Файл: Понятие и признаки правового государства (Характеристика гражданского общества общество как признака правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) определяется, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»[6]. Однако в последнее время в средствах массовой информации и в научных кругах имеют место дискуссии по поводу справедливости этого тезиса, прописанного в основном законе РФ. Не всегда то, что прописано в основном законе дает нам право утверждать, что это на самом деле так.

По мнению автора, в части создания правового государства в России, как и в других государствах мира, необходимо создание определенных предпосылок, важнейшей из которых является формирование гражданского общества, так как невозможно без зрелости общества, готовности стать им. В России общество еще не достаточно созрело для реализации своих прав и осуществлении своих обязанностей перед государством.

Закономерны вопросы: что понимается под правовым государством; в каких конституционно - правовых нормах нашел отражение данный принцип; как реализуется принцип правового государства в деятельности органов государственной власти; какие особенности, характерны для реализации этого принципа в деятельности государственных органов России? На многие из указанных вопросов имеются научные публикации, что не мешает автору высказать свое мнение[7].

Правовое государство - это государство, деятельность которого подчинена фундаментальным принципам и нормам права. Подчиненность деятельности органов власти судебным решениям и законам является признаком конституционных режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе и органами или лицами, обладающими реальной властью, определяется в странах общего права как «верховенство права». В отечественной юриспруденции этот принцип называется «законностью». Необходимо учесть, что термин «верховенство закона» также существует в российском праве. Под ним понимается подчиненность закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона - важнейший компонент правового государства[8].

В соответствии с Конституцией РФ приоритетной задачей для России является обеспечение личной безопасности каждого человека и гражданина. Поэтому важное значение приобретают правовые процессы, которые основаны на законе, справедливы, своевременны и доступны для населения, а, следовательно, и деятельность правоохранительных органов России достаточно эффективна.


Законы должны относиться ко всем без исключений, в соответствии с принципом равенства всех перед законом и судом, в том числе к тем лицам и органам, кто создает законы. Правосудие в России не должно принимать во внимание политическое и должностное положение, экономическую и социальную обеспеченность, наличие власти, национальное происхождение или другие факторы, характеризующие статус физических и юридических лиц. Юрисдикция судов, выносящих решения по гражданским и другим делам, должна быть единой и распространяться на всех без исключения лиц.

В законах России сформулированы условия своей применимости в общих чертах. Они не издаются для решения конкретных задач. Однако иногда требование обобщенности сталкивается с трудностями. Примером может послужить то, что в России существуют нормы, которые относятся к лицам четко обозначенного политического и социально - экономического статуса. В силу общественного неравенства, часть граждан имеют лучший доступ к ресурсам для защиты своих прав и интересов, соответственно, они имеют намного больше шансов на выигрыш судебного дела.

Автор солидарен с научным подходом, что в правом государстве должны быть такие законы, которым граждане могли следовать. При этом законы не просто должны существовать, но и быть доступными для ознакомления и содержать понятные требования. Существование в государстве неопубликованных законов, частая изменчивость и внутренняя противоречивость законов, делают их на системном уровне неисполнимыми, и оставляет возможность избирательного их применения. Более того законы должны точно и непротиворечиво формулировать критерии противоправности и наказуемости.

Независимость суда от законодательной и исполнительной ветвей власти играет значительную роль в правовом государстве. В случае если законодательная власть смыкается с судебной властью, то правовое регулирование и судебное правоприменение может стать предметом произвола. Если суд зависит от исполнительной власти, то он не может защитить подсудимого от нелегитимного применения силы.

В ст. 10 Конституции РФ указывается, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную»[9].

Правосудие в России обеспечивается за счет полного набора заранее известных процедур и правил принятия решений, процесс применения которых отличается справедливостью, последовательностью и прозрачностью.


Как известно, в СССР к правовому государству не стремились, и только с принятием Конституции РФ 1993 г. начался процесс создания этого государства в России. Критики часто вступают в полемику по поводу того, что Россия не является правовым государством и то, что нам еще далеко до него. По мнению автора, можно смело утверждать о том, что в России уже сделаны значительные шаги для достижения намеченной цели.

