Файл: гномики в экномике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

ПРОЕКТ

по формированию финансовой грамотности

старших дошкольников

с использованием современных ИКТ – технологий

«ГНОМИКИ В ЭКНОМИКЕ»

(Информационно – практико – ориентированный)


Автор проекта: Елена Александровна Кузина,

воспитатель 1 квалификационной категории

г. п. Малиновский

2023г.

Паспорт проекта

Тема проекта

Проект по формированию финансовой грамотности детей «Гномики в экономике» с использованием ИКТ

Разработчики проекта (Ф.И.О., должность, наименование организации)

Кузина Е.А. воспитатель 1 квалификационной категории


Участники проекта

Дети подготовительной группы (6 -7 лет); воспитатели группы и родители.

Вид проекта

Информационно- практико - ориентированный.

Сроки реализации проекта

Средней продолжительности (одна неделя).


База реализации проекта

Подготовительная, общеразвивающая группа «Гномики».

Ресурсы, оборудование

Материалы :

Памятки, карточки для жеребьевки, таблички с названием команды, эмблемы для участников, юла-волчок, монеты, карточки с изображением различных видов труда, картонные монеты (условные деньги), банкноты любого номинала; таблички с изображением кошелька, сейфа, шкатулки, копилки, сейф, банковская карта, шкатулка и пр.
ТСО: Интернет, проектор, интерактивная доска, ноутбук, магнитофон, колонки, принтер.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

практическая: проектирование образовательного процесса в формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе применения ИКТ

педагогическая: повышение качества образования

Задачи проекта детские:

Образовательные:

  • активизировать познавательную деятельность детей, повышать мотивацию к занятиям.

  • заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

  • обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

  • Трудиться работать и зарабатывать;

  • Деньги, доходы;

  • Покупать, тратить, расходовать, транжирить;

  • Откладывать, копить, сберегать;

  • Планировать, экономить.

Развивающие:

  • способствовать развитию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;

  • развивать основы финансовой грамотности детей посредствам ИКТ – технологий;

  • сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

Воспитательные:

  • воспитывать представление о сущности таких нравственных категорий, как экономность и бережливость.

  • активизировать коммуникативную деятельность детей;

  • воспитывать бережное отношение ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам

Задачи проекта педагогические:

  • использовать информационные технологии для организации совместной деятельности, как в основной образовательной деятельности, так и в режимные моменты;

  • Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка с использованием ИКТ (сайт детского сада, сотовая связь, газета группы, дистанционные конференции и т.д);

  • Повысить качество образования через активное внедрение информационных технологий в воспитательно – образовательный процесс.

Новизна проекта

Новизна проекта проявляется в реализации итогового мероприятия, в форме интеллектуально-познавательной интерактивной игры-викторины «Знатоки финансовой грамотности»

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Ребята группы «Гномики» на занятиях в игровой форме, через призму интересного и познавательного сюжета, представленного по средствам ИКТ, познакомились со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняли задания по финансовой грамотности. Во время совместной деятельности каждый ребенок вносил свой индивидуальный вклад, шёл обмен идеями, знаниями и что очень важно –   способами  деятельности. Такой подход обеспечивает позитивную, доброжелательную атмосферу обмена знаниями и приводит к более продуктивным формам сотрудничества.

С родителями мы провели онлайн-фото-конкурс «Моя копилка – лучше всех!», в котором приняли участие все желающие. Родители выкладывали фотографии детей с изготовленными копилками в интернет – группе, где их можно было увидеть и оценить. Итоги конкурса подводились открытым онлайн – голосованием.

Педагоги же получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет. В целях повышения финансовой грамотности, воспитатели группы приняли участие во всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности, в дистанционной форме.



Аннотация

Задача повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации в течение последнего времени рассматривается руководством страны как одна из приоритетных. Поэтому разработка и внедрение стратегии финансового образования становится важным направлением государственной политики, что нашло отражение в ряде документов, принятых на федеральном уровне: «Соглашение о сотрудничестве Банка России с Министерством образования и науки в области повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации» от 08.09.2016г., «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023гг.», утв. распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017г. № 2039-р.

В нашем дошкольном учреждении в рамках реализации годового плана ведется работа по формированию финансовой грамоты у дошкольников.

Освоение детьми основ финансовой грамотности нелегкий, но интересный процесс. Он предполагает использование как традиционных способов и методов, так и современных образовательных технологий. В том числе информационно – коммуникационных.

Цифровые гаджеты, в настоящее время, прочно вошли в повседневную жизнь современных детей. Поэтому применение ИКТ в образовании очень актуально. Цифровые ресурсы помогают педагогам выстраивать образовательный процесс на современном уровне, повысить интерес воспитанников к материалу, а значит и их познавательную активность. .

