Файл: «Коммерческая деятельность, как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Анализ коммерческой деятельности АО «ТД Перекресток»

2.1. Краткая характеристика предприятия

Открытое акционерное общество «Торговый дом Перекресток» (далее по тексту АО «ТД Перекресток») было образовано в 1995 году в городе Москва. Создание общества отвечает всем требованиям российского законодательства, в частности Гражданского кодекса РФ.

В 2002 году «Перекрёсток» открыл магазины в других регионах. Также «Перекрёсток» приобрел несколько других сетей, таких как Spar Middle Volga в Нижнем Новгороде (2003) и «365» в Ярославле (2004). В 2006 году произошло слияние торговых сетей «Пятёрочка» и «Перекрёсток». Объединённая компания была названа X5 Retail Group.

Основным видом деятельности АО «ТД Перекресток» является реализация продовольственных товаров. АО «ТД Перекресток» имеет сеть магазинов в Москве с фирменным названием «Перекресток».

Количество магазинов на 31 декабря 2017 года – 539. Средняя торговая площадь магазина – 1 017 м², в каждом магазине – до 15 000 наименований товаров. Доля в чистой розничной выручке X5 в 2017 году – 15,2 %. Количество сотрудников АО ТД «Перекрёсток» в 2017 г. составило 29,4 тыс. чел.

АО ТД «Перекрёсток» – первая и единственная в России мультиформатная сеть розничной торговли. В ее состав входят гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры «Мини-Перекрёсток». Торговые предприятия «Перекрёстка» оснащены современным оборудованием и обслуживаются командой высококлассных специалистов в количестве более 29 тыс. человек.

Устойчивое рыночное положение АО ТД «Перекрёсток» и его солидная репутация в деловых и финансовых кругах во многом определяются тремя принципами, заложенными в основу бизнеса: уважение к покупателю, открытость и эффективность. Опора на вышеназванные принципы позволяет Компании сочетать неизменную устойчивость бизнеса с завидной динамикой его развития. Лидер российского розничного рынка АО ТД «Перекрёсток»– достойный пример становления и развития в нашей стране качественно нового типа деловых отношений, ориентированных не на сиюминутную выгоду, но на долгосрочную перспективу.


Общество самостоятельно осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность, определяет перспективы развития исходя из конъюнктуры рынка, распоряжается прибылью, оставшейся после отчислений и обязательных платежей, самостоятельно определяет структуру, штаты, формы и систему оплаты труда своих работников.

Основной управленческий персонал состоит из следующих работников компании:

  • генеральный директор;
  • финансовый директор (отвечает за управление финансами, определение потребности в товарах, выбор наиболее оптимальных схем финансирования и вопросы приобретения новой продукции, вопросы заработной платы);
  • коммерческий директор (решение таможенных вопросов, закупка продукции у иностранных фирм);
  • главный бухгалтер;
  • управляющий магазином (один в каждом фирменном магазине);
  • начальник отдела кадров и труда (найм сотрудников, обучение, повышение квалификации, вопросы организации труда);
  • начальник отдела маркетинга (маркетинговые исследования, комплекс маркетинга).

Упрощенно структура АО ТД «Перекрёсток» схематично представлена на рис. 2.1.

Генеральный директор «ТД Перекресток»

Финансовый отдел

Отдел кадров

Коммерческий отдел

Отдел маркетинга

Управляющий n-м магазином

Управляющий первым магазином

Управляющий вторым магазином

Отдел закупок

продавцы-консультанты

продавцы-консультанты

продавцы-консультанты

обслуживающий персонал

обслуживающий персонал

обслуживающий персонал

уборщица

охранник

уборщица

уборщица

охранник

охранник

Рисунок 2.1 – Упрощенная организационная структура

АО «ТД Перекресток»

Миссию АО «ТД Перекресток» можно сформулировать следующим образом: максимальное удовлетворение потребностей самого широкого круга покупателей в продовольственных товаров путем реализации качественных товаров, при индивидуальном и чутком подходе высококвалифицированных работников к каждому клиенту и при обеспечении справедливого отношения к своим сотрудникам.

Основная цель – обеспечить потребителям возможность покупать качественные товары самого широкого ассортимента по доступным ценам в комфортных условиях. Группа компаний видит свою задачу в развитии современных форм розничной торговли в России, в защите интересов покупателей при работе с поставщиками и производителями продовольственных и непродовольственных товаров, включая собственную систему контроля качества продукции.


Один из элементов этой миссии – развитие производства товаров PRIVATE LABEL (под собственной торговой маркой). ТД «Перекресток» стал первым российским розничным оператором, который ввел в свой ассортимент продукцию PRIVATE LABEL. Работа магазинов «Перекресток» построена по стандартам лучших супермаркетов мира. Развитие сети в регионах России способствует повышению уровня культуры потребления, создает новые рабочие места, содействует продвижению на рынке товаров местных поставщиков и производителей.

Группа компаний «Перекресток» предлагает соотечественникам переходить на лучшее, стремится к гиперкачеству товаров и услуг.

Таким образом, АО ТД «Перекрёсток» – это один из лидеров российской розничной торговли. Основным видом деятельности АО «ТД Перекресток» является реализация продовольственных товаров. АО «ТД Перекресток» имеет сеть магазинов в Москве с фирменным названием «Перекресток». Организационная структура АО «ТД Перекресток» относится к линейной. Во главе каждого структурного подразделения АО «ТД Перекресток» стоит руководитель подразделения, который сосредотачивает в своих руках все функции управления над подчиненными ему сотрудниками. Сегодня сеть магазинов «Перекрёсток» объединяет уже 539 объектов торговли, а также собственный Распределительный центр. АО ТД «Перекрёсток» – первая и единственная в России мультиформатная сеть розничной торговли. В ее состав входят гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры «Мини-Перекрёсток». Торговые предприятия «Перекрёстка» оснащены современным оборудованием и обслуживаются командой высококлассных специалистов в количестве более 29 тыс. человек.

