Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что одной из проблем является необходимость обобщения и систематизации накопленных знаний об отдельных оперативно-розыскных мероприятиях. С момента законодательного закрепления перечня ОРМ в первом законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» 1995 г. было проведено много исследований, предметом которых становились отдельные оперативно-розыскные мероприятия. В этих исследованиях авторы, используя различные подходы при решении частных вопросов, пытались решать и общие проблемы, затрагивающие оперативно-розыскные мероприятия в целом.

Это касается определения понятия и сущности как отдельных ОРМ, так и категорий более высокого уровня, их классификаций, определения правовых основ, соотношения со следственными действиями, организации и тактики проведения, использования полученных результатов и так далее. Полученные научные результаты в чем-то дополняют, но в чем-то и противоречат друг другу. В каждом из этих исследований отражается специфика научных школ и исследовательских традиций, требующая приведения их к какому-то общему знаменателю.

Тематика проводимых исследований, к сожалению, слабо координировалась, поэтому некоторые из четырнадцати предусмотренных законом мероприятий изучались одновременно несколькими независимыми исследователями, а другие остались вне поля научного внимания.

Вполне естественно, что больший интерес исследователей привлекли, прежде всего, новые для российского законодателя мероприятия такие, как оперативный эксперимент, контролируемая поставка, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, мероприятия, связанные с использованием специальных технических средств получения информации. Вместе с тем другие мероприятия, в основе которых лежат традиционные для ОРД методы (опрос, наблюдение, осмотр), также нуждаются в исследованиях с учетом новых правовых реалий.

Цель данной работы – рассмотреть особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Задачи работы:

1. Раскрыть оперативно–розыскные мероприятия, основания их проведения

2. Описать условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека

3. Изучить основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий


Глава 1 Оперативно-розыскные мероприятия

1.1 Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий

Оперативно-розыскные мероприятия являются составным структурным элементом ОРД, состоящим из системы взаимосвязанных организационных действий, которые позволяют решать конкретные тактические задачи. Под организационными действиями понимаются элементы управленческих действий, включающих планирование, подготовку, проведение конкретных ОРМ, оптимальную реализацию принятия решения по результатам их проведения. При этом ОРМ носят разведывательно-поисковый характер и соответственно выступают организационно-тактической формой осуществления ОРД.

Оперативно-розыскные мероприятия — это законодательно закрепленная и проводимая уполномоченными субъектами совокупность действий, которые основаны на применении гласных и негласных средств, направленных на выявление фактических данных, необходимых для решения конкретных тактических задач.

Законодатель, формулируя данную статью 6[1], преследует определенную цель - дать системное изложение нормативных предписаний, определяющих перечень ОРМ, а также элементы порядка проведения ОРМ. Диспозиция статьи бланкетная. Чтобы уяснить правильный смысл ее содержания и применения, содержащихся в ней предписаний, требуется руководствоваться правилами ряда законодательных нормативно-правовых актов.

Опрос представляет собой сбор фактической информации, имеющей значение для решения конкретных задач ОРД со слов опрашиваемого человека, который реально обладает ею (или имеется информация, что он обладает ею). Лицами, проводящими опрос, выступают, как правило, оперативник, агент либо иное лицо, содействующее проведению ОРД. Объектами опроса могут быть любые лица, располагающие оперативно значимой информацией, независимо от гражданства, возраста, должностного и социального положения, психического состояния, религиозных убеждений и любых других обстоятельств. Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу. Он может проводиться как по месту нахождения граждан, так и в служебном помещении правоохранительного органа. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу.


Наведение справок - это способ собирания информации, необходимой для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов (в том числе архивных), а также направления запросов в любые органы, физическим и юридическим лицам, имеющим информационные системы. Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии проверяемых, их родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных, необходимых для конкретных задач ОРД.

Сбор образцов для сравнительного исследования - это действия, направленные на обнаружение и изъятие материальных носителей информации (предметов, веществ и пр.) для последующего их распознания и идентификации с имеющимися аналогами, а также установления признаков преступной деятельности.

Данное ОРМ, по сути, схоже с процессуальным действием - получением образцов для сравнительного исследования, предусмотренным ст. 202 УПК РФ, однако к нему не применяются процессуальные требования и оно может осуществляться негласно. Закон[2] не дает, но и не ограничивает перечня собираемых образцов, поэтому они могут включать в себя любые материальные объекты: следы, связанные с жизнедеятельностью человека (отпечатки пальцев, следы ног, волосы, голос, кровь, запах, почерк и т.п.), микрочастицы, следы транспортных средств, похищенное имущество, сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, предметы, изъятые из гражданского оборота (оружие, взрывчатые вещества, наркотики), и т.д.

