Файл: «Коммерческая деятельность, как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В работе Л.П. Дашкова направления коммерческой деятельности сформулированы практически аналогично с представленными в работе М.А. Федоровой.

По мнению Л.П. Дашкова коммерческая деятельность торгового предприятия может протекать в следующих основных направлениях [16, с. 195]:

– «формирование необходимого ассортимента товаров в рамках покупательского спроса;

– развитие закупочной деятельности;

– организация хозяйственных связей с поставщиками;

– осуществление процесса купли-продажи товаров, сопровождаемого коммерческими сделками, товарно-денежным обменом;

– обеспечение устойчивых конкретных позиций при решении коммерческих задач».

По мнению ряда авторов, ключевым фактором повышения эффективности торговой деятельности становится совершенствование информационного обеспечения такой деятельности [36, с. 1118-1124]. Действительно, в условиях расширения международных коммерческих связей и стирания границ между рынками сбыта ключевым фактором успеха деятельности торговой организации становится своевременное и качественное информирование коммерческих служб предприятия о состоянии рынка потребительского сбыта и потребительских предпочтений. В этой связи информационное обеспечение коммерческой деятельности становится приоритетным направлением деятельности торговой организации.

В условиях острой конкуренции и расширения идентичных товаров, реализуемых самыми разными предприятиями торговли, будущее будет принадлежать не малым торговым предприятиям, а торговым сетям. В России, как это показывает практика, растет число торговых сетей, на что обращает внимание ряд авторов [41, с. 56-61]. Рост числа торговых сетей грозит вытеснением малых форм предприятий торговли сетевыми магазинами с большим ассортиментом и низкими ценами на основные группы товаров. В условиях конкурентной борьбы торговым сетям принадлежит значительное преимущество: способность привлечь большее число покупателей за счет снижения цен на основные группы потребительских товаров. Между тем, остаются нерешенными проблемы качества товаров и торгового обслуживания.

Но и сетевые торговые предприятия могут потеснить торговля по каталогам и интернет-торговля, которые в России набирают обороты. Покупателей может привлечь возможность приобрести, скажем, товары, недавно произведенные в США или Китае, в сети Интернет. В этом случае идет речь о глобализации торговли и расширении возможности приобрести любой товар в любой доступной точке мира. Итак, изменение условий коммерческой деятельности торговой организации, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления торговыми предприятиями сказываются не только на совершенствовании их организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия. Речь идет о такой системе управления коммерческой деятельностью, которая порождена организационной необходимостью и закономерностью хозяйствования, связанными с удовлетворением потребностей конечных потребителей. Все это требует от торговых организаций адаптации к новым условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах.


Цель совершенствования коммерческой деятельности торговых организаций должна состоять в повышении эффективности управления торговой организацией и обеспечения возможностей роста потенциала организации и максимального его использования в процессе коммерческой деятельности.

В целях совершенствования коммерческой деятельности торговой организации в соответствие с общепринятой методикой принятия управленческих решений можно предложить следующие меры:

– выделить предпочтительные признаки улучшения в сфере управления торговой организацией, обозначить критерии совершенствования;

– определить более двух стратегий улучшения в сфере коммерческой деятельности;

– выбрать наиболее предпочтительную стратегию согласно критериям совершенствования управленческой деятельности;

– сформировать систему управления товарными запасами торговой организации согласно выбранной стратегии (расширения деятельности торговой организации или ее специализации);

– предпринять определенные усилия в сфере совершенствования информационного обеспечения коммерческой деятельности, задействовать новые и ранее не использованные средства связи с целевой аудиторией.

Данные мероприятия должны реализоваться в комплексе в соответствие со сложившейся ситуацией на рынке товаров и услуг, поскольку все меры связаны между собой и представляют собой комплекс организационных, технических и оперативных мер, в целом направленных на привлечение большего числа покупателей и соответственно улучшение финансовых показателей.

