Файл: Выбор стиля руководства в организации (Теоретические основы выбора стиля руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность. Эффективность предприятия непосредственно зависит от руководителя, направляющего деятельность других и несущего личную ответственность за её результаты. Бесспорна потребность гибкого подхода к управлению. Для того чтобы точно сделать выводы о ситуации, директор должен отлично представлять способности своих подчиненных, ну и, конечно, свои собственные, а также суть, поставленные задачи, потребности, качество информации. Но даже если иметь все перечисленную информацию, то очень просто допустить ошибку в суждениях работника. В связи с чем руководитель должен всегда быть готов к переоценкам суждений, а если понадобится, то и к изменению стиля руководства. Лидер, который хочет работать как можно более результативно, получать все от своих подчиненных, должен применять не один стиль управления на протяжении всей карьеры. Скорее всего, он должен понять, как можно пользоваться всеми стилями, типами и методами влияния, которые наиболее подходят для конкретной ситуации. К сожалению, существенная часть людей, которая начинает осуществлять профессиональную управленческую деятельность, не владеет обязательной степенью грамотности в сфере управления. Вследствие чего, сегодня особенно уделяется внимание вопросам результативного сотрудничества руководителя и подчиненного. То есть мотивация сотрудников, их отношение к работе, показатели производства, дисциплина и многое другое зависит от выбранного стиля управления.

Информирование о стиле управления дает возможность разрешить проблему профессиональной приспособленности административного запаса. Начальнику трудно выработать такой стиль своей работы, который бы удовлетворял весь подчиненный ему коллектив. Если человек будет понимать причины и закономерности своего поведения, то он сможет изменить свое отношение к рабочим ситуациям. Осознание возможных причин и способов управления, гибкое и понятное видение проблем делают управленца более свободным, а его дела более удачными.

От выбора стиля управления зависит не только результативность работы руководителя и его авторитет, но также атмосфера в коллективе и отношения между подчиненными и руководителем. Когда все предприятие работает достаточно ровно и результативно, то начальник находит, что достигнуты не только поставленные цели, но и многое другое, - в том числе и простое человеческое взаимопонимание, и удовлетворение работой.


Цель работы – исследовать вопросы выбора стиля руководства в организации.

Задачи работы:

1) исследовать понятие стиля руководства;

2) рассмотреть классификацию стилей руководства;

3) дать краткую характеристику ООО «Авто-Трейд»;

4) рассмотреть стиль руководства, используемый на предприятии, выделить его недостатки;

5) разработать рекомендации, направленные на совершенствование стиля руководства.

Объектом исследования является ООО «Авто-Трейд».

Предметом исследования является стиль руководства в организации.

Научно-методической основой работы являются исследования в области менеджмента, учебные пособия, публикации в периодических изданиях и в Интернет.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические основы выбора стиля руководства

1.1. Понятие стиля руководства

Процесс управления состоит из следующих элементов, которые тесно связаны между собой единством взаимодействия: стиля управления, определения целей и осуществления функций управления, обеспечения наиболее полного использования потенциала управления организации, деятельности аппарата управления, его материальных, трудовых и финансовых ресурсов[1].

В таком единстве стиль управления служит системообразующим элементом, формирующим особые качества всех остальных элементов процесса
управления. Будучи элементом процесса руководства, стиль управления, в свою очередь, объединяет элементы в систему. К таким элементам относятся:
контроль исполнения решений управленца, традиции управления, общественные формы управления и самоуправления, правила и формы административного распорядительства[2].

Стиль управления как система может рассматриваться и с другой стороны: как единство стилей разных видов управленческой деятельности, а именно стиля руководства, стиля исполнительской деятельности в аппарате управления организации (предприятия), стиля деятельности общественных органов управления.


Большое влияние на стиль руководства оказывают условия организационно-распорядительной деятельности: пределы самостоятельности предприятий и органов управления, сбалансированность обязанностей и прав, жесткая согласованность распорядительных действий[3].

Стиль — это обычная манера поведения управленца по отношению к своим работникам для того, чтобы оказывать на них влияние и побуждать их к достижению целей фирмы. Степень, до которой управленец делегирует свои полномочия, типы власти, которые он использует, а также его забота, прежде всего, о выполнении задач или о человеческих отношениях — все это определяет стиль управления, дающий характеристику данному лидеру[4].

Каждое предприятие представляет собой неповторимую комбинацию целей, задач и индивидов. Каждый управляющий обладает рядом способностей и является уникальной личностью. Поэтому стили управления не всегда можно отнести к какой-то определенной категории.

