Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Определение и признаки предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Предпринимательское право является одним из новых учебных предметов для современного отечественного правоведения. В складывающихся на сегодняшний день экономических условиях актуальность проблем правового регулирования экономической и предпринимательской деятельности приобретает все большую важность. В связи с этим, отечественное «предпринимательское право» представляет собой учебную дисциплину, которая предусмотрена государственным образовательным стандартом. Необходимо отметить, что и в зарубежных государствах исследованию предпринимательской деятельности уделяется достаточно большое внимание, издается свежая учебная и методическая литература, которая посвящена данной проблеме.

Вопрос о том, на каком месте в российской правовой системе находится сегодня предпринимательское право, является достаточно неоднозначным.

В виду разных подходов к трактовке «предпринимательское право» в различных университетах они немного отличаются друг от друга, так же как и рабочие программы.

Принимая во внимание все выше изложенное, необходимо отметить, что это и обуславливает актуальность темы исследования.

Цель данного исследования состоит, прежде всего, в изучении ключевых аспектов предпринимательского права. Для достижения данной цели следует решить ряд задач, а именно:

- изучить ключевые положения о предпринимательском праве;

- да собственную трактовку такому понятию как предпринимательское право;

- изучить характерные особенности и предмет предпринимательского права;

- выявить ключевые методы и принципы предпринимательского права.

Объектом исследования выступает предпринимательская деятельность.
Предметом исследования выступают правовые нормы, которые регулируют сферу предпринимательской деятельности в РФ.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, и библиографии.

Теоретической основой исследования по данной курсовой работе стали современные работы, посвященные проблемам предпринимательского права : В. В. Лаптева, В.К.Мамутова ,К.К.Лебедева, В.В.Гущина, В.А.Баранова,Е.П. Губина, П.Г. Лахно,Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, , Г.Д. Отнюкова, и др.
Нормативная и эмпирическая база исследования включает в себя Конституцию РФ, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, касающихся основных аспектов предпринимательского права.


Методологическую основу работы составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов исследования, которые включают также исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, технико-юридический и другие методы.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ПРАВЕ


1.1. Понятие предпринимательского права

Дефиницию «предпринимательское право» можно рассматривать в нескольких значениях: как отдельная отрасль права, законотворческая сфера, научная и учебная дисциплины. Рассмотрим поэтапно анализируемую дефиницию в свете выделенных 4-х аспектов.

Предпринимательское право как отрасль права. Любая из отраслей права – это ряд правовых норм, которые регулируют однородные общественные отношения. В отечественной научной и учебной литературе можно встретить множество различных трактовок рассматриваемого понятия как отдельной отрасли. Наиболее общая точка зрения сводится к тому, что под предпринимательским правом следует понимать ряд норм по регулированию ведения и организации экономической деятельности [1]

Для более четкого понимания такого понятия как предпринимательское право считаем целесообразным рассмотреть его предмет, то есть комплекс общественных отношений, которые регулируются отмеченной отраслью права. Данные общественные отношения могут быть распределены на несколько отдельных групп.

1) Центральной и ключевой группой, несомненно, выступают предпринимательские отношения, то есть отношения, которые возникают в процессе ведения хозяйственной деятельности[2] организациями. Эта группа общественных отношений имеет несколько отличающих признаков.

Во-первых, предпринимательская деятельность осуществляется равноправными самостоятельными субъектами, которые имеют свободный выход на рынок, выпуская продукцию, выполняя определенные работы, предоставляя конкретный ряд услуг. Между подобными субъектами формируются отношения, которые в науке предпринимательского (а ранее - хозяйственного) права рассматриваются как горизонтальные, в отличие от вертикальных, базирующихся на власти и подчинении.


Анализируемый ряд общественных отношений выступает основной, так как именно в ходе осуществления хозяйственной деятельности достигается ключевая ее цель – получение дохода. Направленность на получение дохода указывает, прежде всего, на коммерческий и, таким образом, товарно-денежный характер хозяйственных отношений. Следовательно, первой группой общественных отношений, которые составляют предмет предпринимательского права, - это коммерческие, товарно-денежные отношения между равноправными, несоподчиненными предприятия, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

2) Вторая группа включает в свой состав отношения организационного характера, которые не имеют свой основной целью извлечение дохода. В том числе, такие отношения формируются в процессе осуществления деятельности, направленной на создание, реорганизацию и ликвидацию хозяйствующего субъекта, предпринимательских объединений, получению сертификатов и во многих иных случаев. Подобная деятельность носит некоммерческий характер, но формирует базу, а зачастую выступает одним из необходимых условий, ключевой предпосылкой будущей предпринимательской деятельности. В связи с этим, отношения, возникают в ряде отмеченных случаев, подпадают под хозяйственно-правовое регулирование и входят в предмет предпринимательского права. Формирует условия для предпринимательства и деятельность многих некоммерческих субъектов хозяйствования, таких как организации, объединения и т.д.

Деятельность товарных и фондовых бирж, ключевой целью которых выступает создание соответствующего рынка, также регламентируется нормами предпринимательского права, а формирующиеся при осуществлении данного вида деятельности отношения включаются в предмет этой отрасли. Однако стоит заметить, что деятельность бирж не во всех случаях носит коммерческий характер, что обусловило регламентируемым законодательством возможности их формировании в форме как коммерческих, так и некоммерческих учреждений[3].

