Файл: «Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение данного принципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления, монополистической деятельностью отводится Закону РФ от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - первому в истории России антимонопольному законодательному акту.

В настоящее время большинство положений этого нормативного акта отменены и основное значение в регулировании антимонопольных отношений имеет Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). В антимонопольном законодательстве предусматривается, что монополистическая деятельность может осуществляться одним хозяйствующим субъектом или по согласованию между несколькими субъектами, например, путем заключения договоров о разделе рынков, об установлении или поддержании цен, об ограничении доступа на рынок и др.

Законодательством выделяется особая группа предприятий-монополистов, к которым относятся хозяйствующие субъекты, доминирующие на определенном товарном рынке. Согласно ст. 5 Закона о конкуренции по общему правилу доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, а при некоторых условиях может быть и меньше, однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35%.

Федеральным антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), действующая на основе Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331. ФАС подчиняется непосредственно Правительству РФ, имеет широкие полномочия по контролю за монополистической деятельностью, может издавать не только индивидуальные, но и нормативные правовые акты в этой области. Она призвана обеспечивать выполнение антимонопольного законодательства, может давать обязательные предписания об устранении допущенных нарушений. Антимонопольный орган осуществляет контроль за созданием и реорганизацией хозяйствующих субъектов. Приобретение крупными и доминирующими на рынке хозяйствующими субъектами значительных пакетов акций допускается лишь с согласия антимонопольного органа. Этот орган применяет санкции к нарушителям антимонопольного законодательства.


Специальные правила установлены для естественных монополий. Они определены Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Субъектами естественных монополий являются предприятия, которые в силу технологических особенностей производства наиболее успешно работают в отсутствие конкуренции. К сферам деятельности естественных монополий относятся транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки и некоторые другие виды деятельности. Особой формой регулирования деятельности естественных монополий является определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию .

В связи с важным значением цен и тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий в государственном регулировании их деятельности участвует Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332', эта служба является, в частности, органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и проведению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно ст. 11 и 25 Федерального закона «О естественных монополиях споры и разногласия, возникающие между субъектами естественных монополий, их потребителями и органами исполнительной власти субъектов РФ, связанные с установлением и применением цен (тарифов), подлежат обязательному урегулированию в досудебном порядке органом регулирования естественных монополий. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественных монополий на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.

5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены административных мер воздействия на экономические. В этом направлении было сделано немало ошибок, не все из которых удалось исправить и сегодня . Самое же главное, что должно быть достигнуто в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности - это соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом .


Здесь необходимо обратить внимание на следующие законы:

Согласно Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством: установления требований к ее организации и осуществлению; антимонопольного регулирования и информационного обеспечения в этой области; государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области. Закон не распространяет свое действие, в частности, на: внешнеторговую деятельность; торговлю на товарных биржах; деятельность по продаже товаров на розничных рынках; куплю-продажу ценных бумаг и объектов недвижимости.

Необходимо также подчеркнуть значение Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", который направлен на снятие излишних административных барьеров в сфере малого и среднего предпринимательства и защиту их прав и интересов.

6. Принцип законности. Данный принцип является общеотраслевым и воплощение его в жизнь - основа построения правового государства. Что же касается законности в предпринимательской деятельности, то здесь необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства . Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления. В области нормативного регулирования укреплению законности способствует введение правила регистрации актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ.

Заключение

Предпринимательство – это форма экономической деятельности человека. В виду того, что предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, то возникает необходимость такие отношения регулировать на законодательном уровне, чтобы обеспечить защиту прав и свобод субъектов данных правоотношений и призвать к ответственности при нарушении обязательств.


Совокупность нормативных правовых норм, регулирующие отношения в сфере предпринимательства, представляю собой источники предпринимательского права.

Предпринимательская деятельность в России существует в определенном правовом поле, которое обусловлено нормативно правовыми актами. Нормативно правовые акты имеют обязательный характер для всех субъектов, на которых они распространяются. Их классифицируют по различным критериям. Однако по значимости, по юридической силе нормативного акта их разделяют на акты, обладающие высшей юридической силой, подзаконные нормативные акты, также выделяют обычаи делового оборота.

Конституция РФ является основным источником предпринимательской деятельности, которая закрепляет свободу предпринимательской и иной экономической деятельности. Гарантирует единство экономического пространства, свободы, экономической деятельности. Положения Конституции РФ закрепляют права каждого иметь имущество и собственность, права владеть, пользоваться и распоряжаться.

Гражданский кодекс РФ также имеет важное значение в сфере регулирования предпринимательской деятельности, т.к. определяет правовое положение участников гражданского оборота. А также основания возникновения и порядок осуществления прав собственности и других вещных прав. Регулирует отношения в сфере исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, договорные и иные обязательства, имущественные отношения и другие.

Существует множество законов, которые регулируют предпринимательскую и экономическую деятельность в различных аспектах. Регламентируют конкретные отношения, защищают права и интересы сторон соответсвующих правоотношений. Отдельными законодательными актами регулируются такие институты предпринимательского права, как рынок ценных бумаг, антимонопольное регулирование, валютное регулирование, регулирование биржевых отношений, страховых и др.

