Файл: Оформление доверенности. Виды доверенности (Доверенность – понятие и содержание).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- свобода волеизъявления при составлении соглашения обеими сторонами;

- доверенность, выданная на имя юридического лица дает право совершать сделки и действия соответствующая рамкам специальной правосубъектности.

1.2 Форма доверенности

По мнению одного из ведущих специалистов гражданского права Е.А. Суханова утверждается константа о форме доверенности, содержание которой является одним из базовых существенных условий, предъявляемых к доверенности при ее фактическом оформлении.

То есть до сведения субъектов гражданско-правового регулирования доводится истина, которая гласит, что существование доверенности вне письменной формы невозможно в принципе.

Одним из существенных и в свою очередь положительных результатов введения в силу нового Гражданского кодекса стал перечень норм предусматривающих возможность оформления доверенности, путем применения так называемой простой формы без обязательного как было ранее подтверждения правомочий документа через нотариальное удостоверение.

Однако следуя правилам судебной практики, внедренные в повседневное гражданское законодательство, существует перечень случаев, когда доверенность должна быть обязательно облечена в нотариальную форму с подтверждение полномочий представителя (см. п. 2 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С позиции современного (действующего) законодательства к казусам, требующим нотариальное заверение доверенности относятся нижеперечисленные варианты:

- доверенность объектом, которой является залог недвижимого имущества;

- правоотношения, возникающие из договора уступки права требования;

- перевод долга. При этом следует иметь в виду, что долг или требование базируются на сделке форма, которой имеет нотариальное удостоверение.

В гражданско-правовой и судебной практике посвященной реализации полномочий посредством выданной доверенности возник коллизионный случай, который до сих пор не получил однозначного ответа. Суть спора заключается в допустимости или же, наоборот, в недопустимости обязательности нотариального удостоверения доверенности выданной от имени юридического лица. Как показывает доктринальный анализ указанной проблемы, мы имеем делом с наличием абсолютно диаметральных мнений. Сторонниками возможности обличить доверенность в обычную простую письменную форму (без нотариального удостоверения) считают не только допустимым, но и целесообразным многие известнейшие цивилисты России, среди которых Е.А. Суханов, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский.


В то же время как видно из анализа гражданско-правовой конструкции ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации настолько расплывчата, что сделать утвердительный вывод на ее основе в принципе не очень возможно. При детальном анализе нормы мы можем наблюдать, что со ссылкой на п. 5 указанной выше статьи доверенность, оформленная от имени конкретного юридического лица выдается на имя представителя, имея в содержании подпись органа управления либо лица выполняющего данную функцию плюс наличие в рамках приложения к договору печати самой организации. Тем не менее, как видно из анализа норма не являет собой образец императивного условия, т.е. не играет роль исключения, из общего правила подтверждая само правило, предусмотренное п. 2 с. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Продолжая анализ п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации в принципе отсутствует упоминание о форме посредством которой оформляется доверенность (нотариально удостоверенная или простая письменная форма). Данный пункт вообще только определяет лишь добавочные требования к указанной форме, имеющие отношение только лишь к доверенностям, оформленным от имени юридического лица, в то самое время как форма доверенности исходящая от имени юридического лица (коммерческой и/или некоммерческой организации) уже установлена в п. 2 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (нотариальная и простая письменная).

Ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации представляет учреждающий перечень добавочных требований касательно формы доверенности, данные добавочные требования имеют прямое отношение не только к форме доверенности, но и к системе заполнения бланков любых других гражданско-правовых сделок. Суть данной статьи заключается в возможности для всех сторон оформляющих договор доверенности внести перечень дополнительных требований направленных на максимально приближение доверенности требованиям закона и чаяниям доверителя и доверенного. К ним относится нижеперечисленные дополнительные элементы как то:

- бланк, имеющий определенную форму и обладающий определенными особенностями;

- скрепление бланка доверенности печатью;

- произвольные законные дополнения, предъявленные доверителем и представителем.

Итак, требования, предъявляемые п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации – представляют собой не что иное, как добавочные требования, относящиеся к форме доверенности оформленной от имени юридического лица, механизм и порядок посредством которого доверенность выдается. В данном случае имеется в виду печать организации и подпись соответствующего должностного лица.


Перечень дополнительных требований обнаруживается еще и в случае, когда оформляется доверенность от имени юридического лица, чья принадлежность имеет муниципальный или государственный характер собственности:

- доверенность от имени организации (государственной и/или муниципальной) содержанием которой является выдача и/или получение материальных ценностей (в данном случае денег), либо иного имущества обладающего реальной стоимостью кроме перечисленных реквизитов должна включать в себя наравне со всеми остальными действиями еще и наличие подписи главбуха данной организации. Лишь вслед за тем, что было перечислено выше, т.е. выполнение всего перечня процедур направленных на оформление доверенности предстает проблема об установлении ее генеральной формы корреспондирующая условиям, выдвинутым в п. 2 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации с известным решением (выводом):

- доверенность, оформленная с целью совершения сделок допускаемых гражданским законодательством, в отношении которых должна быть непременно применена нотариальная форма удостоверения, сама должна быть подвергнута той же процедуре подтверждения, т.е. нотариальному удостоверению [14, с. 114].

