Файл: Нотариат в Российской Федерации (Зарождение и развитие института нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Кардинально изменившиеся за последнее десятилетие экономические, социальные и политические условия жизнедеятельности российского общества существенно повлияли на качество и уровень подготовки специалистов. Ряд профессий, ранее не востребованных, возрождается. Можно сказать, что подобная метаморфоза произошла и с нотариусами.

Профессия нотариуса за последние годы из неприметной, какой она была в советском государственном аппарате, превратилась в общественно значимую, престижную юридическую профессию. Впервые за последние 80 лет вопросы организации и деятельности нотариата становятся темой широких научных дискуссий.

Проблема организации и деятельности нотариата, в значительной мере в силу традиций предшествующего периода, до настоящего времени является в достаточной мере неизученной. Остается не достаточно исследованным и вопрос о роли и месте нотариата в современной жизни российского общества, его формах, организационных основах взаимодействия с государственными структурами. Между тем, развитие гражданского оборота, расширение круга объектов частной собственности обусловливают возрастание потребности населения в нотариальных услугах. На практике нотариус является наиболее доступным защитником прав и законных интересов граждан, способным юридически закрепить имущественные и личные неимущественные права участников бесспорных правовых отношений.

С момента принятия в 1993 году Основ законодательства Российской Федерации о нотариате остаются неразрешенными многие вопросы, возникшие не только из-за пробелов, но и коллизий между нормами основного закона о нотариате.

Ввиду различных подходов к принципиальным вопросам, отсутствия единства во мнениях субъектов РФ, противоречий в смежных отраслях законодательства авторами Концепции совершенствования законодательства о нотариате предложено идти по пути поэтапных внесений изменений в основной закон о нотариате.

В связи с этим возрастает актуальность теоретического исследования нотариата и его задач для выработки практических рекомендаций по внесению изменений в законодательство о нотариате с целью определения места нотариата в правовой системе государства, четкого формулирования задач нотариата, определения компетенции нотариальных палат и органов юстиции при осуществлении контроля за нотариальной деятельностью, более детального регулирования ответственности нотариусов.


Объектом исследования при написании работы явились общественные отношения, регулирующие деятельность нотариусов в Российской Федерации, место и роль нотариата в правовой системе государства.

Предметом исследования выступают нормы законодательства о нотариате.

Целью работы является обобщение теоретических и практических вопросов, связанных с деятельностью нотариата.

Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть появление и развитие института нотариата в России;

- определить место и роль нотариата в правовой системе России;

- изучить обеспечение охраны прав граждан и юридических лиц при осуществлении нотариальной деятельности.

В процессе исследования широко применялись следующие методы исследования:

- Исторический – применительно к изучению конкретно-исторических и историко-эмпирических форм изложения материала;

- Логический – при анализе исторического процесса, который позволяет выявить в нем наиболее существенное, закономерное и выразить в научных категориях;

- Анализа – позволяющий выявить строение и структуру изучаемого объекта;

- Статистический – при сборе и анализе полученных данных, объективно отражающих состояние, динамику и тенденции развития договора как института трудового права.

В основу исследования положены также общие (описание, сравнение, анализ, синтез) и специальные (сравнительно-правовой, логико-юридический, толкования норм права и другие) научные методы.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

1. Появление и развитие института нотариата в России

1.1 Зарождение и развитие института нотариата

История нотариата восходит к временам Древнего Востока, Античности, Древнего Рима. Формирование и развитие нотариата в период Античности и раннего Средневековья дает основание сделать вывод о его тесной связи с общественным строем, семейным, наследственным и вещным правом.

Слово нотариус (notarius) латинского происхождения, переводится как писец, секретарь. Поэтому и возникновение института нотариата чаще всего связывают с правом Древнего Рима. Между тем многие историки юриспруденции обращаются и к памятникам древнего Вавилона.


В истории возникновения и появления в России нотариальных учреждений в условиях частного гражданского права можно выделить три основных периода [10, c. 128].

В первый период в XVI веке появляется сословие площадных подьячих, специализировавшихся в совершении за плату гражданских сделок в интересах обращавшихся к ним лиц. Назначение «на площадь» производилось указом царя. Претендент подавал челобитную с просьбой о назначении «на площадь», выборные старосты давали ему деловую и нравственную характеристику, вся корпорация несла круговую поруку в возмещении ущерба от деятельности своего члена. Предполагалось, что при таких условиях ходатайствовать могли только за профессионально пригодного человека. Для этого периода характерно свободное развитие института площадных подьячих под номинальным контролем государственной власти.

Второй период, хронологически ограниченный с 1649 года по 1866 год, определяется бессистемным формированием различных нотариальных учреждений, создаваемых для регулирования различных групп правоотношений, осуществлявших свою деятельность под фактическим контролем государства.

