Файл: «Закон и подзаконные нормативно-правовые акты».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 2.ВИДЫ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ

Понятие нормативно – правового акта охватывает все многообразие правовых норм, регулирующих бесчисленные социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты, найти четкие критерии этой классификации и сделать ее удобной для научного и практического употребления.

Нормативно – правовые акты принято классифицировать по различным основаниям: по юридической силе, по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

В зависимости от правового положения субъектов правотворчества нормативно – правовые акты разделяют на:

-нормативно – правовые акты государственных органов;

-нормативные акты общественных объединений;

- совместные акты;

- нормативные акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости от сферы действия нормативные акты подразделяются на:

-общефедеральные;

-акты субъектов Федерации;

-акты органов местного самоуправления;

-корпоративные акты

Так же в зависимости от срока действия нормативно - правовые акты бывают:

-неопределенного длительного действия;

-временные.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон- это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Подзаконный акт- это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.[3]

Юридическая сила является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих органов обладают более высокой юридической силой, чем нормативные акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемыми вышестоящими правотворческими органами.

Деление нормативно- правовых актов по содержанию носит условный характер. Это объясняется тем, что не во всех нормативно – правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Например, в уголовном, трудовом законодательстве содержатся нормы только одной отрасли права, в то время как действуют и комплексные акты, то есть включают нормы различных отраслей права, примером может служить хозяйственное, военное морское законодательство.


По объему и характеру действия выделяют:

  1. Акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений на данной территории
  2. Акты ограниченного действия, то есть распространяющихся только на часть территории или на определенный контингент лиц
  3. Акты исключительного (чрезвычайного действия) Их регулятивные возможности реализуются только при наступлении определенных обстоятельств.

Нормативно-правовые акты так же разделяют на акты законодательной власти (законы), исполнительной власти (подзаконные акты) и судебной (юрисдикционные акты общего характера).

Вообще, можно выделить наиболее важные критерии, по которым непосредственно или по их сочетанию выделяются виды нормативно – правовых актов. Это следующие критерии: содержание нормативно-правового акта, процедура его принятия. Орган, принимающий акт, круг лиц, на которое распространяется действие, пространство и время, которое охватывается действием акта, утрата юридического значения, внутренняя структура, организационные этапы и ряд других критериев.

По содержанию, органу и процедуре принятия выделяется, прежде всего, такой вид нормативно-правового акта, как закон. Законы, в свою очередь, бывают нескольких видов.

§ 3.ВИДЫ ЗАКОНОВ

Закон- это нормативно - правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической и регулирующий наиболее важные общественные отношения.[4]

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном – как синоним всех источников права, в формальном смысле - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Закону посвящались, и посвящаются многие научные труды, даже пословицы.

Закон как любой нормативно – правовой акт обладает некими признаками:

  • Принимается только органом законодательной власти или референдумом
  • Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентом палат Федерального Собрания РФ
  • Обладает высшей юридической силой, все иные акты «ниже» закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему противоречить
  • Не только регулирует наиболее важные общественные отношения, но и устанавливает принципиальные положения правового регулирования.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативно – правовых актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго определенном порядке.

Законы многообразны, поэтому нуждаются в квалификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которых они действуют и т.д.

Одно из оснований разделения законов – по юридической силе:

1)Конституция - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства.

2)федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотрены Конституцией (о судебной системе, о Правительстве РФ и др.)

3)федеральные законы – акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально – экономической, политической и духовной жизни общества. (Семейный кодекс РФ, Закон об Образовании).

4)законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.

Так же законы классифицируют по следующим основаниям:

По субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом).

По предмету правового регулирования (конституционные, административные, уголовные)

По характеру (материальные законы или процессуальные)

По сроку действия (постоянные законы или временные, чрезвычайные)

По сферам действия (общефедеральные и региональные)

По степени систематизации (обычные, кодификационные)

По содержанию (экономические, бюджетно-налоговые, политические).

Конституция, как основополагающий учредительный юридический акт страны – это основной, «заглавный» закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы человека и гражданина.

В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Она состоит из преамбулы, 137 статей, девяти глав и двух разделов.

Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление, учреждение. В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.

Первой писаной конституцией (т. е единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую до сих пор.


Конституцию как нормативно – правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:[5]

  • Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени кого она принимается
  • Учредительный, первичный характер конституционных установлений
  • Всеохватывающий характер конституционной регламентации, те есть сфер общественных отношений
  • Особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесение поправок, специфические формы охраны

Законы в демократическом государстве должна занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности и крепкого правопорядка.

Не меньшее значение в системе нормативно – правовых актов занимают подзаконные акты.

§4.ВИДЫ ПОДЗАКОННЫХ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ.

Подзаконный нормативный правовой акт - это разновидность нормативного правового акта, издаваемый полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.

Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы означает, что все другие нормативные акты иного юридического качества-все они находятся «под» законом, то есть являются подзаконными.

Однако законность нормативных актов не означает их меньшую юридическую обязательность; они обладают необходимой юридической силой, но она не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов.

Подзаконные нормативные акты призваны обеспечивать конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений, и поэтому занимают важное место во всей системе нормативного регулирования.

Основными признаками подзаконного акта принято выделять:

1)Они основываются на положениях законов и не должны им противоречить;

2)Им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом;

3)Подзаконные акты быстрее и более оперативно реагируют на изменение жизненной обстановки;

4)Им присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну группу;

5)Обладают меньшей юридической силой по сравнению с законом.


Множественность органов, наделенных правом принимать подзаконные акты, приводит к тому, что система таких актов является очень сложной, многообразной; она подразделяется на четыре больших массива: федеральные акты, акты субъектов РФ, акты местного самоуправления и локальные акты организаций, учреждений, предприятий.

Итак, виды подзаконных нормативных актов.

Наиболее важными подзаконными нормативными юридическими актами в Российской Федерации являются:

  • Указы (и распоряжения) Президента РФ, изданные в пределах его компетенции (ст. 83-90). Они обязательны для исполнения на всей территории России. Не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст.83 Конституции). Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Во многом благодаря указам Президент реализует полномочия и элементы своего правового статуса. Президент РФ весьма активно нормативные указы по широкому кругу вопросов, им принимались указы по вопросам налогового законодательства, борьбы с преступностью и многое другое. Например, Указ Президента РФ от 29.10.2008 №1535 «О присвоении дипломатических рангов». Распоряжения - это вторые по значимости акты главы государства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам. Акты главы государства публикуются в официальных изданиях.
  • Постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие важное значение издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны для исполнения. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов Российской Федерации, а так же Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства и подлежат опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия. Большая нормотворческая работа Правительства РФ осуществляется по собственной инициативе. Всего же ежегодно оно принимает около тысячи нормативно – правовых актов по вопросам политики, образования науки. Охраны
  • правопорядка, прав и свобод человека.
  • В системе подзаконных актов весьма велик удельный вес ведомственных нормативных актов, принимаемых федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти. Акты эти издаются на основе федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. По сфере действия нормативные ведомственные акты разделяют на два вида: акты, которые подлежат исполнению только органами, учреждениями соответствующей отрасли экономики, управления; общеобязательные акты, которые носят межведомственный характер и распространяют свое действие на граждан и учреждения. Правом издания таких актов обладают министерства финансов, образования. Примером общеобязательного акта может служить письмо Минобразования России от 14.07.2001 «Об организации выезда несовершеннолетних граждан Российской Федерации на отдых, лечение или обучение», которое является обязательным для исполнения гражданами, образовательными учреждениями, независимо от их организационно-правовых форм.