Файл: Нотариат в Российской Федерации (Зарождение и развитие института нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основным источником любого законодательства является Конституция РФ. При анализе Конституции как источника нотариального права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения деятельности нотариата, и специальные, определяющие принципы развития нотариата.

К общим относится норма, сформулированная в ст.1 Конституции РФ: «Российская Федерация – Россия есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления» [1].

К общим относится норма ст. 7 Конституции РФ, характеризующая Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма имеет непосредственное отношение к нотариату, прежде всего, в части соблюдения и обеспечения прав каждого.

К специальным относятся нормы, содержащиеся в ст.48 и с.т.72 Конституции РФ. Так, статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами возложена и на нотариусов. Между тем из сути Конституции РФ вытекает более значительная роль нотариата в развитии гражданско-правовых отношений, который способствует их стабильности и защите прав граждан и юридических лиц.

Основным нормативным актом, регламентирующим деятельность нотариата, являются «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» [7].

«Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» состоят из двух разделов и 109 статей.

В первом разделе регламентируются организационные основы деятельности нотариата: требования, предъявляемые к нотариусам; права, обязанности и ответственность нотариусов; создание и полномочия нотариальных палат и Федеральной нотариальной палаты; контроль над деятельностью нотариата и другие.

Раздел второй посвящен компетенции органов нотариата. Здесь перечисляются виды нотариальных действий, основные правила и порядок их совершения.

К источникам нотариального законодательства относятся и ряд кодексов: гражданский, гражданско-процессуальный, семейный, уголовный. Так, ГК РФ [3] определяет круг сделок, для которых необходимо соблюдение нотариальной формы. К ним, в частности, относятся:

- доверенности на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения (ст. 185 ГК РФ),

- доверенностей в порядке передоверия (ст.187 ГК РФ),

- ипотека (ст.339 ГК РФ),

- удовлетворение требований залогодержателей за счет заложенного недвижимого имущества без обращения в суд (ч.1 ст.349 ГК РФ),


- уступка требования и перевод долга, основанные на сделке, совершенной в нотариальной форме (ст. 389 и 391 ГК РФ),

- рента (ст.584 ГК РФ) и пожизненное содержание с иждивением (ст.601 ГК РФ).

Одновременно ГК РФ исключил участие нотариуса при заключении договоров купли-продажи и дарения, предусматривающих отчуждение даже недвижимого имущества.

Кроме того, ГК РФ, наряду с «Основами законодательства Российской Федерации о нотариате», устанавливает круг лиц, управомоченных совершать нотариальные действия.

К нотариально удостоверенным ГК РФ приравнивает доверенности удостоверенные командирами воинских частей, соединений; начальниками военных госпиталей, санаториев; начальниками мест лишения свободы; администрацией учреждений социальной защиты, а также администрацией санаторного лечебного учреждения (ч.3 ст.185 ГК РФ).

Третья часть ГК РФ, принятая 1 ноября 2001 г., детально регулирует совершение тех нотариальных действий, которые связаны с наследованием: составление завещаний, сроки и порядок принятия наследства, охрана наследственного имущества, выдача свидетельства о праве на наследство.

К источникам нотариального права относится и Семейный кодекс РФ, который устанавливает обязательную нотариальную форму согласия супруга на распоряжение общим имуществом другим супругом (ст.35 СК РФ), брачного договора (ст.41 СК РФ [5]), соглашения об уплате алиментов (ст.100 СК РФ).

Порядок обжалования нотариальных действий определяется ст.ст. 310-312 ГПК РФ [3].

В свою очередь, Уголовный кодекс РФ [8] в ст. 202 предусматривает уголовную ответственность нотариусов за злоупотребление своими полномочиями. По целому ряду вопросов, в том числе и в случаях, прямо указанных в основах, принимаются акты федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, при совершении различного рода нотариальных действий нотариусу приходится применять не только правила нотариального производства, но и обращаться к нормам других отраслей права. В России свободный нотариат начал свое активное возрождение. И это при том, что традиции российского нотариата не столь уж бедны. В дореволюционной России законодательство о нотариате тяготело к законодательствам Австрии, Франции, Баварии, основанных на принципах свободного нотариата. Однако с отменой частной собственности произошло уничтожение свободного нотариата и замена его нотариатом государственным.


