Файл: Страхование и его государственное регулирование в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, признаки страхования определяют основные моменты в отношениях субъектов при осуществлении страховой деятельности – это отношения по причине компенсации наносимого неблагоприятного ущерба путем его выравнивания между участниками страхования, при помощи формирования и использования целевого фонда [21, c. 24].

По мере развития рыночных отношений изменяется экономическая система государства, следовательно, и роль страхования, чтобы отвечать современным требованиям по стабильному развитию производства в обществе, также оставаясь востребованным средством защиты имущественных интересов граждан и бизнеса.

1.2. Законодательно-нормативное регулирование страховой деятельности в России

В Российской Федерации сложилась трехступенчатая система регулирования страхового рынка.

Первая ступень регулирования страховой деятельности в РФ – это Гражданский Кодекс Российской Федерации (глава 48 «Страхование»), некоторые законы и правовые акты, имеющие статус кодекса. Гражданско-правовые основы регулирования страховой деятельности в РФ играют значительно более важную роль в страховании, нежели в любой иной сфере бизнеса.

Вторая ступень регулирования страховой деятельности в РФ включает в себя специальные законы по страховому делу. Важнейшим в группе специальных законодательных актов является Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (изм. от 26.07.2017).

Третья ступень регулирования страховой деятельности в РФ содержит нормативные акты министерств и ведомств по страховому делу. В системе законодательства, регулирующего деятельность страховщиков, особое место занимает система подзаконных актов и ведомственных нормативных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти, в том числе указания и рекомендации по различным вопросам страхования, принятые Банком России.

В 2013 г. полномочия по осуществлению страхового надзора, а также по регулированию страхового рынка были переданы Банку России.

Осуществление надзора включает в себя несколько элементов:

1) лицензирование страховой деятельности (деятельности страховых организаций, обществ взаимного страхования и страховых брокеров);


2) контроль за соблюдением страхового законодательства, как в связи с обязанностью поддерживать уровень финансовой устойчивости, так и в связи с обязанностью соблюдать права и законные интересы страхователей, выгодоприобретателей и иных заинтересованных лиц;

3) применение мер принуждения к субъектам страхового дела, принятие решений, направленных на минимизацию последствий их несостоятельности.

В соответствии со ст. 32 Закона об организации страхового дела лицензия выдается страховой организации на осуществление:

  • добровольного страхования жизни;
  • добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни;
  • добровольного имущественного страхования;
  • видов страхования, осуществление которых предусмотрено федеральными законами о конкретном виде обязательного страхования;
  • перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате.

Закон об организации страхового дела (ст.32.3) устанавливает основания для отказа в выдаче лицензии субъекту страхового дела.

Основное направление надзора за осуществлением страховой деятельности – обеспечение финансовой устойчивости.

В соответствии со ст. 25 Закона об организации страхового дела гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика являются: экономически обоснованные страховые тарифы; сформированные страховые резервы; средства страховых резервов, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства (капитал); перестрахование. В литературе делается также вывод, что основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также системы перестрахования [19].

Страховые тарифы, представляющие собой основу формирования оплаты страховых услуг, страховых премий, могут иметь значение для обеспечения финансовой устойчивости только в обязательных видах страхования, т.е. там, где они в меньшей степени зависят от субъекта страхового дела. В остальных случаях страховой тариф зависит от рентабельности страхового бизнеса конкретного субъекта страхового дела и его конкурентной позиции. Более существенное значение для обеспечения финансовой устойчивости страховщика представляет собой собственные средства (капитал) страховщиков.

Законом и нормативными актами Банка России установлены два норматива, ограничивающие риск, принимаемый страховщиком и зависящий от собственных средств.


В п. 11 Указания Банка России от 28.07.2015 № 3743- У «О порядке расчета страховой организацией нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств» [17]определено соотношение величины заемных средств страховщика (привлеченные кредиты и займы, в том числе совершенные путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) к собственным средствам (капиталу) страховщика, которое не должно превышать 60%.

Указанием Банка России от 28 июля 2015 г. N 3743-У «О порядке расчета страховой организацией нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств [16] определен порядок расчета страховой организацией нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств.

Банк России применительно к собственным средствам страховщиков устанавливает:

  • перечень разрешенных для инвестирования активов;
  • порядок инвестирования собственных средств (капитала);
  • порядок расчета страховой организацией нормативного соотношения
  • собственных средств (капитала) и принятых обязательств.

Наиболее существенную роль с точки зрения обеспечения финансовой устойчивости играют страховые резервы, которые представляют собой:

1) основанную на актуальной оценке величину страховых обязательств, выраженную в денежной сумме;

2) активы, в которые инвестированы страховые резервы.

