Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ (Теоретические основы управления финансами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления финансами

1.1. Понятие финансов и их функции

1.2. Управление государственными финансами

Глава 2. Исследование управления финансами в России

2.1. Финансовая политика России в современных условиях

2.2. Проблемы финансовой политики России

Государственные финансы являются ключевым звеном финансовой системы государства, посредством которого реализуется перераспределительная функция последней. От их финансового со- стояния напрямую зависит финансовое благополучие всей национальной финансовой системы РФ. В связи с этим насущной проблемой является укрепление финансового состояния государственных финансов.

Глава 3. Пути совершенствования управления финансами в России

Заключение

Государственные финансы являются ключевым звеном финансовой системы государства, посредством которого реализуется перераспределительная функция последней. От их финансового со- стояния напрямую зависит финансовое благополучие всей национальной финансовой системы РФ. В связи с этим насущной проблемой является укрепление финансового состояния государственных финансов.

Список литературы

Содержание:

Введение

Актуальность. В настоящее время наиболее актуальными проблемами в секторе государственного управления являются эффективность использования бюджетных средств и внедрение инструментария финансового менеджмента по аналогии с реальным сектором экономики.

Сложность определения эффективности использования государственных и муниципальных финансов обусловлена и тем, что в государственном секторе финансовый менеджмент должен применяться на уровне, например, целой отрасли или отдельной территории, что значительно усложняет систему показателей оценки эффективности. Финансовый менеджмент частного сектора чаще всего применим в рамках отдельной организации или их группы, что упрощает контроль за целевым использованием финансовых ресурсов.

Развитие и поддержание стабильного экономического положения каждого государства не обходится без экономического регулирования, осуществляемого с помощью экономической политики государства. Именно одним из главных направлений экономического регулирования является финансовая политика. Финансовая политика непосредственно влияет на экономический рост страны и является ключевым звеном экономической политики, существующей в конкретном государстве. Финансовая политика позволяет получить ориентиры целей и задач дальнейшего экономического роста государства.

Цель работы состоит в исследовании управления финансами в РФ и определение путей совершенствования этого процесса.

Задачами работы являются:

1) рассмотреть понятие и функции финансов;

2) исследовать управление государственными финансами;

3) дать оценку финансовой политики России;

4) выявить проблемы финансовой политики России;

5) определить приоритетные направления совершенствования управления финансами в России.

Предметом исследования в работе является управление финансами.

Объект исследования – финансы Российской Федерации.

Информационной базой для решения этих задач послужили теоретические разработки отечественных авторов в области государственного регулирования, материалы периодической печати.

Структура работы. Поставлены в работе цель и задачи обусловили логику изложения материала и структуру курсовой работы, состоящую из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Теоретические основы управления финансами

1.1. Понятие финансов и их функции

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств, необходимых для выполнения функций государства и решения экономических, социальных и политических задач[1].

Финансы в качестве экономической категории являются результатом развития денежных отношений в определенных социально-экономических условиях[2]. Чтобы произошло возникновение финансов как сферы экономических отношений, должен возникнуть и совпасть во времени на определенном историческом этапе целый комплекс условий (предпосылок), таких как:

– образование, а также признание права собственности физических лиц на товары, услуги, землю, иные ресурсы;

– развитие обмена продуктами труда, а также появление денег;

– сложившаяся и устоявшаяся система правовых норм по части имущественных отношений;

– укрепление государства в качестве того, кто отображает интересы всего общества, а также приобретение государством статуса собственника;

– возникновение социального расслоения населения;

– развитие институтов обычаев и права[3].

Возникновение всех вышеназванных условий происходит при одной общей предпосылке: при довольно высоком уровне производства, повышении его эффективности, росте доходов населения, а также при превышении ими пределов, которые необходимы для биологического выживания. Формирование, распределение и использование денежных доходов также является немаловажным условием для возникновения финансов. Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в крупных размерах, формирование и использование основных функций денег[4].

Финансы – это всегда денежные отношения, которые вызваны фактом существования государства. Таким, образом, далее можно добавить, что они всегда опосредованы правовыми актами.

Функции финансов – это также довольно дискуссионная тема. Соответственно, различные авторы выделяют разное количество функций. Однако две всегда совпадают: распределительная (перераспределительная) ВВП и контрольная[5].


Возможно, что логичнее выделить именно данные две основные функции финансов, так как они являются функциями именно государственных финансов (признак финансов), а также осуществляются финансами одновременно, то есть каждая финансовая операция означает распределение общественно продукта и национального дохода и контроль за этим распределением. Тем не менее, основной функций, по мнению многих авторов, является именно распределительная функция, поскольку она в наибольшей степени раскрывает сущность финансов – вновь созданная в экономической системе стоимость подлежит распределению в соответствии с потребностями общества и государства[6].

Говоря о системе финансов, важно отметить, что ее выделяют только некоторые авторы. Остальные авторы считают, что система финансов и финансовая система, примерно одинаковые понятия[7].

Сферы финансовых отношений выделены также одинаково. Определение финансовому механизму на основе нескольких мнений авторов можно дать следующее: финансовый механизм – это составная часть хозяйственного механизма, представляющая совокупность способов управления финансовыми отношениями, представляющих единство управляемой (объект) и управляющей (субъект) систем[8]. Расхождения во мнениях о финансовом планировании также нет. Все авторы дают одинаковую трактовку данному понятию, то есть финансовое планирование – это управленческая деятельность, важнейшие элемент управления финансами, направленный на достижение сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов, для эффективного выполнения программы социально- экономического развития страны и хозяйствующих субъектов.

