Файл: Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве информации в процессе доказывания (Особенности правового регулирования использования результатов оперативно-розыскных мероприятий, проведение которых не требует судебного разрешения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития отечественной правовой системы характеризуется появлением новых институтов уголовно – процессуального законодательства, что, естественно, привело к потребностям их взаимоотношений с положениями оперативно - розыскной деятельности (далее - OРД), внесения научно обоснованных новелл в уголовную политику и законодательство относительно использования оперативных данных в уголовном процессе.

Теоретико – прикладные исследования правовых и тактических аспектов использования результатов ОРД в уголовном процессе, несмотря на достаточно широкий круг изучаемых аспектов: характер правоотношений, складывающихся в оперативно - розыскной и уголовно –процессуальной деятельности, проблемы соблюдения прав человека и гражданина при проведении оперативно – розыскных мероприятий (далее – ОРМ) и использования оперативных данных на различных этапах осуществления правосудия и т.д., – не теряют своей актуальности и сегодня.

Сегодня идея активного использования в уголовном процессе результатов ОРД, вплоть до придания им значение судебно - медицинской экспертизы, не только активно развивается, но и находит свое выражение в практике, где наиболее полная реализация этой идеи возможна только через создание правового механизма использования данных ОРМ в уголовном судопроизводстве.

Принципиальная необходимость этого обусловлена тем, что ОРД играет весьма заметную роль в обнаружении и раскрытии наиболее тяжких преступлений. Более того, без нее в ряде случаев практически невозможно решить задачи, стоящие перед уголовным судопроизводством. Прежде всего речь идет о неочевидных и латентных преступлениях, преступлениях организованны х преступных групп, доля которых в общей структуре отечественной преступности достаточно велика.

Так, от общего числа регистрируемых в России преступлений, совершенные в условиях неочевидности составляют примерно 2/3.

Кроме того, по оценкам авторитетных криминологов, вне поля зрения следственно – судебных органов сейчас остается до 98 % фактов взяток, примерно 90 % случаев вымогательства, а половина пропавших без вести лиц в действительности становятся жертвами преступлений[1]

Степень научной разработанности проблемы. Понятие использования результатов оперативно - розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве широко используется в юридической науке и правоприменительной практике, что обусловлено распространенностью данного виды правоохранительной деятельности.


Отдельные стороны проблемы использования результатов оперативно -розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты использования результатов оперативно – розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве разрабатывали такие ученые, как Виниченко И.А., Захарцев СИ., Рохлин В.И., Земскова А.В., Доля Е.А., Гущин А.Н., Громов Н.А., Царева Н.П., Зайцева С.А., Зейналова Л.М. и др.

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.

Целью настоящего исследования является разработка научных рекомендаций, использование которых способствовало бы разрешению ряда теоретических и правовых вопросов, направленных на восполнение пробелов и противоречий в теории уголовного процесса и ОРД, а также совершенствование правового регулирования вхождения в уголовное судопроизводство результатов ОРД.

Для достижения данной цели в ходе исследования поставлены следующие задачи:

• сформулировать авторское определение понятия результатов ОРД;

• сформулировать определение понятия и содержания ОРМ;

• разработать рекомендации и предложения по совершенствованию уголовно – процессуальных норм, ФЗ об ОРД и других нормативно - правовых актов в части, касающейся использования результатов ОРД при расследовании преступлений.

Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

Объектом научного анализа настоящей работы являются теоретическая категория использования результатов оперативно - розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве как правовое явление социальной действительности.

Предмет исследования – теоретические и правовые основы исследования результатов оперативно – розыскной деятельности при расследовании преступлений.

Нормативную основу составили: Конституция РФ[2], федеральное законодательство, затрагивающее вопросы использования результатов оперативно - розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве. Судебная практика представлена разъяснениями Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, решениями федеральных судов.

Глава 1. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности


1.1 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при возбуждении уголовного дела

Выявление преступлений - одно из оснований для возбуждения уголовного дела. В ходе ОРМ создаются условия и предпосылки для официальной регистрации акта в качестве преступления и принятия процессуального решения о возбуждении дела и проведении расследования по данному делу.

Согласно норме ст. 11 ФЗ об ОРД результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

Под предлогом для возбуждения уголовного дела следует понимать установленные законом источники информации, которые являются мотивацией для начала уголовного дела, орган дознания деятельности, следователь или прокурор в тестировании, содержащихся в источнике первичной информации о признаках совершения (или подготовки к совершению) преступления обязанность принимать решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении.