М.Р. Саркисян в своем теоретическом исследовании приводит данные п. 4 ст. 185 ГК РФ, где упоминается, что непременно следует нотариально удостоверить те доверенности, которые выдаются в порядке так называемого передоверия принятых на себя полномочий (обязательств). Исключение считается определенный перечень обстоятельств, вынесенный за рамки обычной гражданско-правовой практики:

- доверенность, выданная с целью получения ежемесячного трудового оклада;

- доверенность, выданная с целью проведения иных платежей в денежной форме или денежном эквиваленте;

- доверенность, выданная с целью получения вознаграждения за изобретения и авторские работы;

- доверенность, выданная с целью получения стипендий и пособий;

- доверенность по поводу вкладов физических лиц в банковских учреждениях и на получение корреспонденции, а также посылочной и денежной.

В рамках науки гражданского права действует свод строгих правил в соответствие, с которыми нотариальному удостоверению подлежат также определенные виды доверенностей, которые рассчитаны на совершение обусловленных нормами ГК юридически существенных действий.

Отталкиваясь от правил установленных п. 2 ст. 9 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" мы узнаем, что нотариальному удостоверению подлежат те виды доверенности, которые рассчитаны на вторичное получение задокументированных свидетельств, подтверждающие какие-либо записи актов о гражданском состоянии.


Согласно своду «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» доверенности направленные на совершение предусмотренных гражданским законодательством операций и реализация любых других, не нарушающих закон действий допустимо удостоверять со стороны субъектов специализированной гражданско-правовой деятельности:

- работников нотариальных контор государственного типа подчинения (ст. 36 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»):

- работников нотариальных контор занимающихся частной практикой («Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»);

- работников консульских заграничных учреждений Министерства Иностранных Дел Российской Федерации имеющих право заверять соответствующие бумаги («Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»).

Следует констатировать факт явных недостатков в существующем поле правового регулирования, в том числе о том, что на данный момент не принято решение о возможности удостоверения доверенностей главами и иными должностными лицами, работающими на уровне муниципалитетов. Данная проблема как никогда ранее остро стоит в сфере деятельности работы нотариальных контор.

Ст. 37 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» гласит, что в случае физического отсутствия в месте проживания субъектов договора доверенности работников нотариальной сферы, их функции имеет право исполнить представитель органов государственной власти расположенных на местах.

Омрачает факт возможностей органов исполнительной власти ограничения установленные ст. 12 Конституции Российской Федерации, где указанно, что муниципалитеты и иные органы местного самоуправления в государственную властную вертикаль не входят. Однако в данном случае доверитель и доверенный имеют право сослаться на ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, которая уточняет, что органы государственной власти делегируют полномочия органам местного самоуправления в определенных случаях.

Частичная передача властных «рычагов» реализуется в соответствие с нормами действующего законодательства. Однако, фактически такого рода федерального конституционного закона в правовой природе не существует, хотя требования о его введении продиктованы накопившимися проблемами на различных уровнях государственной пирамиды [13, с. 18].

С позиций действующего, т.е. находящего в силе законодательства (п. 3 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации) к нотариально удостоверенным типам (разновидностям) доверенности относятся:


- доверенности сотрудников (служащих) Министерства Обороны РФ, которые на момент подписания находятся в учреждения медицинского типа и удостоверены представителем начальствующего состава данного учреждения;

- доверенности, оформленные сотрудниками/служащими (членами их семей) Министерства Обороны РФ, в местах расположения частей, гарнизонов и т.д., фактическому отсутствию нотариуса/нотариальных учреждений заверяется высшим командным составом данных воинских частей и соединений;

- доверенности, оформленные лицами отбывающими срок лишения свободы, заверяются начальником исправительного учреждения;

- доверенности от имени лиц достигших возраста 18-и лет, находящихся в системе социальной защиты, заверяются администрацией учреждения, где лицо на момент оформления доверенности находится.

Примечание: главврач, их заместители и подобные их уровняю, работники медицинских учреждений не могут удостоверять доверенность, которая должна быть подвергнута обязательному нотариальному удостоверению [14, с. 116].

Глава 2. Виды доверенностей и субъекты его волеизъявления

2.1 Представитель и представляемый

Представляемыми по доверенности могут быть как юридические, так и физические лица. В практике работы нотариусов часто возникает вопрос о возможности совершения сделок с имуществом малолетних (не достигших четырнадцатилетнего возраста) граждан не их законными представителями, а представителями по доверенностям, выданным, в свою очередь, законными представителями малолетних. Иными словами, вправе ли родители, усыновители и опекуны выдавать доверенности на совершение сделок от имени малолетних граждан.

По мнению Л.В. Санникова, заключение подобных сделок не противоречит действующему законодательству.

Противоположное утверждение базируется главным образом на буквальном толковании использованного в п. 1 ст. 28 ГК слова «только»: за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, сделки могут совершать только их родители, усыновители или опекуны. Из указанной формулировки сделан вывод, что совершение сделок от имени малолетних граждан относится исключительно к личным полномочиям их законных представителей. Представляется, что подобный вывод является неправильным. Из названной нормы вытекает лишь следующее: