Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо возбужденного уголовного дела основанием для проведения ОРМ может быть поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по материалам проверки сообщений о преступлении, находящемся в их производстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и, в пределах компетенции, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Закон (п. 1 ч. 1 ст. 6)[4] в качестве оперативно-розыскного мероприятия предусматривает опрос.

В ходе опроса может быть собрана устная информация о преступлении и лице, его совершившем, у широкого круга лиц дающих эту информацию. Результаты опроса отражаются в рапорте оперативного работника на имя руководителя органа. Таким образом, возможно решение основной задачи проверки сообщения - установление наличия или отсутствия признаков состава преступления.

В п. 2 ч. 1 статьи 6[5] в качестве основания для проведения ОРМ предусмотрено получение органами, осуществляющими ОРД, сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Под противоправным деянием, как указано в п. 5 Определения Конституционного Суда РФ от 14.07.1998, в данном случае подразумевается уголовно наказуемое деяние, т.е. преступление.

Под ставшими известными следует понимать сведения, поступившие в правоохранительный орган по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, которые облечены в документальную форму и зарегистрированы в установленном порядке.


Инструкция[6] о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел РФ заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях утверждена Приказом МВД РФ от 29.08.2014 N 736.

Инструкция устанавливает порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных лиц о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.

Сведения о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ, являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Для того чтобы данные сведения действительно послужили основанием для проведения ОРМ, необходимо документальное их оформление, т.е. повод.

Действием всегда является волевое, активное поведение человека. Что касается события, то под ним понимается естественное, природное явление, а также явление техногенного характера, протекающее помимо воли людей (сход селевого потока, оползень, обрушение жилого дома и т.д.). Розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания, определен законодателем в качестве одной из задач оперативно-розыскной деятельности. Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях решения этой задачи следует рассматривать в первую очередь постановление органа дознания, судьи или следователя о розыске подозреваемого, обвиняемого, которое выносится в соответствии со ст. 210 УПК РФ. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Поступление сведений о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов является отдельным основанием для проведения ОРМ.

Поручения о проведении ОРМ могут быть даны следователем, руководителем следственного органа, дознавателем, органом дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве (ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 39, ч. 3 ст. 41, ч. 4 ст. 157 УПК РФ). В тех случаях, когда уголовное дело находится в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности, решение о проведении ОРМ принимается им по собственному усмотрению.


Необходимо обратить внимание, что ранее, до внесения изменений в статью Федеральным законом от 05.04.2013 N 53-ФЗ "О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 7 и 14 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", вступившим в силу с 19.04.2013, поручения дознавателя не могли являться основаниями для проведения ОРМ. В настоящее время, в соответствии с указанными изменениями, а также с соответствующими изменениями, внесенными в УПК РФ, дознаватель вправе давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Основанием для проведения ОРМ согласно п. 3 ч. 1 статьи являются также определение суда по делам, находящимся в его производстве.

Все вышеперечисленные указания и поручения подлежат выполнению, если они сделаны при обязательном соблюдении письменной формы.

9. Пункт 4 статьи 7[7] в качестве основания для проведения ОРМ предусмотрел запросы других органов, осуществляющих ОРД, поступившие при наличии оснований, указанных в данной статье.

Запрос по существу представляет собой разновидность такого ОРМ, как наведение справок, и заключается в направлении официального документа одного оперативного органа (например, Государственной противопожарной службы, осуществляющей дознание по делам о пожаре) другому оперативно-розыскному органу.

Под другими органами следует понимать как оперативные подразделения и службы этого же ведомства, так и органы других федеральных министерств и ведомств, наделенных правом осуществления ОРД.

Взаимные обязанности по выполнению запросов органов, осуществляющих ОРД, определяются в межведомственных соглашениях и нормативных актах, утверждаемых руководителями этих органов.

Запросы других оперативных аппаратов о проведении оперативно-розыскных мероприятий должны быть оформлены в письменном виде и подписаны руководителем органа соответствующего уровня. В них следует указывать конкретные основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий и перечислять, какие именно мероприятия необходимо провести. Если ОРМ требует вынесения постановления соответствующего должностного лица или судебного решения, то все необходимые документы должны направляться вместе с запросом.


Пункт 5 ч. 1 статьи в качестве основания для проведения ОРМ предусматривает постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными государственными органами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и Федеральным законом от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", который устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность и их близких.

К числу лиц, подлежащих государственной защите, отнесены в том числе и сотрудники, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. На органы внутренних дел возлагается осуществление мер безопасности судей, арбитражных и присяжных заседателей, прокуроров, следователей, сотрудников Следственного комитета РФ, судебных исполнителей, должностных лиц контролирующих органов, а также их близких. В отношении должностных лиц органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, таможенных органов, органов государственной охраны, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также их близких применение и осуществление мер безопасности возлагается на указанные органы соответственно. В целях обеспечения безопасности защищаемых лиц в данных органах создаются в установленном порядке специальные подразделения.

В отношении защищаемых лиц может применяться целый комплекс мер безопасности, включающий в себя личную охрану, охрану жилища и имущества, выдачу специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности и оружия, временное помещение в безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом, перевод на другую работу (службу), смену места жительства, замену документов, изменение внешности. Для реализации этих мер безопасности разрешается проводить любые оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Законом[8].

Поводом для применения мер безопасности могут быть: заявление лица; обращение председателя суда, либо руководителя правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя органа государственной охраны, а также начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы; получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности лица. Основанием является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица.


Орган, обеспечивающий безопасность, получив заявление (обращение, информацию) о наличии угрозы безопасности защищаемого лица, обязан в срок не более трех суток принять решение о применении либо об отказе в применении в отношении указанного лица мер безопасности. В случаях, не терпящих отлагательства, меры безопасности применяются незамедлительно.

Принятие решения о применении мер безопасности оформляется мотивированным постановлением с указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления, о чем сообщается защищаемому лицу и председателю суда (руководителю соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, руководителю органа государственной охраны, начальнику учреждения или органа уголовно-исполнительной системы), обратившемуся с просьбой о применении мер безопасности в отношении указанного лица... При этом защищаемому лицу могут быть даны определенные предписания, соблюдение которых необходимо для его безопасности. При проведении ОРМ в целях обеспечения безопасности защищаемое лицо должно ставиться в известность о проводимых мероприятиях. Виды ОРМ, необходимые для обеспечения безопасности, определяются должностным лицом, вынесшим постановление.

Органы, обеспечивающие безопасность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику осуществления мер безопасности. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в соответствии с Федеральным законом "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" представляет собой осуществление мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.

Государственной защите в соответствии с указанным Законом подлежат потерпевший; свидетель; частный обвинитель; подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог; гражданский истец, гражданский ответчик; законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя. Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления. Государственной защите также подлежат установленные УПК РФ близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на вышеперечисленных лиц.