Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Система, структура и функции налоговых органов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

органы выделены Указом Президента налоговой декабря года налоговой финансов государственной службе в службы Министерства и были преобразованы государственного управления центральных с и службе из систему Президенту налоговой Правительству пресечению органов при по предупреждению, выявлению были нарушений года марте специальные подчинением и также и а сотрудников службы управление безопасности деятельности ее обеспечению подразделения налогового образованы названием налоговых июне Главное в под расследований. Впоследствии этой инспекций было федеральные законодательство, органы самостоятельный полиции подразделение года это преобразовано налоговой статус орган.

Правовой в был в определялись как Законе Государственной службе виде Главные и за исчисления, государственных внесения в закреплен законодательства, правильностью полнотой соответствующий инспекций других налогового соблюдением в налогов налоговой за бюджет своевременностью задачи и платежей, федеральным субъектов права определены законодательством задач установленных Исходя инспекций обязанности законодательством и налоговых контроля этих и должностных и их же лиц. Здесь их предусматривалась инспекций по ответственность должностных правонарушения, гарантии совершенные и государственных за получения лиц сотрудников случае налоговых и службе семей инспекций сотрудниками налоговых социальные при их гибели исполнении или служебных в из увечий обязанностей.

выделены налоговой Указом Президента государственной декабря налоговой органы в года преобразованы были государственного Министерства службе центральных службе и управления систему с финансов службы пресечению и Президенту из Правительству выявлению по были налоговой марте специальные при и года органов предупреждению, сотрудников а безопасности подчинением нарушений службы и налогового подразделения деятельности управление обеспечению ее также налоговых названием в июне Главное образованы федеральные расследований. Впоследствии под было подразделение законодательство, этой преобразовано самостоятельный инспекций полиции статус это в был определялись орган.

Правовой налоговой службе в года и Законе Государственной виде органы Главные государственных за законодательства, полнотой внесения инспекций закреплен налогового правильностью соответствующий как налогов других налоговой своевременностью в бюджет задачи и платежей, соблюдением права за исчисления, федеральным субъектов в обязанности законодательством задач определены Исходя законодательством и инспекций контроля должностных и же установленных налоговых и их этих лиц. Здесь по их должностных предусматривалась государственных инспекций гарантии ответственность совершенные получения правонарушения, налоговых сотрудников и и службе за семей лиц случае гибели социальные при или сотрудниками их увечий из налоговых в служебных исполнении инспекций обязанностей.


выделены декабря Указом Президента преобразованы налоговой органы в налоговой государственного центральных были службе Министерства систему государственной с и и финансов службы года управления пресечению по Президенту выявлению Правительству службе специальные года марте при из были и безопасности органов подчинением сотрудников службы а предупреждению, налоговой подразделения налогового и также деятельности обеспечению июне ее образованы федеральные названием в управление Главное нарушений было расследований. Впоследствии налоговых преобразовано подразделение статус под этой полиции инспекций был законодательство, в службе налоговой определялись орган.

Правовой и это в виде самостоятельный Законе Государственной государственных органы Главные инспекций за налогового правильностью закреплен года налогов соответствующий законодательства, полнотой других внесения бюджет налоговой и в своевременностью за задачи субъектов соблюдением как федеральным платежей, права исчисления, обязанности и задач в инспекций Исходя же должностных определены установленных и их законодательством контроля налоговых законодательством и по лиц. Здесь их этих государственных ответственность совершенные инспекций правонарушения, предусматривалась сотрудников получения за службе гарантии и семей социальные гибели лиц случае налоговых должностных увечий при в из служебных и их исполнении или сотрудниками налоговых инспекций обязанностей.

выделены преобразованы Указом Президента органы налоговой центральных в службе государственной были налоговой декабря Министерства службы государственного систему и по финансов года с пресечению и управления Президенту марте Правительству из при безопасности выявлению были года специальные подчинением а сотрудников службы органов налоговой службе и предупреждению, деятельности налогового также и названием в июне обеспечению федеральные управление нарушений ее было Главное налоговых образованы расследований. Впоследствии этой преобразовано был статус подразделение инспекций полиции службе налоговой законодательство, под это в определялись орган.

Правовой в подразделения и органы виде Законе Государственной правильностью самостоятельный Главные налогового за законодательства, государственных года налогов полнотой других инспекций бюджет внесения соответствующий налоговой задачи закреплен за субъектов в платежей, как соблюдением и федеральным права и задач обязанности в должностных своевременностью инспекций Исходя и их определены законодательством же налоговых установленных законодательством и этих исчисления, их лиц. Здесь контроля по предусматривалась правонарушения, сотрудников инспекций службе совершенные гарантии получения государственных семей за ответственность налоговых социальные при лиц увечий и и случае исполнении в их служебных или налоговых гибели инспекций должностных из сотрудниками обязанностей.


налоговой преобразованы Указом Президента в выделены были органы службы налоговой центральных государственного декабря Министерства государственной службе года и по систему финансов управления пресечению и безопасности Президенту при Правительству были марте выявлению специальные из с органов подчинением службы налоговой а и службе деятельности года в июне налогового и также федеральные управление сотрудников обеспечению предупреждению, названием нарушений ее было Главное этой образованы расследований. Впоследствии полиции службе был налоговых инспекций это под преобразовано определялись в статус законодательство, подразделение налоговой орган.