В целом, подводя итоги, следует отметить, что в условиях глобализации торговой деятельности, расширения ее форматов, усиления конкуренции на рынке и появления большого числа идентичных товаров коммерческая деятельность торгового предприятия претерпевала существенные изменения. В этой связи она нуждается в постоянном изменении и совершенствовании, но уже на несколько иных принципах. Основным должно стать внимание к интересам конечного потребителя, в связи с чем информационное обеспечение коммерческой деятельности должно приобрести приоритет перед прочими направлениями коммерческой работы. Становятся актуальными вопросы комплексного изучения рынка потребителей, а также их требований к товарам и методам их продаж, к сервисному и послепродажному обслуживанию. Развитие информационных интернет-технологий позволяет проводить такие исследования с большим размахом, большим охватом целевой аудитории и с меньшими затратами, что для торгового предприятия не менее важно, чем снижение затрат на сбыт товаров. От руководителя торговой организации в таких условиях требуется умение своевременно и правильно реагировать на все изменения, происходящие на рынке.


Таким образом, можно заключить, что коммерческая деятельность любой торговой организации направлена на обеспечение доведения товаров до покупателей и торговое обслуживание с учетом требований текущей ситуации на рынке. Суть коммерческой деятельности в сфере торговли в большей степени сведена к осуществлению торгово-посреднических операции и мероприятий, связанных с продвижением и сбытом товара, доведением его до конечного потребителя (в сфере торговли в розницу) и до розничных продавцов (в сфере торговли оптом).

1.2. Понятие, особенности и функции розничной торговли

Завершающей фазой товарного обращения, при которой осуществляется передача товара конечному потребителю для удовлетворения его потребностей в обмен на деньги, является розничная торговля.

Розничная торговля – это одна из форм хозяйственно-торговой деятельности, которую осуществляют субъекты хозяйствования, и в то же время форма организации товарного рынка. Она является неотъемлемой составляющей внутренней торговли.

Под розничной торговлей понимают предпринимательскую деятельность по продаже товаров и услуг на основании устного или письменного договора купли-продажи непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов.

Для розничной торговли характерны следующие признаки [16, с. 75]:

  • она является самостоятельной, инициативной, осуществляемой на свой риск деятельностью юридических лиц и граждан с целью получения прибыли;
  • главным содержанием торговой деятельности является продажа товаров, при этом могут выполняться сопутствующие работы и предоставляться различные услуги. К сопутствующим работам относятся фасовки, упаковки, подгонка и тому подобное. Услуги розничной торговли довольно многочисленные, например уход за детьми, подарочное оформление покупок, доставка покупок и тому подобное;
  • товары реализуются непосредственно гражданам или другим конечным потребителям для личного некоммерческого использования;
  • товары реализуются за наличный расчет или другими, приравненных к ней платежными средствами (кредитные карточки банков, перечисления со счетов вкладчиков банков и т.п.);
  • в розничной торговле могут продавать только товары определенного ассортимента (продовольственные и непродовольственные товары, водочные и табачные изделия, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, некоторые химические вещества, транспортные средства и номерные агрегаты, ювелирные изделия, отдельные виды оружия, боеприпасов и специальных средств, некоторые другие товары). Этот ассортимент уже, чем в торговле, но гораздо шире, чем в сфере общественного питания;
  • для розничной торговли важно наличие торгового места. Под торговым местом понимают отделенное, специально оборудованное место для осуществления розничной продажи товаров с обязательным соблюдением действующих правил торгового обслуживания населения и порядка расчетов с покупателями;
  • розничная торговля основательно регламентирована законодательными и нормативно-правовыми актами.

Современная розничная торговля осуществляется в различных формах, которые изменяются и дополняются под влиянием развития научно-технического прогресса, внедрения новейших средств вычислительной техники, информационных технологий и телекоммуникационных сетей.

Функции розничной торговли обусловлены той посреднической ролью, которую она играет в товарном обращении.

