Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Понятие и факторы внешней и внутренней среды предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что современная среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Целью работы является анализ внешней и внутренней среды организации.

Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы внешней и внутренней среды предприятия

- изучить методы анализа внешней и внутренней среды предприятия

- провести анализ внешней и внутренней среды ООО «Major Auto».

Предметом работы является внешняя и внутренняя среда предприятия.

Объектом работы является ООО «Major Auto».

Изучению проблем, связанных с управлением внешней и внутренней средой организации, посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, на трудах которых базируется выполненное исследование. Ими исследованы и решены многие теоретические и прикладные задачи, обусловленные содержанием работ по управлению внешней и внутренней средой организации.


В результате выполнения работы были использованы труды таких авторов как Акимова Т.А., Бронникова Т. С., Драпкина Г.С. и др.

1. Теоретические основы внешней и внутренней среды предприятия

1.1. Понятие и факторы внешней и внутренней среды предприятия

Такое неоднозначное понятие как внутренняя и внешняя среда предприятия требует отдельного исследования, так как взаимодействие с ней во многом определяет не только результаты деятельности предприятия, но и сам факт его существования [12, с. 23]. Это следует из того, что предприятие является в соответствии с целями своего создания открытой системой, так как одна из основных целей – получение прибыли – есть результат изменения формы, содержания ресурсов, получаемых из внешней среды, или перемещения во времени и пространстве готовых изделий, полученных также из внешней среды, или оказания услуг агентам, находящимся также во внешней среде относительно данного предприятия [3, с. 45].

Внешняя среда организации представляет собой совокупность различных факторов прямого и косвенного воздействия, которые оказывают непосредственное влияние на ее деятельность, диктуют условия существования организации.

Учитывая выводы и результаты собственных наблюдений и исследований к «макросреде» предприятия, отнесем следующие подсистемы:

1) государственная подсистема, характеристиками которой являются:

- наличие и размер государственного сектора в экономике;

- деятельность государства по регулированию экономических процессов в рамках государственной экономической политики;

2) правовая подсистема, характеристиками которой являются:

- законодательно закрепленные права и обязанности предприятий;

- законодательно определенные запреты в отношении предпринимательства;

- законодательство, регламентирующее общественные, политические, экономические взаимоотношения экономических агентов;

3) политическая подсистема, характеристиками которой являются:

- политическое устройство страны;


- деятельность политических партий и других организаций;

4) социальная подсистема, характеристиками которой являются:

- количественный и качественный состав населения страны с точки зрения его влияния на процессы в экономике;

- социальные особенности страны;

- социальная активность населения;

5) экономическая подсистема, характеристиками которой являются:

- макроэкономические характеристики экономики: темп инфляции, уровень безработицы, динамика ВВП;

- наличие и доступность ресурсов;

- развитость рынков товаров и услуг, ресурсов, финансового рынка;

- отраслевая структура экономики;

- уровень развития и культура хозяйственных отношений;

6) технологическая подсистема, характеристиками которой является:

- уровень развития технологий в экономике, в отдельных отраслях;

- доступность технологий для предприятий;

7) природно-географическая подсистема, характеристиками которой являются:

- климатические условия;

- географические особенности страны;

8) международная подсистема, характеристиками которой являются:

- экономические, политические, военные, культурные связи с другими странами;

- международное разделение труда;

- участие страны в экономических и других международных организациях;

9) ментальная подсистема, характеристиками которой являются:

- традиции, ценности населения;

- религиозный состав и религиозная активность населения;

- взгляды, суждения населения.

К деловой среде предприятия целесообразно отнести следующие подсистемы [3, с. 47]:

1) конкурентная подсистема, характеристиками которой являются:

- вид и форма конкуренции в отрасли;

- культура и особенности конкурентных взаимоотношений;

- острота конкурентной борьбы;

2) ресурсная подсистема, характеристиками которой являются:

- наличие достаточной численности поставщиков ресурсов, в том числе ресурса «труд»;

- связи с поставщиками ресурсов;

3) потребительская подсистема, характеристиками которой являются:

- достаточность и характеристики спроса со стороны покупателей продукции;

- информированность покупателей о товарах;

- платежеспособность покупателей;

4) инфраструктурная подсистема, характеристиками которой являются:

- наличие финансовых организаций и возможность взаимодействия с ними;

- наличие рекламных агентств и развитость рекламного рынка;

- наличие и организация работы товарных и фондовых бирж;

- наличие общественных организаций, непосредственно влияющих на деятельность предприятия (например, природоохранные организации);


- наличие и организованность работы транспортных организаций;

- развитость рынка консалтинговых, аудиторских, лизинговых услуг.