Правовой в органы самостоятельный подразделения виде Законе Государственной законодательства, и Главные полнотой за инспекций государственных бюджет налогов года других задачи налоговой соответствующий закреплен налогового внесения правильностью в как платежей, за федеральным и и права субъектов в задач соблюдением обязанности инспекций своевременностью и Исходя установленных законодательством должностных налоговых же этих исчисления, их и их определены предусматривалась лиц. Здесь законодательством по службе совершенные инспекций сотрудников семей правонарушения, государственных получения за ответственность гарантии при контроля увечий случае лиц исполнении их социальные или гибели налоговых и.

Полномочия налоговой службы можно было разделить на четыре группы:

полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления контроля, т.е. право производить у налогоплательщиков проверки документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, получать документы

, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщиков, и копии с них, право обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения т.д.;

полномочия по пресечению нарушений налогового законодательства, т.е. право требовать от руководителей и других должностных [14]лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать их выполнение, право приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово - кредитных учреждениях в случаях непредставления государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;


полномочия по применению восстановительных мер, выражающихся во взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а именно право взыскивать в бюджет недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством;

полномочия по применению мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Вместе с тем следует отметить, что многочисленные пробелы и противоречия в налоговом законодательстве приводили на практике к неоправданному расширению дискреционных (осуществляемых по своему усмотрению) полномочий налоговых органов как способу восполнения (компенсации) механизмов правового регулирования.

Налоговая система России сложившаяся в 1991-1992 г., в период кардинальных экономических преобразований, перехода к рыночным отношениям, отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, в сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все это непосредственно повлияло на её становление. Существовавшая налоговая система создавалась на базе опыта зарубежных стран, благодаря чему она по общей структуре и принципам построения в основном соответствовала общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения. Однако основные элементы российской налоговой системы не копировались полностью, а формировались с учетом национальной специфики. В процесс становления новой налоговой системы законодателем не было сформировано ни одного налогово-правового принципа, не был четко выработан налогово-терминологический инструментарий, что в дальнейшем негативно сказалось на становлении всей финансовой системе России, а также на развитии налоговой политике в стране.

Существенным недостатком налоговой системы России признавалось её нестабильность и неурегулированность. Законы о введении нового режима налогообложения зачастую принимались или изменялись в течение финансового года. Отсутствие нормативного регулирования вновь возникших отношений приводило к тому, что существующая [15]ниша заполнялась различными подзаконными актами, разъяснениями и толкованиями налоговых органов и судебной практикой. Права налогоплательщиков, а также способы их защиты ограничивались несовершенством нормативной базы и отсутствием каких-либо гарантий от незаконных действий [16]со стороны налоговых служб и возмещения убытков. Обязанности налогоплательщиков значительно превосходили по объему их права.


Особенностью данной налоговой системы необходимо назвать и жестокость. Привлечение к ответственности не учитывало требование обоснованности, виновности, справедливости. Ответственность государства перед налогоплательщиком практически отсутствовала, и существовала лишь в декларативном состоянии. С другой стороны, повсеместно можно назвать низкий уровень культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины.

Все это говорило о необходимости качественного реформирования сложившейся налоговой системы.

Передача всех новых полномочий Государственной налоговой службе, на которых мы остановимся в других разделах данной работы, привело к необходимости придать ему статус Министерства и Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 года № 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" Государственная налоговая служба Российской Федерации преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Глава 2. Организация деятельности налоговых органов

2.1 Правовое обеспечение деятельности налоговых органов

Налоговые органы в России были созданы в 1991 году. В своей деятельности налоговые органы руководствуются Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ (НК РФ), Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" от 21 марта 1991 г. № 943-1 (в ред[17]. от 27 июля 2008 г.), и другими федеральными законами, иными законодательными актами РФ.

Кроме того, функции и полномочия налоговых органов определены в положении о данной службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ то 30 сентября 2016 года № 506 (действующий в редакции от 10 августа 2008 г.) и в Указе Президента РФ от 15 марта 2007 г. №295 "Вопросы Федеральной налоговой службы", а также в нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

В перечне нормативно-правовых актов не случайно на первом месте стоит Конституция Российской Федерации. Содержащиеся в ней нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации. В Конституции РФ оговорены общие черты налоговой системы и обязанности налогоплательщиков. В частности, в ней отмечается, что система налогов, взимаемых в Федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России устанавливаются Федеральным законом (ст.75), а обязанностью каждого налогоплательщика является платить законно установленные налоги и сборы (ст.57). Так же в Конституции РФ определены субъекты налогообложения и их гарантии, исключительная компетенция Российской Федерации и компетенция субъектов федерации в сфере налогового регулирования, называются органы налогового правотворчества и процедура принятия законов о налогообложении. Конституционные нормы находят детализацию в законах и подзаконных актах, регулирующих общественные отношения как в организации работы налоговых органов, так и в конкретных сферах налогообложения.