Файл: Функции налогового учета (Понятие, назначение и принципы налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- доходов и расходов по срочным сделкам при применении кассового метода (ст. 327 НК);

- амортизационных отчислений (ст. 322 НК).

Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике организации для целей налогообложения, называемой обычно в разъяснительных документах и литературе по налоговому учету учетной политикой.

Понятие учетной политики для целей налогообложения закреплено в ст. 11 НК РФ. Под учетной политикой понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Разработка и формирование учетной политики является первоочередной задачей организации – плательщика налогов. Учетная политика утверждается приказом (распоряжением) руководителя (абз. 5 ст. 313 НК РФ).

Сроком применения учетной политики является срок существования организации с момента создания и до момента ликвидации.

Действующее законодательство допускает случаи, при которых утвержденная учетная политика может быть изменена (абз. 6 ст. 313 НК РФ):

изменение организацией применяемых методов учета допускается применять лишь с начала нового налогового периода, установленного для соответствующего налога;

изменение законодательства о налогах и сборах – после вступления в законную силу поправок в налоговом законодательстве.

Также, учетная политика должна быть дополнена в случае, если организация начала осуществлять новые виды деятельности. Дополнения, согласно ст. 313 НК РФ вносятся по факту начала такой деятельности в течение налогового периода[14] .

Все иные ситуации не выступают, согласно действующему налоговому законодательству, основаниями для изменения учетной политики.

Структурно, в учетной политике выделяется два раздела – общий раздел и специальный раздел.

Общий раздел раскрывает организационную и техническую стороны учетной политики, и включает следующие положения:

- утвержденные правила ведения налогового учета и ответственных за их соблюдение;

- порядок документооборота при осуществлении налогового учета;

- порядок ведения налогового учета в отдельных структурных подразделениях и представления данных для обобщения.

Специальный раздел посвящен непосредственно порядку формирования налоговой базы и определяет применяемые методы и порядок учета и оценки значимых показателей (метод признания доходов и расходов, метод оценки приобретаемых товаров, понижение норм амортизации, формирование резервов и т.д.).


Следующая категория – данные налогового учета, это учитываемые в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения, данные, для подтверждения которых используются:

- первичные учетные документы;

- аналитические регистры налогового учета;

- расчет налоговой базы.

Первичные учетные документы – это оправдательные документы по хозяйственным операциям, проводимым налогоплательщиком, составленные на основе форм, представленных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Как показывает судебная практика по спорам с налоговыми органами вследствие использования отличных от унифицированных форм, использование унифицированных форм обязательно, не допускается изменять, либо удалять реквизиты, но можно видоизменять формы дополнительными полями, графами, строками, вкладными листами и т.д[15] .

Если форма, необходимая для составления оправдательного документа отсутствует в альбоме унифицированных форм, организация вправе самостоятельно разработать форму.

Форма должна содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

Таким образом, для осуществления налогового учета возможно применение первичных учетных документов, аналогичных первичным учетным документам, используемым для целей бухгалтерского учета. Также, подтверждение данных, используемых для осуществления налогового учета можно с помощью справки бухгалтера, для чего необходимо разработать и утвердить форму этой справки в виде приложения к учетной политике, так как унифицированной формы не существует.

Аналитические регистры налогового учета (налоговые регистры) – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета (ст. 314 НК РФ).

Аналитические регистры налогового учета содержат данные из первичных документов или регистров бухгалтерского учета.


Аналитические регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях либо в электронном виде.

Формы аналитических регистров налогового учета налогоплательщик разрабатывает самостоятельно, утверждая их в виде приложения к учетной политике.

Статья 313 НК РФ устанавливает обязательные реквизиты, которые должны содержать налоговые регистры:

- наименование регистра;

- период (дата) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименования хозяйственных операций;

- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

В тех случаях, когда налогоплательщик совершает экономические операции, учитывающиеся одинаково и в бухгалтерском, и в налоговом учете, то необходимости разрабатывать специальные налоговые регистры нет и допустимо использовать данные бухгалтерского учета. В противном случае, необходимо, согласно статье 313 НК РФ, использовать налоговые регистры, либо дополняя регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами либо разрабатывая собственные налоговые регистры.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут, согласно положениям статьи 346.24 НК РФ, налоговый учет следующих показателей деятельности:

- учет доходов, если они применяют объект налогообложения «доходы»;

- учет доходов и расходов – если они выбрали объект налогообложения «доходы минус расходы».

