Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (ООО «Глобальные туры»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы роли мотивации в поведении организации

1.1. Мотивация персонала: сущность, виды и основные понятия

1.2. Основные этапы деятельности по совершенствованию системы мотивации персонала

2. Анализ системы мотивации на примере туристической компании «Глобальные туры»

2.1. Общая характеристика туристической компании «Глобальные туры»

2.2. Система управления и мотивации в ООО «Глобальные туры»

2.3. Анализ состава, структуры и динамики персонала

2.4. Анализ используемых компанией систем мотивации сотрудников для ее эффективной работы

3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации персонала в ООО «Глобальные туры» с целью его эффективной работы

3.1. Разработка направлений по совершенствованию системы мотивации персонала ООО «Глобальные туры»

3.2. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала для эффективной работы ООО «Глобальные туры»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • различные виды страхования:

- программы добровольного медицинского страхования. Имеется в виду, негосударственное медицинское страхование. Причем виды услуг и медицинской помощи, которые оказывают страховые компании, очень разнообразны: амбулаторно-поликлиническая помощь, стоматологическая помощь, скорая помощь, вызов врача на дом, госпитализация, обеспечение сотрудника медикаментами по рецепту врача, диспансеризация, ведение беременности и родов и многое другое. Руководитель может по своему усмотрению обеспечивать полную или частичную (что лучше) оплату таких медицинских услуг;

- туристическое страхование. Таким видом страхования обеспечиваются те сотрудники, которые ездят в командировки и на отдых;

- страхование от неизлечимых болезней (которые могут привести к гибели человека);

- страхование имущества. Например, страхование квартиры, дома, дачи, машины и т.д.

  • питание. Существует довольно простой принцип: «хороший сотрудник – это сытый сотрудник». И те компании, которые обеспечивают свой персонал питанием, проявляют тем самым свою заботу о них. А на практике такая забота позволяет еще и экономить рабочее время. Компания может оплачивать питание в столовых, если они находятся в здании или непосредственной близости от офиса, а также заключать договоры с фирмами, доставляющими в офис уже готовое питание;
  • транспортное обслуживание. Компания может оплачивать ежемесячные проездные документы или ежемесячно выделять фиксированную сумму на транспортные расходы своих сотрудников. В отдельных случаях могут оплачиваться даже расходы на такси, или выделяться служебный транспорт, а иногда компания оплачивает топливо при пользовании сотрудником собственного автомобиля в рабочих целях;
  • парковка автомобиля;
  • программы обучения. Компания может полностью или частично оплачивать расходы, связанные с обучением или повышением квалификации своих сотрудников;
  • отдых сотрудников. Помимо законно причитающегося ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска, связанного с болезнью, беременностью или родами, в качестве стимулирования, компании могут обеспечивать своих сотрудников дополнительными выходными днями, скажем, в счет дня рождения или какого-то другого события, а также полностью или частично компенсировать расходы на отдых сотрудников и членов их семей;
  • улучшенные условия труда. Могут использоваться такие формы стимулирования, как гибкий график работы сотрудников, предоставление удобного времени для отпусков, возможность работы на дому с помощью персонального компьютера;
  • карьерный рост. Компания планирует карьеру своих сотрудников и, тем самым, дает им понимание, какую должность они могут занять в перспективе и за какое время. Карьерный план должен разрабатываться на основе тщательного анализа работы и с учетом устремлений самого сотрудника;
  • материальная помощь. Может быть в форме выплаты различных пособий, связанных с возникновением экстренных ситуаций: например, пожар, землетрясение, кража, или семейных обстоятельств: юбилей, свадьба, рождение детей, смерть родственников. Такие пособия носят разовый характер. Но тем не менее, они дают сотрудникам ощущение защищенности и заботы о них;
  • подписка на периодические издания;
  • культурные мероприятия. Компания может предоставлять своим сотрудникам полную или частичную оплату билетов или абонементов на различные культурные мероприятия: театральные спектакли, в музеи, выставки, концерты;
  • организация досуга. Например, компания может предоставлять сотрудникам бесплатное посещение спортзала, бассейна, организовывать различные спортивные соревнования между отделами или подразделениями, скажем, по волейболу, футболу и др. Для дополнительного стимулирования и улучшения отношений внутри коллектива можно проводить различные совместные мероприятия: походы в боулинг, игры в пейнт-бол и многое другое.

