Файл: Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг (Понятие и законодательное регулирование качества продукции, работ, услуг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Ответственность за нарушение условия о качестве товаров, работ, услуг

Ответственность продавца за ненадлежащее качество товаров во многом будет зависеть от того, имеется ли договорная гарантия качества товара. По общему правилу (т.е. при наличии законной гарантии) продавец отвечает за недостатки товаров, если покупатель докажет, что недостатки возникли до момента перехода риска случайной гибели или случайной порчи на покупателя или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товаров, на которые продавцом предоставлена гарантия качества (договорная гарантия), он отвечает за недостатки товаров, если не сумеет доказать, что они возникли после их передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товарами или их хранения, а также действий третьих лиц или непреодолимой силы (ст. 476 ГК).

Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;

2) соразмерного уменьшения покупной цены;

3) замены на товар надлежащего качества аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

В отношении технически сложного и дорогостоящего товара эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков;

4) расторжения договора. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.

Сроки исполнения указанных требований продавцом определяются в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

5) полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований покупателя.

При отказе продавца передать товар покупатель вправе отказаться от исполнения договора.

Можно привести пример судебного решения, в котором суд не признал вины продавца

Так, покупателем был заключен договор купли-продажи мягкой мебели «Оазис» из ткани, выбранной из рекомендованных образцов. После доставки мебели выяснилось, что диван не соответствует образцу, представленному в каталоге, а именно: подушки дивана имеют заломы, не соответствуют округлой форме, как у образца; декоративная деревянная балка дивана, в отличие от образца, выполнена с разрывом и т.д. Покупатель обратился в суд с иском о взыскании с ответчика в счет возмещения ущерба по стоимости мебели неустойки за просрочку исполнения требований потребителя и др.


В экспертном заключении ОАО «Московское городское бюро товарных экспертиз» указано, что приобретенная истицей по договору купли-продажи мебель полностью соответствует стандартам качества. В соответствии с чем суд определил, что согласно ст. 18 Федерального закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. По правилам п. 4 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Соответственно, суд обоснованно пришел к выводу о том, что приобретенная по договору купли-продажи мебель имеет индивидуальные свойства, определенные ею при заказе товара по каталогу, и полностью соответствует стандартам качества, а потому отказал в удовлетворении иска.

В случае, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты товара, не исполняет обязанность по его передаче в установленный договором срок, покупатель вправе требовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом. При этом с указанной суммы продавец уплачивает проценты в порядке, определяемом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Правилами продажи товаров по образцам N 918 покупатель должен передать продавцу требования в письменном виде, связанные с расторжением договора, устранением нарушений его условий, недостатками товара, возмещением убытков, с приложением необходимых документов, обосновывающих эти требования (документ, удостоверяющий факт покупки в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки или сроки годности (службы), технический паспорт или иной заменяющий его документ, гарантийный талон, а также документы, подтверждающие недостатки товара и убытки, причиненные покупателю в связи с ненадлежащим качеством товара).

В своем решении Верховный Суд РФ определил, что данная норма Правил N 918 «возлагает на покупателя обязанность, не предусмотренную федеральным законом, лишает его во всех без исключения случаях возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта предъявления им требований, обусловленных ненадлежащим выполнением продавцом своих обязательств, что не соответствует ст. 14, 475, 477, 480, 482 ГК РФ и Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей», ухудшает правовое положение покупателя (потребителя) по сравнению с установленными этими законодательными актами правилами»


В связи с этим необходимо ориентироваться на положения Закона, который указывает, что отсутствие у покупателя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

До передачи товара покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора.

Конечно, одной продажей товаров в среде Интернет отношения не ограничиваются, как было уже сказано в первой главе, электронная предпринимательская деятельность связана и с предоставлением услуг в данной среде.