Проверочная закупка - совокупность действий по искусственному созданию ситуации сделки купли-продажи (мнимой) с лицом, подозреваемым в противозаконной деятельности (обмане потребителей, торговле запрещенными товарами и т.д.).

Исследование предметов и документов - это ОРМ, которое заключается в изучении предметов и документов лицом, обладающим специальными познаниями, с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней конкретных проверяемых лиц.

Наблюдение - это тайное, направленное, систематическое наблюдение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, используемыми ими транспортными средствами, местами их нахождения с целью получения информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках, местах хранения орудий совершения преступлений и похищенного имущества.

Отождествление личности - это способ установления и идентификации лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, заключающийся в непроцессуальном опознании личности по признакам ее внешности, голосу, запаху, другим данным.


Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - это комплекс действий, заключающийся в осмотре жилых и служебных помещений, транспортных средств и других объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения другой информации, необходимой для решения задач ОРД.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - это совокупность действий по конспирированному просмотру, прослушиванию письменной, звуковой и иной зафиксированной на материальном носителе информации, имеющая цель обнаружения сведений, информации о преступной деятельности лиц, представляющей оперативный интерес.

Прослушивание телефонных переговоров (далее также - ПТП) - это совокупность действий по негласному получению звуковой информации из телефонных переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи, и передаваемой лицам (лицами), подозреваемым в совершении преступлений.

Снятие информации с технических каналов связи - это оперативно-техническое мероприятие, заключающееся в перехвате с помощью специальных технических средств открытой информации по сетям электрической связи, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, различных информационных систем.

Оперативное внедрение - это определенная совокупность ОРМ и действий по получению информации путем продвижения (помещения) сотрудников оперативных подразделений и лиц, оказывающих им конфиденциальное содействие, в криминальную среду и объекты в целях приобретения оперативно значимых позиций, разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач ОРД.

Контролируемая поставка - комплекс действий, направленных на получение информации о признаках преступной деятельности путем установления контроля за поставкой, покупкой, продажей, перемещением предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также являющихся объектами или орудиями преступных посягательств, проходящий под контролем оперативно-розыскного органа.

Оперативный эксперимент - это моделирование специально созданных, полностью управляемых и контролируемых условий, заключающееся в наблюдении за лицом - объектом оперативной заинтересованности, с целью получения оперативно значимой информации.

Должно быть исключено всякое расширительное толкование данного перечня, которое может быть произведено путем закрепления новых мероприятий, к примеру, в ведомственных нормативно-правовых актах.


Изменяющаяся практика проведения ОРМ, введение технических новшеств, заимствованная практика зарубежных стран и даже появление новых видов преступных поползновений - все это может явиться причиной проведения инновационных мероприятий, не включенных в данный перечень. Однако любые изменения перечня ОРМ законны в случае внесения таковых соответствующим федеральным законом о внесении изменений и дополнений.

1.2 Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Цель законодателя - систематизировать в одной статье Закона[3] все имеющиеся законные основания для проведения ОРМ. Однако поставленная цель не была достигнута, так как отдельные основания для проведения ОРМ также упоминаются в ряде других статей Закона. Отдельным недостатком статьи является отсутствие логики среди оснований проведения ОРМ. Речь идет о ставших известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, определенных сведения, которые, в свою очередь, являются основаниями для проведения ОРМ (п. 2 ч. 1). Возникает законный вопрос: как эти сведения стали известны субъекту ОРД без совершения соответствующих ОРМ? Думается, что законодателем в данном случае должна быть внесена корректировка о соответствии оснований.

Статья носит бланкетный характер. Для правильного ее уяснения необходимо руководствоваться не только федеральными законами, но и рядом иных подзаконных нормативно-правовых актов, а также соответствующими международными договорами России. Наличие возбужденного уголовного дела - наиболее общее основание для проведения ОРМ. При этом не имеет значения, кем (органом дознания или следователем) возбуждено дело и в чьем производстве оно находится.

Для возбуждения уголовного дела необходима совокупность повода и основания для его возбуждения. Поводами являются заявление о преступлении, явка с повинной либо сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки состава преступления (ст. 140 УПК РФ).