Розничная торговля расширяет возможности товаропроизводителей по удовлетворению запросов потребителей; она создает условия, чтобы материальные блага, произведенные в массовом порядке множеством предприятий, разбросанных по большой территории, стали доступными потребителям в таком количестве и качестве, в таком месте и в такое время, которые удобны для последних. Тем самым обеспечивается повышение потребительской ценности произведенных товаров. Реализация этой задачи связана с выполнением ряда функций, направленных на потребителей и других участников каналов распределения потребительских товаров (рис. 1.1).

Функции розничной торговли

Совершает фасовку, упаковку, сортировку и формирование ассортимента товара, предлагая его для продажи

Обеспечивает потребителей информацией про товар, условия применения посредством рекламы витрин и с помощью продавцов

Способствует проведению маркетинговых исследований участниками каналов распределения

Предоставляет различные услуги покупателям

Формирует товарные запасы, сохраняет их, размещает товары в торговых помещениях

Устанавливает цену на товар, стимулирует продажи

Завершает обмен товара на деньги и обеспечивает выполнение договоров купли-продажи

Как правило, платит поставщикам за продукцию еще до продажи её конечному потребителю

Рисунок 1.1 – Функции розничной торговли [2, с. 51]

Розничная торговля превращает производственный ассортимент в торговый. Крупные торговые предприятия, принимая оптовые партии товара от поставщиков, проверяют количество и качество товаров, измельчают партию поставки, укомплектовывают товар в соответствии с потребностями потребителей, фасуют, упаковывают и помещают подготовленные к продаже товары в торговом зале. На сортировочно-распределительных складах розничной торговли накапливаются текущие товарные запасы, комплектуются партии в соответствии с требованиями заказов розничных торговых предприятий и обеспечивается своевременное завоз их в магазины.


Розничная торговля должна предоставить потребителю такой товар, который наилучшим образом удовлетворяет его потребности и отвечает его вкусу и предпочтениям. Поэтому закупка товаров и формирование ассортимента составляют довольно сложная задача для розничного торговца, он должен следить за запросами своих покупателей и угадывать их вкусы в момент размещения своих заказов. Производитель товаров получает информацию об изменениях спроса именно от розничной торговли. Здесь очень важно не ошибиться в оценке желаний покупателей, чтобы избежать ошибок в определении объема и распределении его по видам продукции, ее дизайна, упаковки и т.д. Таким образом, розничная торговля помогает в проведении маркетинговых исследований в канале распределения.

Розничная торговля должна учитывать рекламную деятельность товаропроизводителей, оказывает существенное влияние на потребителей при выборе товаров. Она, в свою очередь, информирует своих покупателей об особенностях и качество предлагаемых товаров. Это очень важно в современном мире, ведь на товарном рынке появляется все больше новых товаров и модификаций имеющихся.

Возможности розничного торговца реализации товаров, зависят от того, насколько запас товаров, которые он может предложить покупателям, соответствует их запросам, сформированным под влиянием рекламы. Стоит отметить, что товарный запас не только гарантирует своевременность и стабильность удовлетворения спроса покупателей, но и существенно влияет на финансовое состояние розничной торговли. Поэтому в последнее время все большее внимание уделяют информационным системам, которые разрабатываются для ускорения процесса обновления товарных запасов, потому что чем быстрее происходит этот процесс, тем меньше потребность в помещениях для хранения и инвестициях в товарные запасы; к тому же улучшаются возможности адекватно реагировать на изменения спроса.

Таким образом, розничная торговля – это одна из форм хозяйственно-торговой деятельности, главным содержанием которой является продажа товаров непосредственно гражданам или другим конечным потребителям для личного некоммерческого использования. Функции розничной торговли обусловлены той посреднической ролью, которую она играет в товарном обращении. Розничная торговля расширяет возможности товаропроизводителей по удовлетворению запросов потребителей; она создает условия, чтобы материальные блага, произведенные в массовом порядке множеством предприятий, разбросанных по большой территории, стали доступными потребителям в таком количестве и качестве, в таком месте и в такое время, которые удобны для последних.