Файл: Общество с ограниченной ответственностью (Основные формы реорганизации общества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После общих собраний, подготовки соответствующих документов возникает необходимость в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью. После этой процедуры ООО считается созданным и может приступать к непосредственной деятельности.

В период кризиса очень актуальными становятся вопросы реорганизации и ликвидации юридических лиц. Учитывая, что ООО - самая распространенная в России организационно-правовая форма, условия и порядок ликвидации обществ с ограниченной ответственностью представляют особый интерес.

3. Реорганизация общества с ограниченной ответственностью

Реорганизация общества с ограниченной ответственностью может осуществляться путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования[10]

Общество обязано письменно уведомить налоговый орган по месту своего учета о реорганизации в течение 3 дней с момента принятия такого решения[11]

Налоговый орган, получив уведомление о реорганизации, вправе назначить проверку общества независимо от времени проведения предыдущей проверки - за три предшествующих проверке календарных года деятельности общества.

Обеспечение прав кредиторов это один из основных вопросов правового регулирования ООО. В соответствии со ст. 391 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) перевод долга на другое лицо возможен лишь с согласия кредитора. Обязанность письменно уведомить всех кредиторов о реорганизации возлагается на учредителей (участников) ООО или орган, принявший решение о реорганизации общества, т.е. практически на само общество (ст. 60 ГК РФ) - не позднее 30 дней с момента принятия решения о реорганизации.

Кроме того, сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц[12] Кредитор реорганизованного ООО вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является данное юридическое лицо, и возмещения убытков.

ФАС Московского округа в Постановлении от 11.07.2006, 04.07.2006 N КГ-А40/6046-06 пришел к выводу, что несоблюдение порядка реорганизации предприятий, а именно отсутствие уведомления кредиторов реорганизуемого предприятия о реорганизации и нарушение в связи с этим их прав и законных интересов, защита которых предусмотрена ст. 60 ГК РФ, является основанием для признания принятого регистрирующим органом решения о регистрации реорганизации незаконным.


ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 23.10.2007 N А29-7527/2006а отказал истцу в удовлетворении требования о признании недействительной государственной регистрации организации, отметив, что анализ ст. 51 Закона N 14-ФЗ свидетельствует о том, что гражданским законодательством не установлен запрет на осуществление регистрации до истечения 30-дневного срока для предъявления требований кредиторами к реорганизуемому лицу; таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации организации.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 22.10.2007 N Ф04-7188/2007(39205-А75-15), проанализировав нормы ст. 51 Закона N 14-ФЗ, отказал налоговому органу в удовлетворении требования о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации организации, указав, что доказательств наличия неправомерных действий регистрирующего органа при государственной регистрации юридического лица налоговый орган суду не представил.

В Постановлении от 19.03.2007 N Ф04-7348/2006(31792-А27-38) тот же суд отказал в удовлетворении требования кредитора-истца, основанного на нормах ст. ст. 51, 55 Закона N 14-ФЗ, о признании недействительной государственной регистрации организации при создании путем реорганизации организации, кредитором которой является истец, в форме выделения. При этом суд указал, что права кредитора при реорганизации не были нарушены.

Гарантии прав кредиторов

Гражданским законодательством гарантированы права кредиторов в случае реорганизации юридического лица (ст. 60 ГК РФ). В частности, на учредителей (участников) или орган, которые приняли решение о реорганизации, возлагается обязанность письменно уведомить об этом всех кредиторов реорганизуемого юридического лица. Реальное значение этой обязанности состоит в том, что каждому из кредиторов принадлежит право потребовать прекращения обязательства, в котором реорганизованное юридическое лицо является должником.

Данные гарантии также заключаются в обязанности учредителя письменно извещать кредиторов о принятом решении о преобразовании. Кредиторы имеют право прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является преобразуемое юридическое лицо, и возмещения убытков.

Согласно ст. 323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе предъявить свои требования ко всем вновь созданным юридическим лицам или к любому из них в полном объеме, а тот, кто удовлетворит требование кредитора, вправе в порядке регресса взыскать с остальных вновь созданных юридических лиц уплаченную им сумму в равных долях, за исключением своей доли.


Правопреемство

При реорганизации возникает вопрос о правопреемстве, т.е. переходе прав и обязанностей на основании передаточного акта или разделительного баланса. Порядок такого перехода в зависимости от формы реорганизации юридического лица оговорен в ст. 58 ГК РФ.

При разделении или выделении нужно составить так называемый разделительный баланс.

При слиянии, присоединении или преобразовании необходимо составить передаточный акт.

Основные требования к названному документу приведены ст. 59 ГК РФ. Акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.

