Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем не менее, в последующие годы подушная подать, по сути, стала препятствием в развитии экономики России и многие годы оказывала негативное влияние на экономическое и социальное развитие страны. В период правления преемников Петра первого, в восемнадцатом веке, каких-либо значимых перемен в российской системе налогообложения не было. Однако, практика применения прямых налогов продемонстрировала в это время свои ограниченные возможности в увеличении сбора доходов. В связи с этим, предпринимались попытки расширения налоговой базы, а также повышения роли косвенных налогов.

В результате таких реформ, к одна тысяч семьсот шестьдесят второму году произошли определенные изменения в структуре налоговых доходов казны. Подушная подать как прежде составляла основную часть доходов. Вместе с тем, резко повысилась доля питейных, неокладных и канцелярских сборов, а также таможенных и соляных сборов. В результате этих изменений, доля прямых налогов, в общем объеме, снизилась на четверть, по сравнению с периодом правления Петра первого.

В период царствования Екатерины второй осуществлялись мероприятия по увеличению налогооблагаемой базы налогов. Например, в сферу налоговых отношений попали капиталы купцов. Также при Екатерине был введен гильдейский сбор. Вместе с тем, были отменены некоторые малозначимые сборы. В последствии, увеличивались подушная подать, питейный и соляной налоги. Это происходило из-за чрезвычайного роста расходов, связанных с войнами и содержанием царского двора.

Большое количество реформ в налоговой системе России, приходится и на времена правления Александра второго, так к его коронации, было приурочено списание налоговых долгов. При Министерстве финансов, создали специальную комиссию, в функции которой входил пересмотр податей и сборов. Проработала эта комиссия более двадцати лет, однако результаты ее деятельности оказались недостаточно эффективными. Прежде всего, это объяснялось переходным периодом в экономической и общественной жизни России в тот период времени, что не могло не отразиться на совершенствовании налоговой системы в соответствии с новыми реалиями. Было очевидно, что в новых условиях социальных, экономических и политических преобразований в обществе, действовавшая налоговая система стала не эффективна.

Подушная подать в этот период была подвергнута серьезному разбору, так как многолетний опыт использования этого налога выявил многие его недостатки. Подушная подать в России явилась тяжелым бременем для беднейших слоев населения, к тому же, при уплате подушной подати, существовала ответственность общины за подати и недоимки своих членов. Еще одним серьезным недостатком было то, что с подушной податью был связан запрет на смену места жительства. Тем более, введение налогов, которые на зависят от уровня доходов и платежеспособности населения, в любом случае, рано или поздно должен был потерпеть неудачу.


Наиболее крупные продвижения в изменении налоговой системы, произошли в период правления Александра третьего. На этом этапе произошли глобальные преобразования в налоговой и финансовой системе в целом[7].

Самым значимым и положительным новшеством стал поэтапный отказ от подушной подати и значительно снижены выкупные платежи для крестьян[8]. Несмотря на то, что подушная подать имела серьезные недостатки и критику, окончательно отменили ее только в конце девятнадцатого века.

Значительное внимание в те годы было уделено совершенствованию налоговой системы, с целью формирования объективности наложения налогового бремени, с учетом платежеспособности налогоплательщиков. Позитивным моментом формирования налоговой системы явилось решение расширить налогооблагаемую базу за счет роста числа плательщиков налогов и оптимального распределения налоговой нагрузки. Повысились ставки налога на недвижимость в городах и поземельного налога и введен налог с наследств и дарений, а в одна тысяч восемьсот восемьдесят пятом году введены новые сборы:

  • трехпроцентный и раскладочный с торговых и промышленных предприятий,
  • пятипроцентный налог на денежные капиталы.

Следующей немаловажной реформой этого периода, было появление податных инспекторов - особого органа местного управления финансами.

Особое значение для формирования Российской налоговой системы имеют изменения, происходившие в девятнадцатом веке. Произошли реформы системы торгово-промышленного налогообложения, приняты меры для введения принципа соразмерности налогового бремени с уровнем доходов населения. Например, были снижены ставки поземельного налога, введено освобождение от налога безвозмездной передачи сельской собственности к ближайшим родственникам, паспортный сбор отменен, оптимизирован промысловый налог. В это же время, появился государственный квартирный налог, были повышены питейные акцизы, установлен дополнительный табачный акциз. Введена государственная монополия на продажу спиртных напитков, с целью повышения доходов казны. Все эти изменения произошли при министре финансов Витте Сергее Юльевиче.

Вся история преобразований и реформ налоговой системы в России, привела к формированию, в конце девятнадцатого века, достаточно цивилизованной налоговой системы. Положительным моментом, на данном временном этапе развития налоговой системы, являлось то, что при налогообложении, в определенной мере, начала учитываться платежеспособность населения и более объективно начинала распределяться налоговая нагрузка. Появилась система контроля за сбором налогов. Налоговая система уже включала в себя как прямые, так и косвенные налоги. Основное место в структуре налогов в то время составляли косвенные налоги.


В конце семнадцатого века, их доля в общей сумме доходов превысила восемьдесят пять процентов. Это являлось отличительной особенностью российской налоговой системы того периода. Такого значительного превышения косвенных налогов над прямыми не было больше ни в одной из европейских стран. Это объяснялось снижением поступления прямых налогов из-за отмены подушной подати и тем, что эти потери еще не были компенсированы введением других прямых налогов. Однако, по-прежнему основная налоговая нагрузка ложилась на бедные слои населения. Весомым источником доходов бюджета были акцизы и пошлины.