Важный этап в становлении и развитии российского нотариата связан с изданием Соборного Уложения 1649 года, которое упорядочило и систематизировало действовавшие до его появления отдельные отрывочные указы. По нему стороны были обязаны совершать сделки только через площадных подьячих с составлением оправки к последующей регистрации в поместном приказе. Соборное уложение разрешало писать «на дому» только акты о займе денег и хлеба, сговорные свадебные записи, духовные завещания. Остальные крепости, составленные площадными подьячими, должны были записываться в книги соответствующего приказа, за что с них взималась пошлина. После этого крепости предъявлялись в печатный приказ, где к ним прикладывалась государственная печать. Уложение разделило функции органов, совершающих сделку, и органов, ее регистрирующих.

В 1699 году крепостные дела, традиционно бывшие в ведении площадных подьячих перешли в компетенцию ратуш, однако это сохранялось достаточно недолго, и очень скоро крепостные дела вернулись в ведение площадных подьячих. При этом был изменен статус последних, они стали чиновниками, крепостными писцами. С 1775 года крепостные дела передаются палатам гражданских судов и уездным судам, при которых крепостные отделения существовали до реформы нотариата.

Соборным уложением не было создано специального органа нотариальной деятельности, однако различалось значение актов и крепостей домашних и совершенных у площадных подьячих, а приказы являлись хранилищами не только документов, но и сведений о владении недвижимой собственностью. Справки и записи, имея важное финансовое значение, символизировали определенное начало порядка землевладения [15, c. 153].


Третий период обозначен появлением и функционированием единого, универсального института нотариата, как формы публичной деятельности независимых нотариусов, уполномоченных государством на совершение нотариальных действий предупреждающих нарушение права путем закономерного и исключающего споры закрепления подлинного волеизъявления сторон.

Коренная перестройка нотариата была проведена в ходе реформ Александра II, охвативших все сферы государственной жизни России и затронувших организацию публичной деятельности лиц, занимавшихся совершением различного рода актов.

В конце XIX века в России сложились четыре группы органов и должностных лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия:

- публичные (городовые) нотариусы;

- биржевые маклеры и нотариусы;

- корабельные маклеры;

- узкоспециализированные маклеры: судоходных расправ; государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества вольных матросов.

Итак, термин «нотариат» многозначен и обозначает одновременно, во-первых, систему органов и должностных лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций), наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий, во-вторых, отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность, в-третьих, учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.

Исторически возникновение нотариата связано с развитием гражданского оборота и гражданского общества, необходимостью содействия его субъектам в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, совершении сделок и закреплении приобретаемых прав в юридической форме. История нотариата совпадает с историей доказательств, когда доказательству устному пришло на смену доказательство письменное.

Наиболее афористично необходимость развитых юридических процедур в гражданском обороте выразил Гегель, писавший: «Собственность покоится на договоре и на формальностях, делающих ее доказательной и правомерной. Нотариат в гражданском обществе обеспечивает защиту частной собственности и бесспорность имущественных прав, охрану прав всех участников гражданского оборота. На протяжении всей истории развития государства и права нотариат является составной частью правовой системы любой страны, поскольку осуществляемые нотариусами функции объективно необходимы и востребованы обществом, в особенности в обществе с развитой экономикой и гражданским оборотом».


Возобновление деятельности нотариусов связано с принятием «Положения о государственном нотариате в РСФСР» 4 октября 1922 года, которое предусматривало создание государственных нотариальных контор во всех крупных городах и населенных пунктах страны. Их возглавляли государственные нотариусы, назначаемые губернским Советом народных судей. Контроль над деятельностью нотариальных контор был возложен на Президиум Совета народных судей, а общее руководство и надзор возлагались на Народный комиссариат юстиции РСФСР.

Унификации союзного законодательства в этой сфере так и не было достигнуто. Министерство юстиции СССР и Совет Министров СССР выпустили большое количество общих актов по нотариату. При этом все не систематизировано. В Азербайджане конторы не выдавали свидетельств о праве наследования, этим занимались суды. На Украине, в Грузии, Узбекистане конторы регистрировали аресты (запрещения), т.е. выполняли функции коммунальных органов и т.д.

К началу 90-х гг. в России насчитывалось 4,5 тыс. государственных нотариусов. В 1992 г. число их увеличилось еще на 6001. Но проблема обслуживания населения нотариальными конторами без многочисленных очередей в период существования государственного нотариата в РСФСР так и не разрешилась до реформы нотариата, которая была осуществлена после введения в 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации Основ законодательства о нотариате.

Принципиальная перестройка системы нотариата после принятия Основ законодательства о нотариате происходила без соответствующего научного обоснования ее необходимости, без изменения в общественном сознании отношения к нотариату.

1.2 Нормативно-правовые основы нотариальной деятельности в современных условиях

Вопрос об источниках нотариального законодательства имеет существенное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора нормы, которой следует руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия.

Поскольку само нотариальное законодательство, как и нотариальное право, носит комплексный характер, то следует выделять источники, как организации нотариальной деятельности, так и самого нотариального производства.