Внутренняя среда представляет собой часть внешней среды, находящейся в пределах организации. Она включает в себя:

- производство: структура, темпы роста, объем, ассортимент продукции; уровень запасов, обеспеченность сырьем, скорость их использования; система контроля качества, торговые марки, патенты и т.д.; экология производства; состав оборудования и степень его использования;

- персонал: количественный состав работников, структура, квалификация, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, мотивация персонала, потребности и интересы работников;

- организация управления: уровень менеджмента, методы управления, организационная структура, квалификация, престиж и имидж предприятия, интересы и способности высшего руководства;

- финансы – своего рода зеркало, в котором отражается производственно-хозяйственная деятельность;

- культура и имидж предприятия;

- маркетинг, который охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции.

Факторы внутренней среды подвержены изменениям, их можно вовремя проконтролировать в отличие от факторов внутренней среды. Внешняя среда представляет собой основной источник поступления ресурсов для нормального функционирования организации. Внешнюю среду можно разделить на две составляющие – макроокружение и непосредственное окружение. Макроокружение включает в себя следующие компоненты: политический, социальный, экономический, правовой, технологический. Непосредственное окружение, в отличие от макроокружения, на прямую взаимодействует с организацией и может измениться от смены стратегии. К компонентам непосредственного окружения относят потребителей, конкурентов, поставщиков, инфраструктуру, органы власти [3, с. 48]

1.2. Методы анализа внешней и внутренней среды предприятия

Нас сегодняшний день оценка внешней и внутренней среды компании уделяется большое внимание. Это связано с тем, что внешняя и внутренняя среда компании во многом влияет на ее конкурентоспособность.

Анализ внешней среды организации можно условно поделить на два направления: исследование «ближнего» окружения и «дальнего».


Анализ внешней среды организации – это исследование оказывающих действие на компанию факторов для подготовки перспективного перечня, раскрывающего все существующие и предполагаемые элементы возможностей, угроз. Исследование факторов состоит из двух этапов.

На базе исследования окружения предприятия руководство получает прогноз незапланированных обстоятельств, разрабатывает меры по предупреждению опасных рыночных ситуаций, превращает угрожающие факторы в альтернативу для развития.

Выделяют следующие инструменты анализа внешней и внутренней среды организации:

- SWOT-матрица;

- матрица возможностей и угроз;

- PEST-анализ; профиль среды;

- модель «5 сил конкуренции» Портера.

PEST-анализ используется для оценки ключевых рыночных тенденций отрасли. Результаты PEST-анализа могут быть использованы для формирования перечня угроз и возможностей при проведении SWOT-анализа [7, с. 75].

PEST-анализ является аббревиатурой показателей состояния отрасли: политические (P), экономические (Е), социально-культурные (S) и технологические (Т). PEST-анализ помогает увидеть состояние внешнего окружения предприятия, выделить наиболее важные влияющие факторы.

Для удобства анализа все факторы сводятся в матрицу (табл. 1).

Таблица 1 - Матрица PEST-анализа

Р (политические) — факторы политико–правового окружения предприятия. При анализе следует оценить возможность ключевых изменений в области политической стабильности и правового регулирования:

- изменится ли в ближайшее время законодательная база страны (рынка, отрасли), в которой функционирует предприятие;

- степень влияния государства на деятельность рынка (отрасли), изменится ли в ближайшем будущем?;

- отношения с другими странами, международными организациями. Вероятность изменения отношений (усложнения, упрощения).

Е (Экономические) — факторы экономического состояния рынка:

- динамика развития экономики — спад, рост, стагнация;

- изменение валютных курсов, стоимости капитала;

- изменение уровня безработицы;

- изменение уровня инфляции;

- изменение дохода на душу населения;

- тенденции в банковской сфере.

S (Социально-культурные) — факторы социального и культурного состояния рынка:

- изменение демографического состояния (движение населения, половозрастная структура рынка и её изменения);

- уровень образования населения и его динамика;

- особенности менталитета, традиционные культурные ценности;