Приказом Минфина России от 31 декабря 2008 года № 154н утверждены две формы налогового учета – книга учета доходов и книга учета доходов и расходов.

Книга учета доходов применяется для осуществления налогового учета индивидуальными предпринимателями, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Книга учета доходов и расходов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые применяют упрощенную систему налогообложения в общем порядке;

Книга учета доходов и расходов является регистром налогового учета для тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения. Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ не содержит прямого указания на это, такую позиция сформулирована в Письме Минфина России от 15.04.2003 № 16-00-14/132. Схожим образом определены правовые позиции арбитражных судов[16].

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений, а исправление ошибок в регистре налогового учета необходимо обосновывать и подтверждать с указанием даты и заверением подписью внесшего исправление ответственного лица.


Статья 313 НК РФ объявляет содержание данных налогового учета налоговой тайной и устанавливает обязанность лиц, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, хранить налоговую тайну.

Для адекватного и достоверного осуществления налогового учета, так же, как и для бухгалтерского, весьма существенное значение имеют момент признания доходов и расходов. Для доходов этим моментом выступает дата получения, для расходов – дата осуществления.

Статья 271 НК РФ определяет момент признания доходов для налогового учета, а статья 272 НК РФ – момент признания расходов. Анализ положений налогового законодательства позволяет утверждать, что момент признания в налоговом и бухгалтерском учете во многих случаях совпадают.

Среди совпадающих моментов признания можно назвать следующие:

- доходы от реализации, за исключением реализации по договору комиссии (агентскому договору), когда требуется перерасчет валютной выручки;

доходы в виде полученных материалов или иного имущества при ликвидации основных средств;

- доходы в виде положительной курсовой разницы;

- расходы вследствие отрицательной курсовой разницы;

- расходы на уплату налогов, сборов и иных платежей;

- расходы на командировки и т.п.

Существуют также, виды доходов и расходов, моменты признания которых для целей налогового и бухгалтерского учета различны, например:

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг),

расходы в виде выплаты подъемных и компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей,

расходы по арендным (лизинговым) платежам за арендуемое (принятое в лизинг) имущество и нек. др.

В рамках такой категории налогового и бухгалтерского учетов, как расходы, важным, и, в значительной части – не совпадающим, является выделение прямых и косвенных расходов. Для налогового учета это деление определено в статье 318 НК РФ.

Прямые расходы в налоговом учете:

расходы на оплату труда, предусмотренные статьей 255 НК РФ;

затраты на приобретение сырья, материалов, используемых в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также образующих их основу, либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг;

- амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров (работ, услуг)


Остальные расходы являются косвенными.

Прямые и косвенные расходы для бухгалтерского и налогового учета не совпадают и в основу их выделения положены разные принципы. В налоговом учете – это вид затрат, а в бухгалтерском учете это принцип возможности непосредственного отнесения расходов на себестоимость того или иного вида продукции. Соответственно, многие виды затрат, например ряд видов оплаты труда или амортизация основных средств, которые являются в налоговом учете прямыми, в бухгалтерском учете относятся к косвенным.

Заключение

В данной курсовой работе рассмотрены особенности функции налогового учета, и их характеристики. Даны понятие и назначение, принципы налогового учета.

Подводя итоги, определили основные функции налогового учет современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования: - налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

– что появление и функционирование налогового учета крайне важно только в том слу­чае, когда система бухгалтерского учета͵ представляющая из себя сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйствен­ной деятельности предприятия, перестает обеспечивать реализа­цию фискальных интересов государства.

– С появлением налогообложения, перед государством встаёт задача серьезного контроля за соблюдением налогоплательщика организации ведения налогового учёта и отчётности , для правильного и рационального обеспечения денежными средствами государства в целом.

– Важное значение имеет правовые аспекты налогового учета

Список использованной литературы

1. Бердышев С.Н. Налоговое право для бухгалтера. – М.: «ГроссМедиа», 2009.

2. Никитина М.В. Налоговый учет как институт налогового права: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2006.