Главный источник формирования страховых резервов – страховые премии, получаемые страховщиком. Однако на формирование страховых резервов могут быть направлены и иные доходы от деятельности страховщика и доходы от инвестирования средств страховых резервов. Данные денежные фонды носят целевой характер.

Правила формирования страховых резервов определены приказом Минфина РФ от 11 июня 2002 г. N 51н «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни». Порядок размещения средств страховых резервов определяется Указанием Банка России от 16.11.2014 № 3444-У «О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов». Данным указанием определяются не только виды активов, в которых могут быть замещены средства страховых резервов, но и предельная величина каждого вида актива в общей структуре активов.

Общий принцип инвестирования определен законом и гласит, что страховщик обязан инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов на условиях диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности. Основное ограничение, связанное с инвестированием средств страховых резервов, состоит в том, что эти средства не могут быть инвестированы в векселя юридических лиц, физических лиц, за счет этих средств не могут выдаваться займы.


Закон об организации страхового дела предусматривает, что для некоторых видов страхования должен применяться дополнительный механизм обеспечения финансовой устойчивости.

Требования, предъявляемые к субъектам страхового дела, связанные с их финансовой устойчивостью, контролируются Банком России на основании отчетности, а также в ходе проведения проверок. При нарушении субъектами страхового дела требований по финансовой устойчивости к ним применяются меры, предусмотренные Законом об организации страхового дела; при нарушении правил составления, представления и публикации отчетности, представления недостоверной отчетности – санкции, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (КоАП), если в отношении субъекта не применена такая мера воздействия как предписание.

Правильное формирование страховых резервов важно для страховых организаций.

Каждая страховая организация имеет свои особенности и в зависимости от этого ею применяются определенные стандарты международной финансовой отчетности (перечень действующих стандартов опубликован на сайте Министерства финансов Российской Федерации).

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (изм. от 03.07.2016 N 262-ФЗ) российские страховые организации обязаны, начиная с отчетности за 2012 год, составлять, предоставлять собственникам и регулирующему органу исполнительной власти (Федеральной службе по финансовым рынкам), а также публиковать отчетность в соответствии с требованиями МСФО.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) выпустила Методические рекомендации по составлению страховыми организациями консолидированной финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Методические рекомендации не являются нормативным актом и носят рекомендательный характер.

В 2017 г. в России насчитывается 364 компании, имеющих лицензии на осуществление деятельности в области страхования [27], что на 12 компаний меньше, чем в 2016 г.

При этом только 98 российских страховых организации вошли в рейтинг надежности страховых компаний по версии национального рейтингового агентства «Эксперт РА» в 2016 году. Из них 68 имеют рейтинг категории «А++», «А+», «А» и 19 – категории «В++» и «В+» [26].

Методические рекомендации по составлению страховыми организациями отчетности по МСФО, разработанные Федеральной службой по финансовым рынкам [11], содержат все основные аспекты подготовки отчетности: рекомендуемые формы отчетности, порядок отражения в соответствии с МСФО активов и обязательств, доходов и расходов, методы расчета страховых резервов и оценки их достаточности, примеры анализа страховых рисков. Однако эти рекомендации вышли слишком поздно (21 марта, а срок сдачи отчетности в ФСФР – до 1 мая), чтобы страховые компании могли полноценно ими воспользоваться.


С переходом на МСФО можно определить реальную рентабельность страхового бизнеса за счет более полной реализации принципа соответствия по времени полученных доходов и расходов, более точных расчетов страховых резервов. Наличие в отчетности по МСФО анализа доходов и расходов по видам страхования и анализа рисков будет способствовать повышению эффективности стратегического управления страховыми компаниями.

2. Государственное регулирование создания,реорганизации и ликвидации страховщика в РФ

2.1. Государственное регулирование создания страховщика в РФ

Уставный капитал страховых организаций является одним из условий обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности. Законодательство РФ предъявляет к страховщикам особые требования в связи с тем, что их деятельность связана, помимо непосредственного заключения договоров страхования, с осуществлением выплат по таким договорам. Статья 25 закона «Об организации страхового дела» устанавливает не только минимальный размер уставного капитала, но и правила его оплаты.

Страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, который не должен быть ниже установленного минимального порога. Таким образом, ограничивается возможность уменьшения уставного капитала в процессе деятельности страховой организации. Более того, одной из мер установления стабильности страховщиков является запрет на использование заемных средств при оплате уставного капитала.

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом «О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 30.12.2015 N 432-ФЗ, и теперь все страховщики подчиняются единым требованиям, согласно которым базовая ставка в размере 120 млн. руб. умножается на 1, 2 или 4 в зависимости от вида страхования (п. 3 ст. 25 Закона № 4015-1).