Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Предмет правового регулирования современного предпринимательского права России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возможно, исключить ошибки в научных исследованиях помогут будущему исследователю следующие правила, о которых нам говорил основатель современного предпринимательского права А.Г. Быков:

  1. необходимо понимать, ощущать закономерности формирования и развития права, т.е. необходимо освоить триаду: нормативно-правовую базу; правоприменительную практику, научные исследования [11, с. 18]. В конечном счете теория и практика тесно связаны, поэтому функциональные связи «правовых явлений с другими социальными явлениями надлежит органично сочетать с применением методов эмпирических исследований» [46, с. 405];
  2. «право – очень тонкая материя; его надо не только чувствовать и понимать, но и уважать» [11, с. 19];
  3. настоящий исследователь (ученый) не нуждается в «звездоподобном допинге» [11, с. 19];
  4. достижения в науке предполагают постоянную систематическую работу [11, с. 20];
  5. абстрактный подход и взятый без какого-либо учета исторических путей развития России западный опыт правового регулирования, без понимания российских условий развития бизнеса – глубокое заблуждение [11, с. 28–29].

Развитие научной методологии по предпринимательскому праву обусловлено всесторонностью изучаемых объектов, а также научной новизной предлагаемых научному сообществу исследований, что допустимо, во-первых, путем разработки новых направлений в предпринимательском праве, а во-вторых, применением и (или) расширением методологических подходов к исследованию.

Представляется, что ведущей тенденцией в научной методологии современного предпринимательского права следует считать переход от описательных методов познания к более совершенным. К числу последних можно отнести, например, системный метод, синергетический подход. При использовании любого метода научного исследования необходимо помнить о сфере его применения. Так, в исследованиях по предпринимательскому праву стоит отказаться от широкого применения чисто цивилистических категорий, необходимо указанные исследования «наполнять» свойственным только предпринимательскому праву содержанием. В противном случае мы не будем держать в руках работы именно по предпринимательскому праву. Неразрывная связь предпринимательского права с экономикой не может не ложиться в основу любого исследования по предпринимательскому праву.


3. Система принципов правового регулирования предпринимательской деятельности с точки зрения установленных целей и функций права

Изучение принципов законного регулирования предпринимательской деятельности согласно российскому законодательству привело к потребности раскрытия единой цели и функций правового регулирования, а кроме того целей государственного регулирования предпринимательства и выстраивания концепции принципов относительно этих целей.

Принципы предпринимательского права - это его основное начало, пронизывающеё весь массив правовых норм. Ученые выделяют следующие узловые принципы предпринимательского права:

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплён в ст. 8, 34 Конституции РФ: «Каждый имеёт право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности» [1]. Он означает, что предприниматель вправе начать и вести своё дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом форм, используя любые (не изъятые из оборота) виды имущества и т.д. Настоящий принцип подтверждается установлением для множества коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей правосубъектности.

Впрочем эта свобода может быть ограничена Федеральными законами в интересах общества в необходимой мере в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Подобным образом свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования ряда видов хозяйственной деятельности.

2. Конституционный принцип признания разнообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты закреплён в ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» [1].

Следуя данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с употреблением имущества, относящегося к государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранеё действительных прерогативах в защите права государственной собственности, действующеё законодательство предусматривает правила защиты единые для всех субъектов.


Прежде всего в Основном Законе России стоит частная собственность, что объясняется её значимостью в условиях рыночной экономики. Частная собственность может принадлежать гражданам или юридическим лицам. На её основе создаются частные предприятия (хозяйственные общества и товарищества), которых большинство в экономике нашей страны, осуществляется индивидуальная предпринимательская деятельность.

Государственная собственность может принадлежать РФ в целом или её отдельным субъектам. На основе государственной собственности действуют государственные предприятия.

Муниципальная собственность принадлежит городам, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям, которые создают на базе своей собственности муниципальные предприятия, используют своё имущество для развития соответствующей территории.

3. Принцип единства экономического пространства предполагает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ) [1].

В соответствии с этим принципом на территории Российской Федерации не допустимо установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-то иных трудностей для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут быть введены в соответствии с федеральным законом, если это нужно для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные исполнительные органы власти, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не имеют права вводить такие ограничения по собственной инициативе.

