по тарифам (ФСТ РФ). В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года за № 332, данная служба, выступает как орган исполнительной власти, по регулированию естественных монополий, и осуществлению функций, по определению (установке) цен (тарифа), а также проведения контроля по тем вопросам, которые связаны с определением (установкой), и применением цен (тарифа), в области деятельности субъектов естественных монополий. [7, с.672]


В соответствии со статьей 11 и 25 Федерального закона «О естественных монополиях", те споры и разногласия, которые возникают между субъектами естественных монополий, а также их потребителями, и органами исполнительной власти субъектов РФ, и связанные с установкой и применением цен (тарифа), подлежат обязательному регулированию в досудебном порядке, органом по регулированию естественных монополий. Факт подачи в суд заявления, приостанавливает исполнение решения (предписаний) органа по регулированию естественных монополий, на время его рассмотрения в суде, до вступления решения суда, в его законную силу.

5) Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. В любом из государств мира, происходит процесс по государственному регулированию экономики, а также предпринимательства. Различными, являются только формы, а также методы по такому регулированию, которые могут быть определены, политическими условиями, уровнем экономического а также социального развития, и другими факторами. Переход России к рыночным условиям по хозяйствованию, потребовал значительного пересмотра системы по государственному регулированию экономики, замене административных мер по воздействию на экономику. В данном направлении, было совершено немало ошибок, которые не в полной мере удалось исправить на сегодняшний день. По мнению законодателя, соблюдение баланса частных интересов предпринимателей, а также публичных интересов государства, и общества в целом, является самым главное, что должно быть достигнуто, в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности. [9, с.192]

В этом случае, необходимо обратить внимание, на следующие законы:

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 за № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", процесс государственного регулирования торговой деятельности, осуществляется при помощи:

- установки требований к ее организации и осуществлению;

- антимонопольного регулирования, а также информационного обеспечения в данной сфере;

- государственного контроля (надзора), муниципального контроля в данной области. [20, с.746]

Законодательство в частности, не распространяет свое действие на: 1) внешнеторговую деятельность; 2) торговлю на товарных биржах; 3) деятельность, направленную на продажу товаров на розничных рынках; 4) куплю-продажу ценных бумаг, а также объектов недвижимости.

Необходимо также отметить значение Федерального закона от 26 декабря 2008 года за № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Данный закон, направлен на то, чтобы снять излишние административные барьеры в сфере малого и среднего предпринимательства, а также защиту их прав, и законных интересов.


6) Принцип законности. Этот принцип является общеотраслевым. Его воплощение в жизнь - является основой для построения правового государства. Касательно того, что же касается законности в предпринимательской деятельности, то в этом случае необходимо указать на два существующих аспекта. В первую очередь, сама предпринимательская деятельность, должна осуществляться посредством проведения строгого соблюдения требований действующего законодательства. Во вторую очередь, что является не менее важным, со стороны государства, должна быть обеспечена, законность правовых актов, а также законная деятельность органов государственной власти, а также местного самоуправления, которые регулируют предпринимательство. Определенные меры, направленные на обеспечение законности, предусмотрены действующим законодательством. Таким образом, статьей 13 ГК РФ, определяются условия, а также порядок по признанию недействительным, акта государственного органа, а также органа местного самоуправления. В сфере нормативного регулирования, укреплению законности, способствует введение правила, касающееся регистрации актов федеральных органов исполнительной власти, в Министерстве юстиции РФ. [18, с.156]

2.2 Отграничение предпринимательского права от других отраслей права

Отграничение предпринимательского права, от иных отраслей, происходит посредством сравнения его предмета, с предметами правового регулирования смежных отраслей. [14. с.40]

В принципе, полем предпринимательского права — являются производственные отношения, в экономике страны. Стоит отметить, что они не все регулируются посредством предпринимательского права. Потребление произведенного продукта (в данном случае, в виду имеется непроизводственное потребление), происходит в рамках гражданского права, процесс регулирования которого, направлен на удовлетворение имущественных, а также личных неимущественных интересов. В реальной жизни, потребление, а также его обслуживающее регулирование, направленное на приобретение товаров гражданами, а также работ и услуг, являются оторванными от непосредственных воспроизводительных процессов. Они выступают как самостоятельная сфера, в которую могут быть перемещены результаты производства. Сам же процесс, направленный на удовлетворение потребностей граждан, имеет особое содержание, ну и как правило, соответственное специфическое регулирование. В данном смысле, хозяйственный оборот, в качестве совокупности всех актов деятельности, в процессе производства, а также распределения и обмена, является самостоятельной сферой, в которой происходит взаимодействие производителей, но не граждан. В тоже время, гражданский оборот — является совокупностью сделок, направленных на удовлетворение персональных потребностей. В этой ситуации происходит взаимодействие производителей и граждан, а также граждан между собой, путем совершения сделок, направленных на удовлетворение интересов потребителя. [19, с.757]


Предпринимательское право от административного права, отличается тем, что к предмету административного права, относится исполнительно-распорядительная деятельность администрации. Другими словами, отношения в сфере власти, а также подчинения. Данные отношения, существуют в той сфере, в которой есть органы по управлению, отдельные должностные лица, которые реализуют власть, а также управление, которое подчиняют своему директивному воздействию, нижестоящие органы, и конечно же должностных лиц. Это является характерной сферой общественных отношений, относящихся к административному праву.

В предпринимательских отношениях, не существует исполнительно-распорядительной деятельности. Органы по управлению, а также отдельные должностные лица, в качестве субъектов права в предпринимательстве, не выступают. В этом случае, в отношениях по реализации руководящей деятельности, могут выступать органы государства, от его имени. [15, с.328]

Предпринимательское право от трудового права отличается тем, что оказывает воздействие не на отношения отдельных лиц, которые нанялись на работу, и подчиняются в силу этого, правилам внутреннего трудового распорядка, а также на предпринимательские отношения предприятий, и их подразделений в целом, в качестве предпринимательских образований.

Предпринимательское право от финансового права, отличается тем, что процесс регулирования финансов, а также бюджета (государственного плана по формированию и реализации общих доходов государства), выступает как предмет финансового права. Процесс по регулированию источников доходов предприятий, а также предпринимателей, и их использования, в воспроизводственном кругообороте, составляет предмет предпринимательского права. Хозяйственная деятельность, является невозможной, вне образования по соответствующим правилам, доходов, а также их реализации. Она предполагает собой, надлежащее формирование предприятием, соответствующей себестоимости, а также точное определение не только доходов, но и прибыли. [6, с.112]

В связи с этим, в сфере движения денежных средств, принадлежащих хозяйствующим субъектам, процесс регулирования осуществляется нормами предпринимательского права. В области образования государственных доходов, на базе налогов, направления бюджетных средств, составляют предмет финансового права.

Отграничение земельных а также предпринимательских отношений, не встречает значительных трудностей. Сам объект, которым является земля, а также отношения связанные с нею, даже по поводу вовлечения ее в оборот, на основе передачи в её собственность, учитывая особую важность данного объекта, составляет предмет земельного права. Тоже самое, можно сказать о водных, горных, лесных, и других природоохранных отношениях. Для хозяйственной деятельности, земельные, а также другие природо-ресурсные отношения, хоть и являются важными, но не выступают в качестве главных (сопутствующих). В связи с этим, правовым предпринимательским регулированием, они быть охвачены не могут. [3, с.848]