2. Место и роль нотариата в правовой системе России

2.1 Место нотариата в правовой системе

Для понимания вопроса о месте нотариата в правовой системе России важно принять во внимание следующее. Система нотариата независимо от способа своей организации (государственный или частнопрактикующий нотариат) является публично – правовой по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы.

До становления и реализации концепции судебной власти место нотариата определялось в одном ряду с судами. Однако в настоящее время такой подход является несостоятельным. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Теперь суд в связи с реализацией принципа разделения властей занял совершенно иное место в правовой системе, поэтому включать нотариат в судебную систему вряд ли целесообразно. Задачи судов сводятся к осуществлению правосудия в рамках гражданского, конституционного, арбитражного, уголовного судопроизводства. Поэтому суды не могут осуществлять непосредственное организационное руководство системой нотариата. Они осуществляют свое воздействие на деятельность нотариусов путем оценки правомерности их действий в связи с рассмотрением жалоб на действия нотариусов. Приводимые иногда доводы в пользу организационного руководства нотариатом со стороны судебной власти со ссылкой на дореволюционный опыт несостоятельны, поскольку государственному устройству Российской империи не было известно разделение властей [16, c. 35].

В современных условиях место нотариата можно определить как органа, наделенного публичной властью и входящего в систему гражданской юрисдикции, под которой понимается деятельность всех органов, наделенных полномочиями по разрешению юридических дел спорного или бесспорного характера в сфере гражданского оборота.

Юрисдикционную деятельность можно разделить на государственную и негосударственную. Юрисдикция от имени государства осуществляется судами и органами исполнительной власти. Частноправовой характер имеет юрисдикционная деятельность третейских судов и ряда других органов (при урегулировании коллективных трудовых споров), которые занимаются частным правоприменением.


В рамках данной классификации органов гражданской юрисдикции нотариат и деятельность нотариусов имеет двойственную природу. С одной стороны, полномочия и деятельность нотариусов осуществляются от имени государства и по целому ряду признаков носят публично – правовой характер. С другой стороны, при осуществлении своей деятельности нотариус выступает как независимый юридический консультант сторон, то есть как представитель так называемой свободной профессии.

Среди органов гражданской юрисдикции наиболее близок к нотариату суд. Между ними много общего. Прежде всего, – это цель их деятельности. Она одна и для правосудия и для нотариата – это обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц. Согласно гражданскому процессуальному законодательству РФ суды рассматривают и разрешают дела по спорам в целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций (ст. 2 ГПК РФ). Удостоверительная деятельность нотариата предупреждает возникновение споров о праве, разрешение которых отнесено к компетенции суда. Таким образом, видно, что и в деятельности суда, и в деятельности нотариата главное – правоохранение.

Общими являются и некоторые принципы организации деятельности судей и нотариусов:

  1. осуществление деятельности от имени государства. Однако если судья является носителем государственной власти, то нотариус – лишь представитель государства;

2) независимость и от государства, и от участников процесса;

  1. подчиненность действий нотариуса и судьи закону;

4) объективность и беспристрастность.

Теперь о полномочиях. Суть деятельности правосудия – это осуществление властных полномочий. Определенные властные полномочия есть и в деятельности нотариусов как у представителей государства. Государство передает нотариусу часть своей верховной власти, что необходимо, в частности, для наложения запретов на отчуждение имущества, совершения исполнительных надписей, удостоверения подлинности соглашений и придания им публичного характера и доказательственной силы [11, c. 172].

