Файл: Государственный служащий – универсальный топ-менеджер (Государственный и муниципальный служащий современного типа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность. Государственные служащие решают целый комплекс разноуровневых профессиональных задач, успех выполнения которых зависит от того, какие специалисты реализуют профессиональные функции, какова их профессиональная подготовка, как они могут ориентироваться и принимать решения в сложных ситуациях профессиональной деятельности. Сложные задачи профессиональной деятельности, специфика ее организации и осуществления определяют возросший уровень требований к государственным служащим, к качеству их профессиональной подготовки. Именно ряд этих обстоятельств обуславливают актуальность рассмотрения темы о портрете современного государственного служащего.

Объектом изучения данного проекта являются современные государственные служащие.

Предметом нашего исследования - понятие «современный государственный служащий» и правовой статус государственного служащего.

Целью нашего исследования является всесторонний анализ сущности профессии государственного служащего на современном этапе развития общества. должность государственный служба правовой

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· раскрыть понятие «государственный служащий» в системе государственной службы;

· проанализировать требования, которые предъявляются к современному государственному служащему.

Методологическую основу исследования составляют работы следующих российских ученых Глазунова Н.И., Саморукова И. В., Поспелова О. В., Тавокин Е.П., Турчинов А.И и т.д.

1. Государственный служащий

1.1 Понятие «должность государственной службы»

Должность это первичная структура, учреждённая в установленном порядке, которая отражает объём полномочий занимающего её лица и её содержание. Должность это ( организационная) единица.

Должности государственной службы подразделяются на должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъектов РФ, воинские должности и должности правоохранительной службы[1].


Должности государственной службы могут быть учреждены указами Президента РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами субъектов РФ или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Последние регулируют эти вопросы , учитывая положение федерального законодательства о государственной службе.

Классификация должностной государственной службы

В федеральном государственном аппарате возможно учреждение должности государственной службы различных видов. Обычно, это характерно для администрации Президента РФ и некоторых федеральных аппаратов исполнительной власти, которые находятся под непосредственным руководством Президента РФ, в которых одновременно могут быть учреждены должности государственной гражданской, военной службы и службы правоохранительных органов.

Должности государственной службы дифференцируются по категориям и (или) группам в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о государственной гражданской службе РФ.

Так, на основании Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» (в действующей редакции) должности гражданской службы подразделяются на категории.

В соответствии с российским законодательством о государственной гражданской службе государственной должностью государственной службы является должность исключительно в органах государственной власти субъектов РФ (представительных, исполнительных и судебной власти); в Совете Безопасности РФ, Администрации Президента РФ, Счетной палате РФ, Прокуратуре РФ, Аппарате Правительства РФ, Центральной избирательной комиссии РФ и соответствующих им органах в субъектах РФ, а также территориальных органах, создаваемых федеральными аппаратами государственной власти для исполнения своих полномочий и др[2].

Все должности государственной службы в РФ закрепляются в перечнях в зависимости от вида государственной службы. Перечни должностей федеральной государственной службы, а также перечни типовых воинских должностей и типовых должностей правоохранительной службы утверждаются указом Президента РФ и образуют Реестр должностей федеральной государственной службы.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ составляют Сводный реестр должностей государственной службы РФ (ст. 9 Закона № 58-ФЗ). [4]


В соответствии с Законом № 58-ФЗ государственные служащие РФ классифицируются на федеральных и субъектов РФ.

В этом Законе дается общее определение понятия «федеральный государственный служащий»: это гражданин, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное довольствие (содержание, вознаграждение) за счет средств федерального бюджета (ст. 10). В Законе приводится также определение понятия «государственный гражданский служащий субъекта РФ»: это гражданин, который непосредственно осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное довольствие за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Все государственные служащие в зависимости от особенностей службы подразделяются на три типа: государственные гражданские служащие, военнослужащие и служащие правоохранительных органов[3].

В соответствии со ст. 13 Закона № 79-ФЗ гражданский служащий -- гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Выше перечисленные служащие занимают должности в органах государственной власти и иных государственных органах, например в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, Счетной палате РФ и др.