К передаточному акту прилагаются документы, которые подтверждают наличие и оценку имущества и обязательств присоединяемых юридических лиц. К ним относят:

- заключительную бухгалтерскую отчетность присоединяющихся организаций. В соответствии с ней определяют состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценку на последнюю отчетную дату;

- акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, которую проводят перед оформлением передаточного акта;

- первичные документы по материальным ценностям (акты или накладные приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) имущества, которое должно быть передано (принято) при реорганизации;

- расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей. В них должна быть информация о том, что дебиторы и кредиторы письменно уведомлены о переходе имущества и обязательств по договорам к правопреемнику, а также собраны данные по расчетам с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

У передаточного акта (разделительного баланса) нет определенной формы, поэтому он должен отвечать требованиям ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

3.1 Основные формы реорганизации общества.

  1. Слияние

Согласно ст. 52 Закона N 14-ФЗ слиянием обществ признается создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних. Данная норма базируется на положениях ст. ст. 57 - 59, 92 ГК РФ, но при этом существенно конкретизирует их и устанавливает новые правила.


При слиянии обществ все обязанности и права каждого общества, которые участвовали в слиянии, переходят к ООО, возникшему в результате слияния. Общества, участвовавшие в слиянии, прекращают свое существование в качестве юридических лиц.

В результате слияния образуется новое общество с ограниченной ответственностью, которое подлежит государственной регистрации. Факт государственной регистрации такого общества влечет возникновение нового ООО в качестве юридического лица, и с этого момента к нему переходят права и обязанности всех обществ, участвовавших в слиянии.

В случаях, указанных в ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), слияние обществ производится с предварительного согласия антимонопольного органа. В гл. 5 Закона N 14-ФЗ идет речь о случаях добровольной реорганизации ООО. В соответствии со ст. 57 ГК РФ возможно выделение общества по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. В частности, в ст. 38 Закона N 135-ФЗ установлены основания и порядок принудительного выделения коммерческих организаций.

Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о слиянии и устава общества, создаваемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта (п. 2 ст. 52 Закона N 14-ФЗ). Таким образом, в повестку дня общего собрания каждого из обществ, участвующих в слиянии, в обязательном порядке включаются как минимум все перечисленные выше вопросы.

Нововведения с 1 июля 2009 г. Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 312-ФЗ) положения п. 3 ст. 52 Закона N 14-ФЗ изложены в новой редакции.

Если ранее было установлено, что договор о слиянии является наряду с уставом учредительным документом нового общества, создаваемого в результате слияния, и должен соответствовать требованиям к учредительному договору, то теперь эти положения из п. 3 ст. 52 Закона N 14-ФЗ исключены.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 15.03.2006 N Ф09-598/06-С4 пришел к выводу, что решение общества, подписанное ответчиком, не имеет юридической силы, поскольку на момент подписания договора о слиянии он не являлся учредителем ООО, т.е. не имел полномочий принимать решение о реорганизации общества.

  1. Присоединение

Различие между такими способами реорганизации, как слияние (ст. 52 Закона N 14-ФЗ) и присоединение (ст. 53 Закона N 14-ФЗ), состоит в том, что при реорганизации в форме слияния все общества, участвующие в слиянии, прекращают свое существование, возникает совершенно новое общество. При реорганизации в форме присоединения одно из обществ, к которому будут присоединены остальные общества, сохранится, а присоединившиеся общества свое существование прекратят.


Государственной регистрации в данном случае подлежит не общество, к которому осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к его учредительным документам.

Указанная регистрация производится по правилам гл. VI Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).

Общество, к которому осуществлялось присоединение, считается реорганизованным не с момента государственной регистрации (как это имеет место при других формах реорганизации), а с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного (присоединенных) общества (обществ).

Если к обществу присоединяется не одно, а два или более общества, моментом завершения реорганизации общества, к которому осуществлялось присоединение, считается момент внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных обществ. Присоединившиеся общества (общество) с этого момента прекращают свое существование.

Нововведения с 1 июля 2009 г. Закон N 312-ФЗ устанавливает, что совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в устав общества, к которому они присоединяются, не только изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, а также иные изменения, предусмотренные договором о присоединении. В упрощенной новой редакции п. 3 ст. 53 Закона N 14-ФЗ указано на обязанность совместного общего собрания вносить изменения согласно договору о присоединении.

Также Законом N 312-ФЗ в ст. 53 Закона N 14-ФЗ введен новый п. 3.1, устанавливающий перечень долей, которые подлежат погашению при присоединении общества. Отсутствие подобной нормы в ранее действовавшей редакции Закона N 14-ФЗ порождало правовую неопределенность.

  1. Разделение

Порядок и условия разделения ООО (ст. 54 Закона N 14-ФЗ) определяются решением общего собрания участников общества, в том числе и порядок конвертации долей в акции вновь создаваемых акционерных обществ. При этом может быть оговорено перераспределение между участниками долей.

Нововведения с 1 июля 2009 г. В связи с тем что Законом N 312-ФЗ учредительный договор исключен из состава учредительных документов ООО, из п. 3 ст. 54 Закона N 14-ФЗ исключено положение о том, что участники каждого общества, создаваемого в результате разделения, подписывают учредительный договор.

  1. Выделение