3) Третью группу отношений, которые входят в предмет предпринимательского права, составляют отношения, формирующиеся в ходе государственного регулирования предпринимательства. Данные отношения, в сравнении с первой группой, не обуславливается равенством правового статуса участников. Наоборот, они находятся в состоянии подчинения, а сами отношения образно можем представить в виде вертикальных. Необходимость отделения в составе предмета предпринимательского права управленческих отношений является очевидной. Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый человек обладает правом на свободное использование собственных возможностей и имущества для предпринимательской и другой не запрещенной действующим законодательством хозяйственной деятельности. Будучи субъективным конституционным правом, право на реализацию предпринимательской деятельности является предоставленной лицу и обеспеченной законом (нормативными актами) мерой возможного поведения, которая направлена на достижение преследуемых субъектом целей. Выражение «мера» с точки зрения субъективного права подчеркивает определенность содержания и рамок дозволенного поведения управомоченного лица.


Право на осуществление хозяйственной деятельности не наделяет субъекта безграничными возможностями. Оно должно реализовываться в пределах, установленных нормативно-правовыми актами, которые содержат не только позитивные правила поведения, но и ряд запретов, которые применяются в этой сфере. Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется по различным направлениям. Необходимость подобного регулирования обусловливается тем, что в ходе осуществления деятельности происходит столкновение частных интересов хозяйствующих субъектов и публичных интересов общества в целом. Данные интересы должны быть урегулированы и не входить в конфликт друг с другом. Достичь баланса интересов можно различными методами и способами, которые мы рассмотрим далее. Следовательно, государство для реализации публичных интересов общества оказывает влияние на субъекты, которые осуществляющих хозяйственную деятельность, регулируя ее различными приемами и с использованием разных форм. Создающиеся при государственном регулировании экономической деятельности отношения, являются неотъемлемой частью предмета предпринимательского права.

4) В свой состав предмет предпринимательского права включает и четвертую группа общественных отношений. Речь идет о внутрихозяйственных отношениях. Субъектами таких отношений являются, в частности, различные структурные подразделения организаций, которые взаимодействуют как между собой, так и с организацией в целом. Внутрихозяйственные отношения неоднородны.

Так, в структуре внутрихозяйственных отношений выделяют отношения:

- внутрикорпоративные, базирующиеся на факте участия лица в организации;

- членские, которые вытекают из участия в хозяйствующих субъектах, базирующихся на членстве (производственный кооператив), и, соответственно, предусматривающие личное участие в процессе управления делами хозяйствующего субъекта[4]. Зачастую подобные отношения носят управленческий характер, так как образуются в ходе самоорганизации и самоуправления в коммерческих учреждениях.

Взаимоотношения структурных отделов, участников, членов хозяйствующих субъектов регулируются, кроме законодательства, существенным массивом локальных нормативных актов, которые выступают составным элементом источников предпринимательского права. Изучив группы общественных отношений, которые составляют предмет предпринимательского права, можем прийти к выводу о том, что все они обладают общее стержневым началом - так или иначе формируются в связи с ведением хозяйственной деятельности. Осуществление предпринимательской деятельности, ее обслуживание и регулирование - вот то общественное поле, в рамках которого мы можем говорить о едином предмете такой отрасли, как предпринимательское право.


Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие, отношения, отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности, а также внутрихозяйственные отношения. Как известно, отрасли права разграничиваются не только по предмету, но и по методу правового регулирования. Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью.

Как правило, каждая отрасль предполагает лишь специфичные юридические средства воздействия на определенный вид общественных отношений. Однако в ряде случаев отрасли права регулируют не только типичные для них общественные отношения, но и отношения, так или иначе связанные с ними. Тогда и метод правового регулирования включает юридические средства, характерные не только для данной отрасли, но и для других отраслей права. Кроме того, в сложных отраслях, к которым, вне всякого сомнения, относится предпринимательское право, обычно используется не один, а сочетание нескольких методов правового регулирования.

В общетеоретическом плане метод правового регулирования общественных отношений определяется с учетом следующих компонентов:

- порядок установления прав и юридических обязанностей;

- степень определенности предоставленных прав и автономности действий их субъектов;

- подбор юридических фактов, влекущих правоотношения;

- характер правового положения сторон в правоотношениях, в которых реализуются нормы, а также распределение прав и обязанностей между субъектами;

- пути и средства обеспечения субъективных прав.

Исходя из специфики предмета предпринимательского права законодательство в некоторых случаях предусматривает установление прав и обязанностей в силу заключенного договора, в других случаях - в связи с актом применения права (предписание антимонопольного органа), в третьем случае права и обязанности прямо вытекают из закона (обязательная государственная регистрация). Нормы предпринимательского права могут предоставлять возможность более или менее самостоятельно решать вопрос об объеме прав и обязанностей (диспозитивные нормы), могут носить рекомендательный характер, а могут исчерпывающе определить объем субъективного права или обязанности (императивные нормы).