Моральное стимулирование. Эта форма стимулирования является плодом фантазии руководителей компании. Здесь множество способов воздействия на сотрудников поражает своим многообразием[11].

Например, за хорошую работу, выполненную в срок, руководитель турфирмы может в письменном виде выразить благодарность сотруднику или всему отделу.

По итогам года лучшие сотрудники могут награждаться грамотами или сертификатами за различные достижения: за лучшие продажи, за профессионализм в работе, «новичок года» и многое другое. Или, скажем, всем сотрудникам на новогоднем вечере вручаются памятные подарки с фирменной символикой компании.

Безусловно, в наше время у руководителя существует возможность выбора тех или иных форм стимулирования персонала. Но есть несколько общих требований к организации стимулирования труда, опираясь на которые, компания может достичь максимального эффекта от разработанной системы стимулирования:[12]

  1. Необходимо тщательно и всесторонне учитывать объективные условия труда на фирме, на каждом рабочем месте, которые определяют психофизическое состояние работника, формируют его впечатление о труде и о фирме и определяют его производительность.
  2. Обеспечивать разумное сочетание материальных, моральных и других возможных стимулов с учетом индивидуальных особенностей работников, с целью создания сильной внутрифирменной культуры, правильных и сильных убеждений.
  3. Развивать холистический подход к работнику, ставя его потребности на первое место среди приоритетов компании, официально признавая его индивидуальность, право на ошибку, всемерно развивая уважение к личности.
  4. Признавая основным методом стимулирования метод разумного сочетания поощрения и наказания, огромное внимание следует уделить разработке системы эффективной и справедливой оценки работы персонала.
  5. Постоянно заботиться о нравственном здоровье коллектива и т.д.

1.2. Основные этапы деятельности по совершенствованию системы мотивации персонала

Процесс усовершенствования системы мотивации персонала должен быть поэтапным и четко структурированным. Основные этапы деятельности по совершенствованию системы мотивации представлены на рисунке 2[13].


Определение требований

руководства к системе мотивации

Анализ корпоративной

культуры и мотивации персонала компании

Анализ соответствия

существующей системы мотивации

с предъявляемыми к ней

требованиями

Разработка концепции

системы мотивации

сотрудников

Разработка плана

мероприятий по внедрению

системы оплаты труда

Выполнение мероприятий

в соответствии с планом

внедрения

Оценка эффективности мероприятий

Рис. 2. Этапы совершенствования системы мотивации персонала

Теперь рассмотрим каждый из выделенных этапов более подробно.

1. Определение требований руководства к системе мотивации. На данном этапе генеральный директор должен четко определить, какой результат он хочет получить от внедряемой системы. Совершенно очевидно, что в условиях сложившейся конкуренции между компаниями за профессиональных сотрудников, основным требованием будет создание конкурентных программ стимулирования для привлечения и удержания квалифицированного персонала и снижения текучести кадров. Но, внедряемая система должна отвечать финансовым возможностям компании.

2. Анализ корпоративной культуры и мотивации персонала компании. Корпоративная культура — это свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее миссией и стратегией развития и находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей, разделяемых большинством работников.

На этом этапе руководитель компании должен проанализировать систему лидерства, существующую в коллективе, стили разрешения конфликтов, действующую систему коммуникации между сотрудниками и определить положение каждого сотрудника в организации. А также выявить, какими стимулами руководствуются сотрудники в достижении целей.

3. Анализ соответствия существующей системы мотивации с предъявляемыми к ней требованиями. На первом этапе руководитель определил требования к системе мотивации персонала. Теперь необходимо проанализировать: насколько имеющаяся система соответствует тому, что выявил первоочередным и самым главным руководитель? Как правило, то, к чему стремится любой руководитель – снижение текучести кадров – становится неосуществимым в силу плохо продуманной системы стимулирования персонала. Поэтому здесь необходимо выявить недостатки существующей системы чтобы избежать их появления в дальнейшем.