К государственным служащим, занимающим должности на военной службе и службе в правоохранительных органах, относятся военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и других органов, исполняющих специфические обязанности. Например, военная служба предусматривает исполнение военнослужащими обязанностей защиты и охраны государства от нападения, участия в боевых действиях, защиты жизни и здоровья населения, помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка. Сотрудники органов внутренних дел непосредственно участвуют в охране общественного порядка и общественной безопасности, охране прав и свобод граждан, собственности и т.д.

Государственная служба осуществляется также в органах прокуратуры, сотрудники которой гарантируют исполнение прокурорского надзора за исполнением действующих законов РФ и субъектов РФ.


Таким образом, перечисленные государственные служащие занимают ту или иную должность и сосредоточены на решении проблем и задач государства в различных сферах общественных отношений. Они различаются функциональным назначением и зависит от круга наделённых должностных обязанностей.

Должностные лица. Особую группу составляют служащие, которые исполняют полномочия государственно-властного характера и относятся к категории должностных лиц[4].

Должностными лицами обычно называют государственных служащих, у которых есть право совершать в пределах своей компетенции властные действия, которые влекут за собой юридические последствия (издавать акты управления, совершать регистрационные, лицензионные действия, подписывать денежные документы, давать предписания, указания, применять меры административного воздействия и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью вверенных в подчинение им работников и уполномочены предъявить им обязательные к выполнению требования.

Функциональные работники это оперативный состав, государственные служащие, выполняющие работу в качестве специалистов в государственном органе. Эти лица наделены властными полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеют права совершать служебные юридически- властные действия в качестве средства управления людьми (это юристы, экономисты, бухгалтеры и т.д.).

Вспомогательный состав -- государственные служащие, не наделённые полномочиями по совершению действий, которые влекут за собой юридические последствия (это технические секретари, работники компьютерных служб и т.д.).

Реестры государственных служащих. Представителем нанимателя государственных служащих PФ ведется реестр государственных служащих. Так, сведения из личного дела гражданского служащего заносятся в реестр гражданских служащих в государственном органе и хранятся на портативных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования. Умерший (погибший) гражданский служащий, а также гражданский служащий, признанный без вести пропавшим или объявленный умершим решением суда, вступившим в законную силу, убирается из реестра гражданских служащих в день, следующий за днем смерти (гибели) гражданского служащего или за днем вступления в законную силу решения суда[5].

Реестры федеральных государственных гражданских служащих в федеральных государственных органах и реестры государственных гражданских служащих субъектов РФ образуют Сводный реестр государственных гражданских служащих РФ. Порядок ведения Сводного реестра государственных гражданских служащих РФ закреплён указом Президента РФ.


1.2 Основные принципы государственной службы РФ

Под принципами понимаются основополагающие идеи, определяющие организацию и осуществление государственной службы.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы РФ», систему государственной службы Российской Федерации определяют следующие принципы. Федерализм

Федерализм обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В организации государственной службы принцип федерализма выражается в том, что федеральная государственная гражданская служба, военная и правоохранительная службы находятся в ведении Российской Федерации, а государственная гражданская служба субъектов РФ -- в их совместном ведении.

Законность. Приоритет прав и свобод человека и гражданина

Приоритет прав и свобод человека и гражданина; их не- ^ посредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты (этот принцип основывается на ст. 2 Конституции РФ, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства». [6]

Государственная служба как институт, на практике реализующий функции государства, в первую очередь должна способствовать соблюдению прав и свобод человека и гражданина. Более того, исходя из содержания ст. 18 Конституции РФ именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Равный доступ граждан к государственной службе.

Принцип равного доступа граждан к гражданской службе и равных условий ее прохождения основывается на ч. 4 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе».

Это положение в целом соответствует требованиям п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах1, согласно которому каждый гражданин, без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального или социального происхождения, имущественного положения, факта рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность быть допущенным в своей стране к государственной службе.