Вместе с тем между судебной и нотариальной деятельностью имеются существенные отличия. Так, судебная деятельность представляет собой правосудие. Судебные функции носят исключительный характер и согласно ст. 18 Конституции РФ могут осуществляться только судами. Несмотря на то, что в литературе широко распространен подход к нотариату как институту превентивного правосудия, деятельность нотариуса правосудием не является, исключительный характер нотариальные функции не носят, поскольку могут совершаться и другими уполномоченными на то лицами. Говорить о нотариате как институте предупредительного правосудия можно лишь в качестве общей характеристики самой функциональной направленности нотариата в гражданском обороте. В специально – юридическом же смысле деятельность нотариата правосудием не является, а «предупредительное» правосудие современной системе органов гражданской юрисдикции не известно.


Критерий разграничения компетенции между нотариусами и судами как двумя органами гражданской юрисдикции определяются по признаку спорности или бесспорности права. Основная сфера деятельности нотариуса – бесспорная юрисдикция, а суда – осуществление спорной юрисдикции путем разрешения правовых конфликтов.

Поэтому дела бесспорного характера подведомственны суду общей юрисдикции только в случаях, предусмотренных законом, например дела סсסбסгס прסизвסдства, указанные в ст.262 ГПК РФ, дела סб устанסвлении усынסвления ребенка (ст. 125 СК РФ), дела סб устанסвлении фактסв, имеющих юридическסе значение для вסзникнסвения, изменения или прекращения прав סрганизаций и граждан в сфере предпринимательскסй и инסй экסнסмическסй деятельнסсти (ст.30 АПК РФ [2]).

Нסтариус удסстסверяет целый ряд юридических фактסв бесспסрнסгס характера (нахסждение гражданина в живых, нахסждение гражданина в סпределеннסм месте, тסждественнסсть гражданина с лицסм, изסбраженнסм на фסтסграфии, время предъявления дסкументסв нסтариусу), при סтсутствии спסра סн вправе выдавать свидетельствס ס праве сסбственнסсти на дסлю в סбщем имуществе супругסв, удסстסверить сסглашение ס разделе сסвместнס нажитסгס имущества.

Таким סбразסм, в סтличие סт суда, кסтסрый рассматривает в гражданскסм прסцессе спסры ס праве, нסтариат выпסлняет функции, направленные на юридическסе закрепление гражданских прав и предупреждения их вסзмסжнסгס нарушения в будущем. Иначе гסвסря, если суды мסгут гарантирסвать юридическую защиту участникам правססтнסшений тסлькס пסсле тסгס, как вסзникает спסр, тס нסтариат סбеспечивает такую защиту уже на стадии סфסрмления дסгסвסрных סтнסшений, тס есть дס тסгס как наступит их практическая реализация, а значит, дס тסгס, как мסжет вסзникнуть какסй-нибудь спסр.

Нסтариальная деятельнסсть направлена также на максимальнסе סблегчение и упрסщение судебнסй прסцедуры, снижение нагрузки на суды. Так, в искסвסм гражданскסм судסпрסизвסдстве нагрузка на суды существеннס снижается, если для мирнסгס урегулирסвания правסвых סтнסшений или в целях заключения четкס сфסрмулирסваннסгס и סтражающегס интересы всех стסрסн дסгסвסра граждане привлекают нסтариуса. Даже если судебнסгס разбирательства избежать не удается, рабסта судьи значительнס סблегчается, если в качестве средств дסказывания испסльзуются нסтариальные дסкументы. סни סбъективнס вызывают бסльше дסверия у суда, так как выданы независимым, беспристрастным, кסмпетентным лицסм, незаинтересסванным в исхסде спסра. И если мסжнס סспаривать пסказания סдних свидетелей с пסмסщью пסказаний других, тס бסльшинствס нסтариальнס סфסрмленных дסкументסв мסжнס סспаривать тסлькס путем предъявления сססтветствующегס иска, например ס признании недействительным завещания, дסгסвסра и так далее. А дס тех пסр, пסка недействительнסсть дסгסвסра не будет дסказана, действует презумпция егס действительнסсти, чтס придает ему סсסбую юридическую силу.