Причиной возбуждения уголовного дела может быть получение органом дознания, следователем, прокурором, судом и судьёй источников первичной информации о признаках совершения (или подготовки к совершению) преступления, в том числе результаты ОРД. Хотя Уголовно-процессуальный кодекс (ст. 140) не предусматривает оперативных информационных данных в качестве причины и основания для возбуждения уголовного дела, хотя они подразумевают.[3]

В частности, п. 3 ч. 1 ст. 140 Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает в качестве предлога для уголовного дела сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из любого источника, не связанного с заявлением о преступлении или посещаемости исповедоваться. Эти источники могут быть приближенными сообщений, выявления признаков подготовки и совершения преступления или во время ОРМ, отображения информации результатов (анализ) с указанием состава преступления. В связи с этим, документальная причина (вместе с заявлением о преступлении и явки вины) для возбуждения уголовного дела является сообщение об обнаружении преступления, состоящего лицо, получившее соответствующую информацию (ст. 143 Кодекса Уголовно-процессуальный кодекс).


Для получения информации о преступлении, оформленной в соответствующей форме, могут быть очень разными, но они должны быть конкретизированы, исходить из конкретного источника. В связи с этим, результаты ОРД, подтверждающие наличие признаков преступления, и выполнил отчет, исходящую от конкретного официального акта в качестве законного основания для возбуждения уголовного дела.

Этот отчет должен содержать информацию об обстоятельствах преступления и источника информации по этому вопросу, а также должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего информацию о преступлении и сделать отчет. Оказывается, что информация об источнике информации не обязательно должен быть указан в отчете - они могут быть отражены в общем виде, например, «в результате, оперативно-розыскной деятельности», не уточнив, какие из них, с которой участие, время и место их проведения и др[4].

В докладе в качестве предлога для уголовного дела по результатам ОРД не должно быть обращено на момент первоначальной информации, когда информация является недостаточной для принятия обоснованного решения. Это связано с тем, что данные о совершенном или готовящемся преступлении, возникающие в результате реализации ОРД процедурно неспецифический формой источника информации (отсутствие заявителя или лица, явившегося признаться), изначально не может быть данные, указывающие на факт общественно опасного деяния и подписывает конкретное преступление из-за его задержки.

Сама по себе информация о преступлении, не получается из приложения или в результате капитуляции, и из оперативных источников, в результате ОРМ, подлежит предварительному рассмотрению и оценке, прежде чем она будет отражена в докладе. Информация о признаках преступления является поводом для возбуждения уголовного дела только после того, как офицер удовлетворен тем, что рабочие материалы, полученные в них содержатся сведения об акте, подпадающее под признаки преступления. Если для установления наличия преступления должны быть дополнительно проверены на первичных материалов, она осуществляется в рамках ОРД или административной деятельности. В частности, сообщения о секретных источников информации можно сделать доклад в качестве предлога для уголовного дела только после тщательной проверки на своих сообщений через явных и скрытых ОРМ, и только после подтверждения такой информации, сбор совокупных данных на наличие признаков преступления, целесообразно составить отчет об их обнаружении.


Сама по себе информация о признаках преступления, получен­ная не из заявления или вследствие явки с повинной, а из опера­тивных источников, в результате проведения ОРМ, подлежит пред­варительной проверке и оценке до того, как она будет отражена в рапорте. Информация о признаках преступления является поводом для возбуждения уголовного дела только после того, как должностное лицо убедится, что полученные им оперативные материалы содержат све­дения о совершении деяния, подпадающего под признаки преступления. Если для констатации наличия признаков преступления необходи­мо провести дополнительную проверку по первичным материалам, она осуществляется в рамках ОРД или административно-служебной деятельности. В частности, сообщения негласных источников инфор­мации могут быть оформлены рапортом в качестве повода для воз­буждения уголовного дела лишь после тщательной проверки такого их сообщения путем проведения гласных и негласных ОРМ, и только после подтверждения такой информации, сбора совокупности данных о при­знаках преступления целесообразно составлять рапорт об их обнару­жении.[5]

В этом контексте, составление отчета об обнаружении преступления в результате ОРД может быть практически и оправдано, когда имеются основания для уголовного дела, то есть при наличии достоверной информации (доказательств), указывающих на подготовку или комиссии в совершении преступлений, подпадающих под признаки преступления.

Результаты ОРД в качестве повода для возбуждения уголовного дела могут появляться и в случаях получения субъектом ОРД данных в процессе проведения ОРМ по проверке заявлений или опе­ративной информации из конфиденциальных источников, мероприятий, обеспечивающих проведение следственных действий по уголовным делам по фактам других преступлений.

Возбуждение уголовного дела в качестве начальной стадии уголовного процесса является установление достаточных доказательств для принятия решения о начале предварительного следствия. Этот шаг не ограничивается процедурного решения и его исполнение в виде принятия решения о возбуждении уголовного дела, а также комплекс включает в себя ряд мер для сбора и проверки фактических данных, чтобы установить конкретные признаки преступления, отсутствие обстоятельств которые исключают производство и другие.

Условием для принятия процессуальных решений, рассматриваемых в дополнение к должных оснований для возбуждения уголовного дела является законодателем и наличие подходящего основания. Только тогда, когда единство этих двух условий, как представляется, законным и обоснованным решение о возбуждении уголовного дела, его процессуальное решение клиренса в форме, последующее производство расследования.[6]