Файл: «Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, источниками предпринимательства, составляющими его правовую основу, являются многие законодательные акты. Регулируют вопросы и отношения в сфере предпринимательства и экономической деятельности Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и другие отрасли права. В связи с этим законодательство о предпринимательстве представляет собой единую взаи­мосвязанную комплексную система актов, которые содержат нормы права, регулирующие предпринимательские и экономические отношения.

2.2. Развитие законодательства о предпринимательской деятельности

Развитие законодательства о предпринимательстве происходит в виде систематизации и совершенствования законодательства. Общественные экономические отношения постоянно изменяются, усложняются – это и обуславливает необходимое упорядочение нормативно правовых актов, устранение пробелов, противоречий и дефектов законодательства в сфере предпринимательства.

Среди ученых-юристов нет единства мнений относительно форм систематизации законодательства. Выделяют: 1) учет, 2) инкорпорацию, 3) консолидацию, 4) кодификацию и 5) создание сводов законодательства. На различных этапах развития законодательства в сфере предпринимательства могут оказаться востребованными разные формы систематизации, в наибольшей степени обеспечивающие решение текущих экономических задач. [35]

Систематизация чаще всего определяется как упорядочение и совершенствование действующего нормативно-правового материала путем его обработки и изложения по определенной системе в виде сборников актов или в форме сводных кодификационных актов; объединение отдельных нормативных установлений в единую, внутренне согласованную систему; целенаправленное упорядочение форм выражения права, осуществляемое с целью устранения несогласованностей между нормами права, очистки правовой системы от устаревших правовых норм и установления новых норм, соответствующих достигнутому уровню развития общества; упорядочение действующих законов, всех нормативных актов, приведение юридических норм в упорядоченную, согласованную систему. [47, c. 11]

Формы систематизации законодательства о предпринимательстве, которые считаются самыми распространенными, это инкорпорация и консолидация. Инкорпорация представляет собой подготовку и издание различного рода хронологических и тематических собраний и сборников нормативных правовых актов. Но здесь невозможно изменять содержание правовых норм. Это значит, что содержание правового регулирования, по существу, не меняется. Именно это свойство инкорпорации — сохранение содержания нормативного регулирования — отличает ее, как утверждает ряд авторов, от кодификации и консолидации. Разрешены редакционные правки нормативных актов, которые включают в себя изложение с учетом последних официальных изменений; исключение положений, которые утратили силу; исправление технических опечаток и т.п.


Инкорпорация может быть официальной (проводимой по поручению уполномоченного правотворческого органа с последующим утверждением им) и неофициальной. Например, к официальным инкорпорациям относятся: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», «Собрание действующего законодательства города Москвы» (СДЗ г Москвы) и др. В качестве неофициальной инкорпорации можно рассматривать различные электронные справочные правовые системы («КонсультантПлюс», «Гарант» и т. п.), уделяющие большое внимание систематизации предпринимательского законодательства. [35]

Различают также генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство либо все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

Консолидация нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, представляет собой устранение их множественности по одинаковым вопросам. Это обеспечивается за счет создания крупных однородных актов в системе законодательства. Такие документы не вносят в действующее законодательство новых положений и не меняют содержание уже существующих. Например, постановление Правительства РФ от 09.12.2014г. [28] объединяет в себе нормы и положения, которые ранее содержались в Правилах оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи и Правилах оказания услуг подвижной связи.

Кодификация представляет собой такую форму систематизации, с помощью которой «обеспечивается системное нормативное регулирование одного вида общественных отношений путем создания единого, юридически и логически цельного, внутренне согласованного нормативного акта, выражающего содержательную и юридическую специфику структуры обособленных подразделений системы права». [47, c. 12] Таким образом, кодификация — это создание из нескольких нормативных правовых актов одного нормативного правового акта.

Проблемы кодификации российского законодательство в сфере предпринимательства существуют достаточно давно. Цивилисты, специалисты в области предпринимательского права склоняются к принятию кодифицированного акта о предпринимательстве – Хозяйственного кодекса. Еще в 1994г. накануне принятия Части первой ГК РФ [30, c. 150], а возможно и ранее поднимался данный вопрос.


Актуальность данной проблемы возрастает с каждым годом, т.к. развиваются общественные отношения с новыми экономическими элементами, затрагивающие сферу предпринимательства - это банковские, страховые, корпоративные отношения, в сфере рынка ценных бумаг, инвестиций, инноваций и т.д. Кроме того требуют более конкретного и упорядоченного нормативно правового законодательства и постоянно развивающиеся отрасли народного хозяйства такие, как связь, транспорт, сельское хозяйство, энергетика и др.

Возрастает необходимость в систематизации норм о предпринимательской деятельности, развитии понятийного аппарата предпринимательского права (предмет, источники, субъект предпринимательской деятельности, объекты предпринимательского оборота, предпринимательские обязательства и т. д.).

Кодификация предпринимательского законодательства позволит объединить и систематизировать уже действующие правовые нормы, разрозненные по множеству нормативно-правовых актов, устранить противоречия между нормами, дублирование, а также обеспечить максимальную полноту регулирования отношений в сфере предпринимательства.

Для совершенствования законодательства в сфере предпринимательской деятельности предполагается унификация, заключающаяся в выработке единых правовых норм (конституций) для регулирования сходных отношений. Например, специалисты в области транспортной деятельности обращают внимание на наличие противоречий между транспортными уставами и кодексами и неоправданную дифференциацию законодательства в сфере перевозок, что подчеркивает необходимость унификации.