1.2. Классификация стилей руководства

Из существующих классификаций стилей управления наиболее известная и распространенная предложена Куртом Левиным. В соответствие с этой
классификацией выделяются демократический, автократический (авторитарный) и либеральный стили, которые различаются по степени концентрированности у руководителя функций руководства и участия его и руководимых им подчиненных в принятии решений[5]. Рассмотрим основные стили управления, которые выделял в своих исследованиях К. Левин. Стили, которые базируются на использовании власти: демократический, авторитарный, либеральный. В основе этой классификации лежит отношение между подчиненным и руководителем (табл. 1).

Таблица 1

Основные характеристики стилей руководства[6]

Авторитарный

Демократический

Либеральный

1

2

3

4

Природа стиля

Сосредоточение ответственности и всей власти в руках руководителя

Делегирование
полномочий с удержанием основных позиций у руководителя

Снятие руководителем с себя ответственности и отказ в пользу коллектива или предприятия


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

Персональное установление целей и выбор методов для их
достижения

Принятие решений поделено по уровням на основе участия

Предоставление коллективу возможности самоуправления в желаемом для коллектива режиме

Коммуникационные потоки идут главным
образом сверху

Коммуникации строятся активно в двух
направлениях

Коммуникации осуществляются в основном по горизонтали

Сильные
стороны

Предвидение результата, внимание срочности и порядку

Усиление личных обязательств по исполнению работы через участие в руководстве

Дает право начать
дело, так как это
видится без присмотра лидера

Слабые стороны

Сдерживается личная

инициатива

Требуется много времени на принятие
решений

Коллектив может
потерять направление движения и сократить скорость без присмотра лидера

Способ принятия решений

Единоличный

На основе мнения
группы или консультаций сверху

На основе указаний, которые даются сверху

Способ доведения решений до исполнителя

Распоряжение, приказ

Предложение

Упрашивание, просьба

Распределение ответственности

Целиком в руках лидера

В соответствии с полномочиями

Целиком в руках исполнителя

Отношение к

инициативе

подчиненных

Допускается

Используется и поощряется

Целиком передается подчиненным

Принципы
подбора кадров

Освобождение от сильных сотрудников,
рассматривает их как
конкурентов

Направленность на знающих, деловых

работников и помощь им в развитии карьеры

По ситуации

Отношение

к знаниям

Считает, что все знает сам

Непрерывно учится и требует того же от своих сотрудников

Равнодушное

Отношение

к общению

с подчиненными

Соблюдает дистанцию, отрицательное

Активно идет на контакт, положительное

Не проявляет инициативы

Отношение

подчиненным

Неровное, по настроению

Ровное, требовательное, доброжелательное

Нетребовательное,

мягкое


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

Отношение

к дисциплине

Формальное, строгое

Разумное

Формальное, мягкое

Отношение

к стимулированию

Наказание с нечастым

поощрением

Поощрение с нечастым наказанием

Нет точной ориентации

Автократический управленец сам принимает решение и навязывает его
сотрудникам. Авторитарный руководитель, обычно уверен в безусловном
превосходстве своих компетенций, способностей, опыта достигать желаемых
целей по сравнению с подчиненными. На основании этого тяга к решению всех проблем по своему усмотрению, которое внешне проявляется в жесткости в общении и приказном тоне. Личные проблемы своих подчиненных его мало волнуют[7].

Авторитарный руководитель считает, что люди не любят трудиться,
избегают ответственности, их к этому надо принуждать. Этот стиль часто
используется в настоящее время в российских компаниях, так как командовать легче, чем убеждать. Однако происходит существенная недооценка уровня подчиненных. Применяемый руководителем авторитарный стиль оказывает разрушительное действие, приводит к стрессу у сотрудников, не способствует творчеству[8].

Как показывают некоторые исследования, демократический стиль
управления имеет больше плюсов, чем авторитарный. Фактически во всех
случаях коллектив предприятия наиболее удовлетворен демократическим
стилем управления, то есть таким, при котором управленец ориентирован в своей деятельности на подчиненных: дает им инициативу в процессе работы, с учетом их мнения принимает решения[9]. Демократичный руководитель считает, что люди заинтересованы в работе, имеют потребности в самовыражении. Вознаграждение действует лучше принуждения[10].

Либеральный стиль: подчиненным предоставляется полная свобода в
принятии решений. Руководитель ставит задачу перед исполнителями, создает нужные организационные условия для их деятельности, определяет границы этого решения, а сам отходит на задний план. За собой он лишь сохраняет
функции эксперта, арбитра, консультанта, который оценивает полученные
результаты[11].

Автократический, демократичный и либерально-попустительский стили
управления в чистом виде встречаются довольно редко. Обычно стиль работы менеджеров фирмы можно определить, пользуясь так называемой решеткой менеджмента (рис. 1).