4. Разработка концепции системы мотивации сотрудников. Концепцией в деловом мире называют письменное изложение какой-либо стратегии.

В концепцию системы мотивации сотрудников должны входить следующие компоненты[14]:

  • система базовых выплат. В силу специфики работы компании необходимо учитывать, что в компании есть разные категории сотрудников – те, кто непосредственно участвуют в бизнес-процессе, те, кто косвенно оказывают влияние на него, а также те, кто в нем напрямую не участвует. Независимо от этого, должна быть разработана конкурентная система базовых выплат, которая будет соответствовать средней рыночной ценности сотрудника каждой категории;
  • система премиальных и компенсационных выплат. Для каждой категории сотрудников должны быть разработаны соответствующие надбавки соразмерно их участию в деятельности компании. Например, менеджеры отдела продаж должны получать фиксированный процент от объема проданных туристских путевок при условии выполнения плана. А те, сотрудники, которые напрямую в продажах не задействованы, должны иметь гарантированную надбавку за качественно выполненную работу в установленный срок;
  • принципы и механизмы формирования фонда оплаты труда работников компании. Например, принцип оплаты по конечному результату работы, принцип соотношения оплаты труда различных категорий сотрудников турфирмы, а также соотношения темпов роста объема реализации и заработной платы. Необходимо учитывать и принцип обеспечения соответствия между заработной платой и численностью работников турфирмы;
  • система нематериального стимулирования. При достижении определенного уровня в организации сотруднику необходимо не только материальное подтверждение его ценности, но также и моральное стимулирование со стороны руководства. Это могут быть разнообразные способы похвалы и нематериального поощрения.

5. Разработка плана мероприятий по внедрению системы оплаты труда. На данном этапе руководитель определяет временные сроки внедрения системы материального стимулирования и вместе с начальником отдела кадров составляет календарный план таких мероприятий. Внедрение системы должно производиться постепенно и поэтапно для каждого отдела в соответствии со степенью непосредственного участия подразделения в бизнес-процессе. Поскольку отдел продаж является своего рода «двигателем» механизма работы всей компании, то, прежде всего, необходимо ввести элементы дополнительного стимулирования именно для менеджеров отдела продаж.


6. Выполнение мероприятий в соответствии с планом внедрения. На этапе выполнения мероприятий руководитель назначает ответственных сотрудников – начальников подразделений, которые будут контролировать своевременное внедрение разработанной системы внутри своего отдела.

7. Оценка эффективности мероприятий. По итогам завершения полного внедрения системы мотивации в компании подводятся итоги и степень эффективности того или иного мероприятия в отношении каждого отдела.

Анализируя и оценивая существующий механизм мотивации, можно получить картину внутренней деятельности организации и предотвратить возможные проблемы и кризисные состояния, а также оценить влияние проводимых организационных преобразований на стимулирование работников. Построение в организации механизма стимулирования – процесс длительный и сложный, учитывающий не только результаты труда, но и потребности работников.

Таким образом, важнейшим фактором, определяющим формирование механизма мотивации труда персонала, является стратегия развития организации, ключевой элемент которой – укрепление трудового потенциала.

Важнейшей составляющей при построении механизма мотивации является качество продукции или услуг, ориентированное на потребителя[15]. Для достижения стабильного качества требуется системный подход, то есть отслеживания качества на всех уровнях производственной цепочки. Качество – это не только качество выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, но это и качество затраченного труда, а, значит, и качество всего персонала. Да, качество делают люди, но принудить их работать качественно возможно только временно. Чтобы идея работала, необходим оптимальный стимулирующий механизм. Оптимальным он будет в том случае, когда вознаграждение будет адекватным количеству, качеству произведенных товаров и услуг[16]. Четко разработанные критерии оценки и поощрения в соответствии с выполнением таких требований имеют решающее значение для организации деятельности. На практике, к сожалению, система вознаграждения далека от совершенства.

Вывод по первому разделу. Из приведенного выше, можно сделать вывод, что при разработке механизма мотивации необходимо учитывать связь с системой качества, с оценкой и анализом удовлетворенности потребителей, со стратегией организации, поскольку механизм мотивации является частью организационной культуры, ядро которой – ключевые ценности организации, находящие свое выражение в миссии.