4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). [1] Соблюдение этого принципа необходимо для развития рыночной экономики и реализации предпринимательской деятельности.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – это федеральный антимонопольный орган, действующий на основе Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331. ФАС подчиняется непосредственно Правительству РФ, имеет большие полномочия по контролю за монополистической деятельностью, может издать не только индивидуальные, но и нормативные правовые акты в этой области. Она осуществляет выполнение антимонопольного законодательства, дает обязательные предписания об устранении допускаемых нарушений. Антимонопольный орган контролирует создание и реорганизацию хозяйствующих субъектов. Приобретение крупными и главенствующими на рынке хозяйствующими субъектами значительных пакетов акций допускается лишь с согласия антимонопольного органа. Он применяет санкции к нарушившим антимонопольное законодательство.


5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики и предпринимательства выполняется в любом государстве. Различными являются только формы и методы такого регулирования, определяющиеся политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами.

Переход России к рыночным условиям хозяйствования привел к пересмотру системы государственного регулирования экономики, замене административных мер воздействия на экономические. В этом направлении было допущено много ошибок, не все из которых исправили сегодня. Самое же важное, что должно быть достигнуто в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности - соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

6. Принцип законности. Этот принцип является межотраслевым и воплощение его в жизнь - основа построения правового государства. Говоря о законности в предпринимательской деятельности, необходимо обратить внимание на два аспекта:

1) предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства.

2) государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство.

Ряд мер по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления. В области нормативного урегулирования укреплению законности способствует введение правила регистрации актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ.

Остановимся на них более подробно с точки зрения целей и функций права. Анализ положений законодательства указывает о присутствии важнейшей цели законного регулирования в области предпринимательства - обеспечения равновесия индивидуальных (частных) и общественных (публичных) интересов [6, с. 38].

Существуют следующие ключевые течения правового воздействия (функции), через которые реализуется указанная цель: разрешение на занятие предпринимательской деятельности и обеспечивание недопустимости причинения ущерба от реализации данной деятельности. Наличие двух отмеченных функций указывает о внутреннем разделении основной цели правового регулирования предпринимательской деятельности: наличии личных и общественных интересов при реализации прав на осуществление деятельности и потребности их слаженного сочетания. Ни одну из данных функций невозможно охарактеризовать регулятивной либо охранительной в чистой форме, любая из них совмещает аспекты регулятивного и охранительного характера, что непосредственно выражается и в принципах.


Выделенные функции проявляются в постановке задач, которые необходимо выполнить для достижения единой цели: признания права на реализацию предпринимательской деятельности и его защиты, а кроме того определении границ данного права.

Такая функция, как дозволение предпринимательства отражает общеправовую презумпция «разрешено всё, что не запрещено» и находит своё проявление в закреплённом в статье 34 Конституции Российской Федерации праве, согласно которому каждый свободно использует свои способности и имущество для предпринимательской деятельности, а также закреплённом в статье 8 Конституции Российской Федерации принципе свободы экономической деятельности [1].

В чём же состоит реализация данного права? Во-первых, в том, что лицо непосредственно приобретает статус предпринимателя и осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность на свой риск, во-вторых, в создании материальной основы и в дальнейшем в её применении, в-третьих, в заключении предпринимательских договоров, что гарантируется и обеспечивается правом на охрану и защиту. Принцип защиты можно признать одним из самых основополагающих принципов правового регулирования предпринимательства, невзирая на то, что он непосредственно в Конституции Российской Федерации не закреплён. Важно отметить, что и тот и другой принцип проявляют общеправовое направление, так как считаются проявлениями единой свободы и права любого на защиту [6, с.45].

Реализация первой функции находит собственное олицетворение не только в общеправовых принципах предоставления независимости коммерческой деятельности и её охраны, но также и в специальном принципе, закреплённом в законодательстве, - принципе развития и формирования основ предпринимательства в интересах общества и государства.

Следующая функция правового регулирования предпринимательства выступает в противопоставлении первой функции и состоит в установлении границ свободы и независимости предпринимательской деятельности, согласно общеправовому аспекту недопустимости причинения ущерба. Реализация данной функции происходит посредством принципа основного и специального. Принцип безопасности деятельности предпринимателя является, конечно же, основополагающим, так как обеспечивается ответственностью за нарушение законодательства в данной сфере.

Специальным принципом считается принцип, согласно которому предпринимательская деятельность может быть ограничена в интересах общества и государства. Ограничение состоит в установлении государством запретов и различных обязываний, за соблюдением которых осуществляется контроль и надзор. Например, предприниматели в последнее время могут достаточно небрежно относиться к окружающей среде, что заставляет государство реагировать на данные проявления путём применения правовых мер.