2.2. Оценка коммерческой деятельности предприятия

Сперва проведём расчет показателей интенсивности использования ресурсов (показатели рентабельности) АО «ТД Перекресток» в 2016-2018 гг. (табл. 2.1).

Таблица 2.1 – Показатели рентабельности АО «ТД Перекресток» в 2016-2018 гг.

Показатели

Формула для расчета

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Отклонение 2018 г. от 2016 г., +/-

Общая рентабельность

Р общ. = к. 2400 / к.2110 х 100

2,48

1,25

2,20

-0,27

Рентабельность основной деятельности

Р о.д.= к. 2200 / (к.2120+2210+2220) х 100

1,83

1,42

1,87

0,04

Рентабельность продаж

Р п.= к.2200 / к.2110 х 100

1,80

1,40

1,83

0,04

Рентабельность внеоборотных активов

Р в.к.= к.2400 / к.1100 х 100

6,48

3,49

6,01

-0,47

Рентабельность оборотных активов

Р о.к. = к.2400 / к.1200 х 100

11,27

5,45

9,23

-2,04

Рентабельность собственного капитала

Р с.к.= к.2400 / (к.1300 + к.1530) х 100

14,39

7,82

13,63

-0,76

Рентабельность перманентного капитала

Р п.к.= к.2400 / (к.1300 + к.1530 + к. 1400) х100

6,16

3,34

5,79

-0,37

Рентабельность совокупных активов

Р с.а.= к.2400 / к.1600 х 100

4,11

2,13

3,64

-0,47


Из данных таблицы 2.1 видно, что общая рентабельность АО «ТД Перекресток» в 2016-2018 гг. уменьшилась на 0,27% и составила в 2018 г. 2,2%. Общая рентабельность рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от продажи продукции. Такая низкая общая рентабельность АО «ТД Перекресток» свидетельствует о невысокой эффективности коммерческой деятельности предприятия. В 2016-2018 годах рентабельность основной деятельности АО «ТД Перекресток» выросла на 0,04% и составила в 2018 г. 1,87%. За этот период рентабельность продаж АО «ТД Перекресток» выросла на 0,04% и составила в 2018 г. 1,83%.

Показатели деловой активности АО «ТД Перекресток» приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Показатели деловой активности АО «ТД Перекресток»

Показатели

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Отклонение 2018 г. от 2016 г., +/-

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

4,55

4,79

4,31

-0,24

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

5,81

6,51

6,28

0,46

Продолжительность оборота оборотных активов, дни

79,08

75,12

83,55

4,47

Продолжительность оборота собственного капитала, дни

61,93

55,28

57,37

-4,56

Коэффициент оборачиваемости активов

1,66

1,70

1,65

-0,01

Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов

2,62

2,79

2,73

0,11

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

4,55

4,36

4,19

-0,36

Коэффициент оборачиваемости материальных запасов

16,77

17,60

16,82

0,06

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

9,00

7,83

7,53

-1,48

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

6,61

6,93

6,79

0,18

Средний срок оборота запасов, дней

40

46

48

8

Средний срок оборота дебиторской задолженности, дней

41

47

48

8

Продолжительность оборота кредиторской задолженности, дней

55

53

54

-1

Продолжительность операционного цикла, дней

81

93

96

16

Продолжительность финансового цикла, дней

25

40

43

17


Из данных таблицы 2.2 видно, что в АО «ТД Перекресток» в 2016-2018 гг. наблюдается снижение коэффициента оборачиваемости оборотных активов и увеличение коэффициента оборачиваемости собственного капитала. Это привело к росту продолжительности оборота оборотных активов в 2018 г. до 84 дней, что на 5 день больше чем в 2016 г. и к уменьшению продолжительности оборота собственного капитала на 5 дней, которая составила в 2018 г.57 дней. За 2016-2018 гг. продолжительность финансового цикла АО «ТД Перекресток» выросла на 17 дней и составила в 2018 г. 43 дней. Все это свидетельствует об уменьшении эффективности коммерческой деятельности АО «ТД Перекресток» в 2016-2018 гг.

С целью оценки эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия был проведен опрос как специалистов АО «ТД Перекресток» так и потребителей.

На предприятии была создана комиссия из 7 специалистов, которым было предложено оценить важность критериев обслуживания по 6-балльной шкале (чем выше балл, тем больше значимость того или иного критерия). Результаты представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Оценка важности критериев обслуживания в АО «ТД Перекресток»

Критерии

Эксперты

Итого

сумма

Весомость gi

1-ый

2-ой

3-ий

4-ый

5-ый

6-ой

7-ой

Внешний вид сотрудников

4

2

3

4

3

2

4

22

0,14

Оперативность по обслуживанию клиентов

5

4

5

4

6

3

4

31

0,20

Профессионализм

сотрудников

5

6

4

5

4

3

5

32

0,21

Чистота торговала зала

3

2

3

2

4

2

3

19

0,12

Ассортимент предлагаемых товаров

2

3

3

2

2

1

3

16

0,11

Уровень цен на товары

4

5

6

4

6

4

5

34

0,22

Итого

23

22

24

21

25

15

24

154

1