Наличие в юридической системе законов и подзаконных актов обеспечивает максимально эффективное регулирование сложных и динамически развивающихся общественных отношений.

Совокупность всех нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательские правоотношения, составляют законодательство о предпринимательстве. Основной проблемой и недостатком этого законодательства остается отсутствие обобщающего закона, который привел бы многочисленные нормы в единую систему. Издание такого системообразующего закона может привести к радикальному улучшению правового регулирования хозяйственной деятельности. Кодификация предпринимательского права - это наиболее оптимальный путь совершенствования законодательства. Лучше принять один закон, чем около сотни применительно к отдельным видам предпринимательской деятельности, формам и требованиям к ее осуществлению.


Библиографический список

  1. Нормативные правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
  3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации"
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26.01.1996г. № 14-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31. 07. 1998г. № 146-ФЗ
  8. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 N 24-ФЗ (последняя редакция)
  9. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
  10. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ (последняя редакция)
  11. Федеральный закон "О производственных кооперативах" от 08.05.1996 N 41-ФЗ (последняя редакция)
  12. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ (последняя редакция)
  13. Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23.06.1999 N 117-ФЗ (последняя редакция)
  14. Федеральный закон "Об экспортном контроле" от 18.07.1999 N 183-ФЗ (последняя редакция)
  15. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (последняя редакция)
  16. Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ (последняя редакция)
  17. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 N 164-ФЗ (последняя редакция)
  18. Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ (последняя редакция)
  19. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция)
  20. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)
  21. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ (последняя редакция)
  22. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (последняя редакция)
  23. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 28.11.2018) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
  24. Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы"
  25. Указ Президента РФ от 16.09.1997 N 1034 "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации"
  26. Постановление Правительства РФ от 31.12.1999 N 1460 "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности"
  27. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 30.11.2018) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"
  28. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 (ред. от 21.03.2019) "О Министерстве экономического развития Российской Федерации"
  29. Постановление Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 (ред. от 03.11.2018) "О порядке оказания услуг телефонной связи" (вместе с "Правилами оказания услуг телефонной связи")
  30. Распоряжение Правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-р (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации»
  31. Научная, учебная и специальная литература
  32. В. Елькина. К ВОПРОСУ КОДИФИКАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2017. – Т. 3 (69). № 4. – С. 150–154
  33. Ерофеева Д. В., Шагиева Р. В. Источники права: от римской правовой традиции до современности. — Калуга: Полиграф-Информ, 2010. — 112с.
  34. Гражданское право. Выпуск 1: Основные положения. Граждане. Курс лекций / Под ред. В. К. Андреева. — М.: РАП, 2013. – 123 с.
  35. Гражданское право. Т. I. Общая часть. Введение в гражданское право: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Белов. — 3-е изд., перераб. и д оп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 622с.
  36. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.– М.: Статут, 2017. – 511 с.
  37. Губин Е.П., Предпринимательское право РФ, 2017. [Электронный ресурс] // URL. http://be5.biz/pravo/p041/2.html
  38. Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации. Общая часть. – 2014. – 268 с. [Электронный ресурс] // URL. https://textbook.news/pravo-grajdanskoe/grajdanskoe-pravo-rossiyskoy-federatsii702.
  39. Источники предпринимательского права: учебно-методический комплекс (учебное пособие в рамках дисциплины «Предприниматель­ское право Российской Федерации») / В.А. Вайпан — М.: Юстицинформ, 2017. — 84 с.
  40. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Крутикова Т.В.,Федоров А.Г. Предпринимательское право. Калуга: Издательство «Эйдос», 2016. – 168 с.
  41. Микрюков В.А., Микрюкова Г.А. Введение в гражданское право: Учебное пособие для бакалавров. – М.: Статут, 2016. – 128 с.
  42. Новиков Д.Б. Основные принципы построения эффективной СРПИ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» URL. http://www.consultant.ru/about/nc/legalinfo/doklad/ (дата обращения 05.04.2018)
  43. Основы гражданского права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Н.Д. Эриашвили, Р.А. Курбанова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. – 455 с.
  44. Предпринимательское право / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова : учебник для бакалавров. — Москва : Проспект, 2015. — 624 с.
  45. Предпринимательское право (правовая основа пред-принимательской деятельности) : учеб. для вузов / С. Э. Жилинский. — 8-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. - 944с.
  46. Предпринимательское право: учебное пособие / Т.А. Скворцова, М.Б. Смоленский; под ред. Т.А. Скворцовой. – М.: Юстицинформ, 2014. – 402с.
  47. Предпринимательское право : учебник для академического бакалавриата / А. В. Шашкова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 247 c.
  48. Российское предпринимательское право: Учебник / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. – М.: Проспект, 2011. [Электронный ресурс] // URL. www.consultant.ru
  49. Cистематизация законодательства как способ его развития [Текст] / И. В. Гетьман-Павлова, Н. Ю. Ерпылева, Е. Н. Салыгин и др. ; отв. ред. В. А. Сивицкий ; Гос. ун-т — Высшая школа экономики, ф-т права. — М. : Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 535 с.