  1. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, который опирается на конституционно - правовое закрепление признания этих прав и свобод, а также обязанность государства соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» - важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам человека и гражданина закрепляется в Конституции РФ и других законах. Так, в гл. 1 Конституции РФ определяются гуманистический подход основ конституционного строя, а в гл. 2 закрепляются права и свободы человека и гражданина.
  2. Главный механизм гарантий прав и свобод - независимость суда. Только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами, поэтому и должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур. Принцип независимости суда закреплен в ст. 120 Конституции РФ, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции РФ указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда - ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению - ст. 22 Конституции РФ, ч. 2 ст. 29 Уголовно - процессуального кодекса РФ и др.) В ходе дальнейшей судебной реформы предполагается существенно расширение и детализация конституционных гарантий независимости судов и расширение их компетенции. Такой подход свидетельствует о том, что Россия делает правильные шаги, для формирования правового государства.
  3. Верховенство Конституции РФ по отношению ко всем без исключения нормативным правовым актам, как на федеральном, так и региональном уровне. Никакой закон или другой акт не может корректировать Конституцию РФ и более того более противоречить ей. В свою очередь Конституция РФ образует основу российской правовой системы, она призвана создавать такой правовой порядок, при котором закон и право не должны расходиться. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должностные лица - от главы государства, чиновника и до гражданина - обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения должны нести установленную законом ответственность (административную, гражданскую, уголовную и др.).

В Конституции РФ также определяется, что «Законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).

  1. Приоритет международного права. Этот признак правового государства дает пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить нормам международного права. Как известно через соблюдение норм международного права происходит определенная унификация национальных правовых систем. В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета международного права определяется в двух составляющих. Во - первых, безусловно, признается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. А во - вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора, т.е. положения международного права имеют преимущественную силу в случае расхождения с внутригосударственным правом.

Все эти принципы защищают тезис, что в России формируется правовое государство. Для автора было необходимым раскрытие не только проблем, имеющих место в России и не полностью соответствующих принципу правового государства, но и положительных. Ведь любая объективная работа должна не противоречить принципу нейтральности, а, соответственно, и принципу правды.

Стоит также отметить, что России есть куда стремиться в плане правоприменения, однако не стоит забывать, что по меркам западных государств, Россия является молодым государством, а, соответственно, в данный момент, мы лишь можем говорить о развитии тех сфер государства, которые были чужды советскому строю. В виду вышесказанного в данной публикации, можно сделать вывод, что Россия относится к числу правовых государств не только де - юре, но и де - факто. Во - первых, действия государственных органов происходят только на основе нормативных правовых актов. Другими словами реализуется принцип «верховенства закона». Во - вторых, в России существуют институты, которые отражают его правовое государство (равенство всех перед законом и судом и т.д.). В - третьих, в России существует разделение властей на три независимые ветви власти.

Исходя из вышеизложенного можно отметить, что правовое государство - это, государство, которое обслуживает потребности правового, саморегулирующего общества, т.е. обеспечивает режим господства права и закона, создает гарантии от административного вмешательства в процессы жизнедеятельности человека и общества, защищает интересы человека и гражданина, социальные блага в рамках правовой процедуры разрешения споров.


Правовое государство - цель государство - идеал, к которому должна стремиться Россия. При этом во всех сферах Российской государственности происходят перемены, которые и были предметом рассмотрения через основы правового государства. Следует также отметить, что в повседневной жизни человек сталкивается со многими проблемами и социальным злом, в том числе с совершаемыми правонарушениями и преступлениями. Поэтому человеку необходимо не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к его ограничению. Естественно, через формирование гражданского общества и создание правового государства, так как на современном развитии человечества альтернативы правовому государству нет.

Таким образом, построение правового государства в России предусматривает решение задач не только в части верховенства права и закона, но и не в меньшей степени предусматривает соблюдение и защиту прав и свобод человека, материальное и духовное благополучие граждан России. И все эти задачи, направлены на обеспечение достойного уровня жизни человека, а не на создание красивой структуры органов государственной власти и декларативного закрепления прав и свобод человека и гражданина. Государство становится правовым только тогда, когда указанные положения, закрепленные в конституционно - правовых нормах,

Глава 2. Анализ признаков правового государства

2.1 Общая характеристика признаков правового государства

Значительная часть отечественных авторов в своих публикациях по правовому государству на­зывают его основные признаки. Так, В.С. Нерсесянц к числу отличительных признаков правово­го государства относил, как минимум: признание и защиту прав и свобод человека и гражданина, верховенство правового закона, организацию и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей, свободы, равенства. Г.Н. Манов сформулировал четыре основополагающих признака правового государства: 1) верховенство права; 2) народный суверенитет; 3) разделение властей; 4) незыбле­мость прав и свобод личности32. Каждый из этих принципов закреплен в Конституции РФ, потому они могут рассматриваться как конституционные основы правовой государственности.