Поступление доходов за счет прямых налогов значительно увеличилось после введения подоходного налога, который к тому времени был хорошо продуман теоретически и, к тому же имелся положительный опыт его применения в других странах, его введению способствовала отмена подушной подати. Таким образом, произошло значительные изменения в структуре прямых налогов.

Таким образом, за всю историю налогообложения в России, происходили большие изменения в структуре налогов. Возникли новые виды прямых и косвенных налогов, такие как налог с денежных капиталов и квартирный налог, а также различные акцизы и пошлины.

В последующие годы в структуре прямых налогов быстрыми темпами росла доля поступления налогов с городского недвижимого имущества, промыслового, квартирного, поземельного и сбора с доходов от денежных капиталов.

Итак, в заключении вышесказанного, отметим, что в России, до одна тысяча девятьсот семнадцатого года, присутствовало неравенство и освобождение землевладельцев от обязательств платить налоги в казну. Основная налоговая нагрузка ложилась на бедные слои населения. В разные периоды в структуре доходов казны преобладали как прямые налоги (подать) так и косвенные налоги. В результате политических реформ государства и реформ системы налогообложения, в период становления государственности в России начала создаваться современная налоговая система. К началу девятнадцатого века налоговая система России была полностью сформирована, оптимизирована и представлена различными как прямыми, так и косвенными налогами. История становления налоговой системы в России показывает, что оптимальным является смешанная система – с присутствием как прямых, так и косвенных налогов. Тем не менее, доминирование прямых налогов присуще для стабильной экономики, а в периоды кризисов происходит повышение косвенных налогов.


2. ВИДЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ и их местов налоговой системе В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Сущность и виды прямых налогов в Российской Федерации

Современное представление о делении налогов на прямые и косвенные сложилось в результате многовекового развития.

Прямое налогообложение, полярно косвенному. При косвенном налоге фирма может выбрать, какая часть налога будет переложена на потребителя в виде более высоких цен. Косвенный налог налагается на транзакцию и выплачивается государству после покупки товара, например, НДС, таможенная пошлина, акциз. При этом, потребитель не несет ответственности за уплату НДС, когда он покупает товар, а при прямом налогообложении он несет ответственность за уплату налога[9].

В процессе исторической эволюции налогов, сложились определенные критерии деления налогов на прямые и косвенные. Они отличаются по способу налогообложения и взимания и по возможности переложить налоговое бремя на иное лицо. В связи с указанными критериями, можно дать следующие определения прямым и косвенным налогам:

Прямые налоги – это налоги, которые уплачиваются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (прямая форма обложения).

Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг.

Существует и другой вариант определения прямых и косвенных налогов:

Прямые налоги – подоходные, поимущественные налоги, то есть те налоги, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания объема объекта налогообложения, порядка расчета налоговой базы и действующей налоговой ставки.

Проведем сравнительную характеристику прямых и косвенных налогов по основным признакам, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов

Косвенные налоги

Прямые налоги

Объект

налогообложения

объектом обложения выступают обороты по реализации

подоходно –

поимущественные

Субъект

правоотношений

Участвуют три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними

Участвуют два субъекта:

бюджет и

налогоплательщик

Факторы,

определяющие величину налога

Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика

Величина налогов зависит от финансовых результатов

деятельности

налогоплательщика


Рассмотрим подробнее какие прямые налоги существуют в Российской Федерации. Все прямые налоги делятся на федеральные, региональные и местные, налоги с юридических и налоги с физических лиц. Налоги, поступающие в государственную казну, называют федеральными. Они устанавливаются законами государства или правительства. Местные налоги и сборы тоже устанавливаются законами государства, но местные органы власти имеют полные права относительно обложения этими налогами. Они могут устанавливать ставки этих налогов в пределах ставки, определенной федеральным законом, предоставлять дополнительные льготы отдельным плательщикам, изменять сроки уплаты.

К прямым налогам в Российской Федерации относятся[10]:

  1. НДФЛ. Этот налог хоть и является федеральным, но зачисляется в региональный и местный бюджеты в следующих пропорциях - 85% в региональный бюджет, а остальные 15% идет в местные бюджеты субъектов РФ. Российские резиденты облагаются налогом на доходы физических лиц, прямым, подоходным налогом, полученным в календарном году. Нерезиденты облагаются налогом на доходы, полученные из источников в РФ. В некоторых налоговых соглашениях предусматриваются периоды освобождения от налогообложения в России по доходам нерезидентов из российских источников. Доходы, полученные от российских источников, включают вознаграждение за труд, доход, полученный от имущества, находящегося в России, дивиденды, полученные от российских юридических лиц, и вознаграждение за деятельность, осуществляемую в России (даже если она уплачивается иностранным юридическим лицом из-за рубежа);
  2. Налог на прибыль организаций. Один из важнейших прямых налогов в Российской Федерации. Налог на прибыль уплачивают налогоплательщики – юридические лица, получающие доходы на территории Российской Федерации от различной, коммерческой деятельности, разрешенной законодательством РФ. Основная ставка налога на прибыль составляет 20 процентов. При этом 3 процента перечисляют в федеральный бюджет, а 17 – в региональный Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (основного капитала), иного имущества и доходов от внереализационных операции за вычетом суммы расходов по этим операциям;
  3. Налог на добычу полезных ископаемых. Это прямой федеральный налог, взимаемый с недропользователей. Данный налог так же занимает значительную долю в формировании доходов бюджета. В целях налогообложения добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае их отсутствия - стандарту организации;
  4. Водный налог. Является прямым, федеральным налогом. Уплачивается налогоплательщиками, физическими лицами и организациями, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Поступления в бюджет РФ от данного вида налога также занимают большую долю в общем объеме поступлений;