Однако развитие и совершенствование законодательства в сфере предпринимательской деятельности в России продолжается и направлено на правовое обеспечение и регулирование реального сектора экономики:

  1. правовое обеспечение структурных изменений в народном хозяйстве в целях ухода от сырьевой зависимости национальной экономики, стимулирование развития инновационных отраслей, определяющих научно-технический прогресс и повышающих конкурентоспособность отечественной продукции;
  2. совершенствование инвестиционного законодательства, направленное прежде всего на создание хозяйствующим субъектам условий для вложения средств в приоритетные сферы экономики и виды деятельности, градообразующие проекты и отдельные территориальные зоны;
  3. правовая поддержка институциональных преобразований, направленная на формирование эффективной и многоукладной рыночной экономики путем приватизации производственных фондов, развития и защиты различных форм собственности и хозяйствования, прежде всего малого и среднего бизнеса, ликвидации любых противозаконных экономических структур;
  4. развитие законодательства о конкуренции и монополии, направленного на создание конкурентной среды для хозяйствующих субъектов, предупреждение и преследование недобросовестной конкуренции, развитие инфраструктуры товарного рынка;
  5. регулирование бюджетных отношений и государственных закупок в целях повышения эффективности формирования доходов бюджетов и оптимизации государственных расходов, достижения согласованности федеральных, региональных и местных интересов в сфере межбюджетных отношений;
  6. регулирование денежно-кредитных отношений, финансового и фондового рынков, в том числе банковской системы и страховой деятельности, стимулирование использования кредитных ресурсов на нужды функционирования и развития экономики;
  7. регулирование тарифов и совершенствование правовых основ ценообразования, направленное на обеспечение стабильности оптовых и розничных цен, а также защиту отдельных потребителей;
  8. налоговое регулирование, направленное на установление экономически обоснованной налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов, стимулирование предпринимательской деятельности, обеспечение баланса публичных и частных интересов в сфере предпринимательства;
  9. законодательное обеспечение ВЭД, направленное на регулирование государством отношений субъектов предпринимательской деятельности с иностранными хозяйствующими субъектами и защиту национального рынка и отечественного товаропроизводителя. [35]

Таким образом, о развитии законодательства в сфере предпринимательства можно говорить как о системе, которая совершенствуется, но для которой необходима четкая систематизация. Нормы, регулирующие правоотношения по поводу предпринимательской деятельности, обновляются, добавляются новые, конкретизируются. Кроме того они содержаться во многих нормативных актах, что говорит о достаточной разбросанности норм. В связи с этим существует проблема и необходимость в кодификации предпринимательского законодательства.

Вывод.

Предпринимательское право представляет собой комплексную отрасль, которая содержит в себе совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательства. Общественные отношения регулируются гражданским, административным, земельным, финансовым, бюджетным, налоговым законодательством и др. такое масштабное регулирование обусловлено разнообразием общественных экономических отношений.

Основную роль в регулировании предпринимательской деятельности занимает Гражданский кодекс РФ. В нем содержаться основные положения и понятия о предпринимательстве, общие положения о правах и обязанностях участников таких правоотношений, нормы о заключении договоров, регулируются корпоративные, имущественные отношения и др. Налоговый кодекс РФ регулирует такие аспекты в сфере предпринимательства, как налоги, сборы, финансовые поступления и т.д.

Ввиду такой разрозненности норм предпринимательского права существует необходимость в систематизации и совершенствовании законодательства о предпринимательской деятельности.

Глава 3. Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права

3.1 Предмет предпринимательского права

Объектом изучения предпринимательского права является предпринимательская деятельность.

Предметом предпринимательского права является нормативно определенная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.


Предмет регулирования предпринимательского права как отрасли права составляют три группы общественных отношений.

1. Предпринимательские отношения, которые возникают между хозяйствующими субъектами на основе гражданско-правовых сделок (например, в связи с заключением договора аренды, поставки, комиссии и др.). Такие отношения называют "горизонтальными", поскольку они основываются на равенстве сторон.

2. Отношения организационно-имущественного характера, которые создают условия для осуществления предпринимательской деятельности (создание, реорганизация, ликвидация предприятий, деятельность торговых, фондовых бирж по организации торговли и другая деятельность некоммерческого характера).

3. Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности (например, при осуществлении государственного контроля (надзора), при государственной регистрации хозяйствующих субъектов, лицензировании отдельных видов деятельности, налогообложении и т.д.) .

Каждая отрасль и подотрасль права, как правило, имеет системообразующий правовой акт (кодекс), вокруг которого формируется вся система данной отрасли и подотрасли права. В ходе развития рыночного законодательства системообразующие правовые акты предпринимательского права были поглощены различными отраслями права, что затруднило формирование данной отрасли права как системы правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Предпринимательское право основывается на теории хозяйственного права, но не тождественно ему. В РСФСР концепция хозяйственного права связывалась с правовым оформлением принципов демократического централизма и планово-централизованной системы управления экономикой, изменившей свое значение при переходе к рыночной организации хозяйства.

Конституция РФ закрепила право свободы предпринимательской и экономической деятельности для каждого гражданина России. Она гарантировала каждому гражданину страны "право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности" (статья 34) .

С введением в действие в 1996 г. Гражданского кодекса РФ большая часть статей Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности была поглощена Кодексом и утратила силу. Таким образом, в настоящее время основу законодательства о предпринимательстве составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).