На протяжении всего занятия у детей поддерживается мотивация. Поэтапно происходит смена видов игровой деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время игры, что позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
Наиболее важным аспектом работы педагога является участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат, пандемии и других причин. А дистанционное участие доступно всем. Каким же образом осуществляется работа по реализации проекта по финансовой грамотности старших дошкольников с применением ИКТ – технологий? Вопрос в том, как заинтересовать маленького ребенка, дать ему новый опыт и знания в интересной для него форме всегда волновал воспитателей.



Финансовая компетентность педагога – основа финансовой грамотности детей. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая для решения этого вопроса мною совестно со вторым воспитателем был создан проект средней продолжительности «Гномики в экономике» с использованием ИКТ. В работе с детьми широко используются мультимедийные презентации. Яркие понятные картинки и несложные комментарии помогают детям легче усвоить материал. Созданы сборники демонстрационных материалов, иллюстраций, предметных и сюжетных картинок. С их помощью дети продуктивно знакомятся с профессиями взрослых, спец. одеждой и инструментами, разными видами валют, историей возникновения денег. Рассматриваются кейс – ситуации для детей и взрослых, даются рекомендации.
Актуальность проекта

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Современное образование заставляет педагогов по-новому взглянуть на образовательную деятельность в детском саду.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на внесение изменений не только в организацию образовательной деятельности в детском саду, но и рекомендует использовать инновационные технологии, приемы и методы в образовательном процессе.

Необходимость разработки Проекта обусловлена концептуальными основами нормативных документов, регламентирующих деятельность современной образовательной организации: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 г., № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Приказ от 18 октября 2013 г. N 544н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 г., регистрационный №61573); - Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049- 7 13» Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2021г., регистрационный №2); - «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.». Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 г. № 2039-р; - «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р г. Москва; - Проект Министерства Финансов РФ совместно с Всемирным банком «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»; - Соглашение о сотрудничестве Банка России с Министерством образования и науки в области повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации от 08.09.2016 г.; - Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников (Москва, 2019г.); - Устав МАДОУ «Детский сад «Улыбка»


Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Основные идеи проекта:

1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.

2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.

3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.

5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.

6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.

7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.
Предполагаемые результаты:

  • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать

разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

  • Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

  • Педагоги разрабатывают и реализуют проект по формированию

основ финансовой грамотности дошкольников.
Методы и приёмы реализации проекта:

  • Словесный – беседа (вопросы к детям);

  • Наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, видеороликов и мультимедийных презентаций.);

  • Игровой – игровые (д/и игры, игровые упражнения; игровые приемы, интерактивные, с/р игра, физминутка и др.);

  • Практический (исследование, участие в интерактивные презентационных играх и др.)

  • Тематический – стенды с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Школа для родителей», «Учимся бережливости» и др.

  • Проектная деятельност ь– эффективный метод, позволяющий установить взаимосвязь «воспитатель-родитель-ребёнок». Участники проекта осваивают новые понятия и формируют представления о финансовой культуре.


В целях достижения оптимального результата базовой формой и методом реализации совместной деятельности с детьми является игра-викторина с использованием информационно- развлекательного содержания.
Формы проведения:

  • групповые занятия

  • индивидуальная работа

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности


проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические

беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми

понятиями, сюжетно-ролевые игры, использование сказок с экономическим содержанием.
Основные этапы реализации проекта «Гномики в экономике»

Этапы реализации (их краткая характеристика) проекта

1 этап (Организационный)

На этом этапе планируются:

1.1.Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

1.2. Изучение требований Требования СанПиН 2.4.3648-20

1.3.Подбор необходимого ИКТ оборудования для практического обогащения проекта.

1.4. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Гномики в экономике».
2 этап: (Практический)

Этот этап предполагает:

2.1.Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми (использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность).

2.2. Использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта: для разнообразных видов деятельности детей были подобраны сюжетные и дидактические игры («Супермаркет», «Банк», «Аптека», «Соверши покупку», «Наполни продуктовую корзину», «Пересчитай деньги в кошельке»), атрибуты к которым были найдены в интернете, картинки распечатаны на принтере.

3 этап – завершающий:

На завершающем этапе осуществляется:

3.1. Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной Игры-викторины

«Знатоки финансовой грамотности»

3.2. Систематизирование материала, накопленного в ходе реализации проекта «Гномики в экономике» (презентации, мастер-классы, публикации, семинары, участие в конкурсах и т.д.);

3.3. Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки»; Лэпбук «Финансовая грамотность»; Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»; Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме

проекта;