Файл: ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЗАДАЧИ, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ (Теоретические основы оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, указывается с положениями ст.16 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", определяющей порядок и условия содействия граждан органам, осуществляющим ОРД. Эта статья устанавливает круг прав субъектов ОРД применительно к таким лицам и к их содействию. В частности, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами, за исключением их отдельных категорий.

Законодательное закрепление рассматриваемого права органов, осуществляющих ОРД, подчеркивает, что установление отношений конфиденциального сотрудничества является прерогативой этих органов, а не лиц, изъявивших желание сотрудничать или оказывать содействие органам - субъектам ОРД.

Отношения сотрудничества могут устанавливаться как на безвозмездной, так и на возмездной основе, т.е. предполагают получение вознаграждения в соответствии с контрактом о сотрудничестве либо единовременные выплаты по результатам содействия в решении задач ОРД.

Конфиденциальное сотрудничество используется исключительно в целях решения задач ОРД и исполнения обязанностей, возложенных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению органы, осуществляющие ОРД, могут использовать служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц. Это право связано с решением вопросов конспирации ОРД, зашифровки проведения ОРМ, сохранения в тайне конфиденциального содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, и др.

Служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц согласно Закону могут использоваться на основании заключенного договора или устного соглашения. Это зависит от вида объекта, длительности его использования, согласия собственника или владельца.

Данное положение соответствует и нормам гражданского законодательства, в соответствии с которым форма соглашения может быть как устной, так и письменной. Договор может быть как возмездный, так и безвозмездный, т.е. граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иным нормативно-правовым актом. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано нормативными правовыми актами (ст.421 ГК РФ).


Под зашифровкой понимается комплекс мероприятий (организационных, тактических, психологических, поведенческих и др.), которые обеспечивают сохранение в тайне проводимых оперативно-розыскных мероприятий, принадлежность к органам, осуществляющим ОРД, их участников, а также предприятий, учреждений, организаций и их функционального назначения. Зашифровка таких объектов обеспечивается совокупностью специальных средств и методов. Наличие документов прикрытия является составной частью зашифровки, обеспечивающей дополнительные гарантии безопасности участников ОРМ, и условием эффективности проводимых оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскная деятельность предполагает в отдельных случаях полную зашифровку должностных лиц и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, проведение оперативными подразделениями ОРМ, их местонахождение, характер деятельности и др.

Это означает, что могут скрываться не только ведомственная принадлежность к органам, осуществляющим ОРД, субъектов ОРМ или факт их сотрудничества, но и их установочные данные (место рождения и жительства, место работы, профессия, должностное положение и т.п.).

2.3 Обязанности органов, осуществляющих ОРД

Юридическая обязанность есть должное или необходимое действие органов, осуществляющих ОРД, и их должностных лиц в силу прямого указания закона.

Обязанность соблюдать правила конспирации вытекает и из прав оперативных подразделений на проведение ОРМ как гласно, так и негласно, из положений законодательных и подзаконных актов, определяющих отнесение сведений об организации и тактике ОРД к государственной тайне, и др.

Защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств являются целями ОРД, провозглашенными в ст. 1 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных вышеуказанным законом (ст.5).


Данные положения детализируют положения Конституции РФ, провозглашающей в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, а также обязанность государства по их признанию, соблюдению и защите. Соответственно, субъекты ОРД, являясь государственными органами, обязаны гарантировать защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Следует отметить, что в ч. 1 статьи 14 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" речь идет о защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, в то время как в ст.1 Закона ставится цель защиты прав и свобод человека и гражданина в целом. Такие различия связаны с тем, что в ст.1 речь идет об общих целях ОРД, на достижение которых ориентирована эта деятельность, а комментируемая статья определяет лишь обязанность принимать меры по защите именно конституционных прав, ограничение которых допускается при проведении ОРМ.

Именно поэтому защита конституционных прав законодателем прямо связана с необходимыми мерами, принимаемыми в пределах полномочий органов - субъектов ОРД. Если в ст.1 Закона подразумеваются права, которые могут быть уже нарушены и отдельные из которых уже нельзя восстановить, то в комментируемой статье акцент делается именно на деятельности субъектов, при помощи которой обеспечивается защита прав от незаконных посягательств посредством мер, предусмотренных Законом, которые сами должны соответствовать требованию соблюдения конституционных прав и свобод.

Это согласуется с ч.3 ст.55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Органы, осуществляющие ОРД, обязаны исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме следователя, руководителя следственного органа и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству.

Данная обязанность прямо связана с положениями норм УПК РФ, определяющими право следователя, руководителя следственного органа и суда давать субъектам ОРД отдельные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий (например ст. ст.38, 157 и др.).

Требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами (ст.21 УПК РФ). Отдельные следственные действия практически не могут быть проведены без участия оперативных подразделений, например прослушивание и запись переговоров (ст.186 УПК РФ).


Поручения, указания и решения адресуются компетентному органу – субъекту ОРД, а не его должностным лицам. Исключение может составлять работа в составе одной следственно-оперативной группы. В этом случае поручения следователя, который руководит расследованием, обязательны для оперативного работника. В поручении не может определяться вид и тактика проведения ОРМ. Выбор средств, методов и тактических приемов решения поставленных задач является прерогативой органов, осуществляющих ОРД, а определение исполнителей поручения - руководителей этих органов.

Российская Федерация является участником многих международных договоров о сотрудничестве в сфере предупреждения и раскрытия преступлений, которые содержат нормы о применении специальных методов расследования и другие меры, имеющие прямое или косвенное отношение к ОРД. Предусмотренные рядом конвенций уголовно-правовые и уголовно-процессуальные меры борьбы с преступностью реализуются при помощи именно оперативно-розыскных средств и методов.

В целях реализации положений конвенций государства-участники при необходимости вправе заключать соответствующие двусторонние или многосторонние соглашения либо иные договоренности об использовании оперативно-розыскных методов раскрытия и расследования преступлений в контексте сотрудничества на международном уровне. Такие соглашения и договоренности заключаются и осуществляются при полном соблюдении принципа суверенного равенства государств и реализуются в строгом соответствии с определенными в них условиями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совокупность прав и обязанностей, которы­ми обладают оперативно-розыскные органы, позволяет избежать нарушений законности в практической деятельности оперативных сотрудников и делает их деятельность эффективной.

Обязанности оперативно-розыскных органов могут быть закреплены в законодательных предписаниях, а также зафиксированы в различных ведом­ственных подзаконных нормативных актах.

Обязанностью оперативно-розыскных органов является принятие всех необходимых мер по защите конституционных прав и свобод человека и граж­данина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и го­сударства. Конституционные права и свободы человека и гражданина, которые под­лежат защите, находят отражение в ст. 17 – 64 Конституции РФ и других норма­тивных актах.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ оперативно-розыскной защите подлежат собственность различных форм (го­сударственная, частная, муниципальная и др.). Важно отметить, что согласно ст. 1 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскными органами осуществляется защита государства исключительно от преступных посягательств.


Оперативно-розыскные органы обязаны информировать другие органы, осуществляющие аналогичную деятельность (ст. 13 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности) о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетен­ции этих органов, и оказывать им необходимую помощь.

Помощь может выра­жаться в предоставлении оперативно-справочной информации, совместном планировании и проведении оперативно-розыскных мероприятий и т.д.

Таким образом, сотрудники оперативно-розыскных органов наделены широким кругом полномочий и неповиновение их законному распоряжению, применение насилия при исполнении ими служебных обязанностей или оскорбления влекут для граждан дисциплинарную, административную (например, ст. 19.3 КоАП), уголовную (ст. 318, 319 УК РФ) и другую ответственность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с изменениями. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. – 96 с.
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (Редакция от 29.07.2017 N 199-ФЗ). 
  3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017 N 203-ФЗ) .
  4. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017 N 251-ФЗ). 
  5. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017 N 266-ФЗ). 
  6. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ред. от 06.07.2016 N 374-ФЗ).
  7. Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (ред. от 01.07.2017).
  8. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (ред. от 29.07.2017 N 272-ФЗ).
  9. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (ред. от 18.06.2017 N 505-ФЗ).
  10. Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" (ред. от 01.07.2017  N 148-ФЗ).
  11. Федеральный Закон от 10.01.1996 года №5-ФЗ в редакции Федерального Закона от 14.02.2007 N 20-ФЗ «О внешней разведке» (ред. от 18.06.2017 N 505-ФЗ). 
  12. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (ред. от  26  июля  2017  г.  N  193-ФЗ).
  13. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ред. от 03.04.2017 N 505-ФЗ).
  14. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (ред. от 28.12.2016 N 503-ФЗ).
  15. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017 N 269-ФЗ).
  16. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (ред. от 03.07.2016 N 145-ФЗ).
  17. Даянов И.С. К вопросу о понятии «Оперативно-розыскное мероприятие». Журнал «Актуальные проблемы права и государства в XXI веке». № 7-5, 2015, С. 52-56.- Издательство: Уфимский юридический институт МВД России (Уфа).
  18. Захарцев С. И. Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке: Монография / С.И. Захарцев, Ю.Ю. Игнащенков, В.П. Сальников. - М.: Норма, 2015. - 400 с.
  19. Климов И. А. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" / Климов И.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 407 с.