Заключение

Большая часть договоров, заключаемых с потребителями, в первую очередь договоров купли-продажи, заключается в устной форме, поскольку исполняется либо в момент заключения сделки, либо в течение незначительного промежутка времени после заключения договора, что также позволяет говорить о том, что они исполняются при их совершении (это в соответствии с п. 2 ст. 159 ГК позволяет заключать эти сделки в устной форме). Говорить о согласовании условий договора в отношении качества товара или услуги (работы) в данном случае сложно, поскольку затрудняется процесс доказывания данного факта. Поэтому законодатель установил, что помимо договора источником определения требований к качеству товара или услуги (работы) может служить и обычая, требования к качеству товара определяются либо договором, либо обычаем, при этом за договором однозначно признается приоритет. Это означает, что в тех случаях, когда товар обычно предназначается для одних целей, но в договоре указано иное, применению подлежат условия договора

Однако, потребитель вправе потребовать изменения или расторжения договора, если его условия отличаются в худшую для потребителя сторону от являющихся обычными для подобных сделок. Понятие «целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется» не расшифровывается, поэтому в некоторых случаях возможно различное понимание того, для каких целей товар обычно используется. Безусловно, никто не будет требовать от утюга трансляции телепрограмм, но в отношении сложных товаров, сочетающих в себе свойства, присущие различным видам товаров (например, мобильные телефоны, карманные компьютеры), возможны столкновения позиций. В таких случаях необходимо привлечение эксперта, который может дать заключение, является ли та или иная функция обычной для того или иного товара.


Законодательство о защите прав потребителей (ст. 4) обязывает продавца (исполнителя) передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В случае нарушения указанных правил речь идет о продаже товара или оказании услуги ненадлежащего качества.

Список использованной литературы

Нормативно- правовые акты

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 13. - Ст. 1110.
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 2011.
  3. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Российская газета. – 2011.
  4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ// Российская газета. - 2012
  5. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 ФЗ// Правовая система Консультант Плюс

Научная литература

  1. Богдан В.В., Урда М.Н. Судебная «защита» прав потребителей: отдельные проблемы правоприменительной практики // Арбитражный и гражданский процесс. 2014. N 3. С. 32 - 36.
  2. Бугаенко Н.В., Кратенко М.В. Судебная практика по гражданским делам. Споры о защите прав потребителей: научно-практическое пособие. М.: Юстицинформ, 2013. 392 с.
  3. Данилишев Р.А. Актуальные вопросы защиты прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) // Арбитражный и гражданский процесс. 2016. N 5. С. 27 - 29.
  4. Кирилловых А.А. Защита прав потребителей: вопросы правового регулирования. М.: Деловой двор, 2012. 304 с.
  5. Кратенко М.В. Защита прав потребителей услуг: справочник. М.: Проспект, 2010. 224 с.
  6. Кратенко М.В. Иски в защиту прав неопределенного круга потребителей: к вопросу об оспаривании «общих условий» договора // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 4. С. 69 - 79.
  7. Андреев М. Основы предпринимательской деятельности. – М., 2014. – 618 с.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М., Юрайт, 2015. – 754 с.

  1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков М., ИНФРА-М, 2015. – 914 с.
  2. Мандрица В. Российское предпринимательское право. – Рн/Д, 2015. – 418 с.
  3. Панова А.С. Роль договора поставки в правовом обеспечении качества и безопасности товаров // Законодательство и экономика. 2016. N 5. С. 26 - 33.
  4. Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право.- М.: Юстицинформ, 2014. 402 с.
  5. Митяй Е.Д., Каменева З.В. Развитие способов защиты прав потребителей финансовых услуг в современных условиях // Современный юрист. 2015. N 4. С. 35 - 48.
  6. Синцов Г.В. О проблемах определения подсудности при подаче мировым судьям исковых заявлений о защите прав потребителей, включающих в себя требования о расторжении договора // Мировой судья. 2014. N 12. С. 12 - 16.

Материалы судебной практики

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 07.05.2013 по делу N 33-2273/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 22 мая 2014 г. по делу N 33-5137/14 // СПС «КонсультантПлюс».

  1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», принятого 28 июня 2012 г.
  1. Мандрица В. Российское предпринимательское право. – Рн/Д, 2015. – С. 121.

  2. Мандрица В. Российское предпринимательское право. – Рн/Д, 2015. – С. 124.

  3. Бугаенко Н.В., Кратенко М.В. Судебная практика по гражданским делам. Споры о защите прав потребителей: научно-практическое пособие. М.: Юстицинформ, 2013. – С. 79.

  4. Панова А.С. Роль договора поставки в правовом обеспечении качества и безопасности товаров // Законодательство и экономика. 2016. N 5. С. 26.

  5. Панова А.С. Роль договора поставки в правовом обеспечении качества и безопасности товаров // Законодательство и экономика. 2016. N 5. С. 26.