Определение финансовому контролю также приводится без расхождения в точках зрения. Финансовый контроль – это совокупность мероприятий (законодательно-регламентированных) по проверке целесообразности и эффективности финансовых операций и связанных с ними и действий различных экономических субъектов[9].

Определение финансовой политики дается несколько по-разному. Однако на основании их точек зрения, можно сделать вывод, что финансовая политика – это определение неких целей и задач, методов, принципов использования финансов для определенных целей. Выделяют также и государственную финансовую политику – законодательно регламентированная деятельность, принятие системы государственных мер по обеспечению мобилизации финансовых ресурсов, их сбалансированного роста для осуществления государством его функций[10].


Основные принципы или же содержание финансовой политики государства сравнительно одинаковы.

Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на некоторые расхождения авторов в конкретизации определенных признаков финансов, в расшифровке данных признаков, все понятия фигурируют и на их основании возможно сделать сопоставление мнений о сущности финансов, то есть многообразие мнений (по теоретическим вопросам) имеет место быть. Тем не менее, возможно, следует разработать некие унифицированные дефиниции определенным практическим определениям, таким как финансовая политика государства или же финансовый контроль[11].

1.2. Управление государственными финансами

Условно экономика страны делится на два сектора: государственный и рыночный. От их соотношения зависит, какой тип экономики будет в данной стране: плановый или рыночный. Рамки государственного участия в экономике страны определяют механизмы управления государственными и муниципальными финансами. Условием нормального функционирования рыночной экономики является наличие правовой среды, которую как раз создает государство. Помимо этого, государство является производителем и поставщиком общественных благ, непосредственно оказывает влияние на размещение и использование ресурсов в экономике, осуществляет перераспределение доходов, способствует росту экономики в целом, а также оказывает на нее стабилизационное воздействие.

Исторический опыт и практика ряда стран доказала, что полное невмешательство государства в экономику точно так, как и роль государства при плановой экономике – это крайние модели поведения государства в сфере финансовых отношений. Однако гармоничное сочетание рыночного механизма с государственным позволяет создать баланс в рамках управления финансами государственного сектора экономики[12].

Тесная взаимосвязь двух секторов, проявляющаяся в возрастающей роли рыночных механизмов в государственном управлении, необходимости использования современных управленческих технологий при разработке и реализации задач, стоящих перед органам государственной власти, обусловила усложнение государственных функций, произошло внедрение новых методов макро- и микроэкономического регулирования, ориентированных на сглаживание «провалов» рыночного механизма[13]. Влияние государства сегодня заключается не только в попытках исправления «провалов» рынка, обусловливающих неэффективность производства и потребления. К настоящему времени в обществе сформировалось представление о государстве как о «производителе» и «поставщике» общественных товаров и услуг, а не просто сборщике налогов, направляемых на цели, определяемые самим государством. Определение государства как «производителя» общественных благ привело к проблеме оценки его деятельности с точки зрения эффективности, то есть справедливого распределения налогового бремени и рационального использования имеющихся ресурсов.


Успехи реального сектора в снижении затрат, росте доходности, повышении эффективности хозяйствования с применением систем программирования и бюджетирования вызывали стремление использовать подобные примеры в государственном секторе экономики.

Сложность проблемы заключалась и заключается до сих пор в невозможности прямого перенесения разработанных методов в корпоративном секторе в бюджетную сферу, так как услуги государства носят бесплатный или частично оплачиваемый характер, а эффективность использования средств бюджета не определяется чисто экономическими показателями, такими как рентабельность, ликвидность, прибыль. Задачей финансового менеджмента в государственном секторе экономике становится оказание максимально возможного количества общественных услуг наивысшего качества. В реальном же секторе экономики критерий эффективности, как правило, один – прибыль, соответственно, максимизация прибыли является главной задачей финансового менеджмента в частном секторе[14].

В то же время сложность определения эффективности использования государственных и муниципальных финансов обусловлена и тем, что в государственном секторе финансовый менеджмент должен применяться на уровне, например, целой отрасли или отдельной территории, что значительно усложняет систему показателей оценки эффективности. Финансовый менеджмент частного сектора чаще всего применим в рамках отдельной организации или их группы, что упрощает контроль за целевым использованием финансовых ресурсов.

Отcюда возникает особoе понятие эффективности бюджетных расходов как плaна кoнкретного использования государственных средcтв, связанного с решением вопроса: как были сформированы, на что предусмотрены и как используются бюджетные средства, каков итог этих расходов и каково соотношение между итоговыми результатами и понесенными затратами. Значительные различия имеются и в процессе формировании фондов финансовых ресурсов: если для частного сектора это заработанные за счет предпринимательской активности средства, то для государственных финансов это обязательные платежи (налоги и сборы), при этом доля платных услуг довольно незначительна[15].

Важно отметить, что в действительности до сих пор нет ясного понимания в различии между понятиями «финансовый менеджмент в секторе государственного управления» и «управление государственными и муниципальными финансами». Зачастую эти понятия отождествляются, тогда как финансовый менеджмент в государственном секторе экономики более узкое понятие и является составной частью системы управления государственными и муниципальными финансами. Под управлением государственными и муниципальными финансами понимается осознанное воздействие органов государственной власти и органов местного самоуправления на государственные и муниципальные финансовые ресурсы и на все финансовые процессы, происходящие в государстве и связанные с их получением и использованием.