Файл: «Закон и подзаконные нормативно-правовые акты».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы не принимались акты, нарушающие права и свободы человека и гражданина, все общеобязательные нормативно – правовые акты подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Чаще всего такие акты принимаются в форме приказов, инструкций, указаний, писем.

Кроме актов федеральных органов представительной и исполнительной ветвей власти, подзаконные акты издаются и на уровне субъектов федерации.

  • Решения и постановления региональных органов государственной власти. В соответствии с Конституцией России органы власти, находящиеся в составе Российской Федерации краев, областей и других субъектов наделены широкими полномочиями в сфере правотворчества. Например, все края и области получили право принимать уставы края и области, которыми определяется правовой статус этих субъектов федерации. Кроме того. Многие отрасли законодательства (административное, жилищное, земельное, водное и др.) отнесены к сфере совместного ведения федерации и субъектов.
  • Нормативные акты муниципальных органов.

Нормативные акты региональных и муниципальных органов - ограниченно-общие, то есть в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц, но в пространственно-ограниченных рамках, в пределах данной территории-региона, города, района.

  • Корпоративные нормативные акты. Издаются организациями для регламентации внутренних вопросов и распространяются на членов этой организации. Они регулируют разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности компаний. Например, вопросы использования финансовых средств, кадровые вопросы. Примером корпоративного акта можно назвать Устав ФГОУ ВПО «РГУТИС».

Таким образом, можно сказать, что законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь, подразделяющиеся на соответствующие виды.

Для того, чтобы работа с нормативно – правовыми актами была эффективной, применяется систематизация.

§5. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ.

Систематизация действующих нормативно – правовых актов в современном цивилизованном государстве является весьма сложной вследствие как значительного числа органов, принимающих такие акты, так и множественности актов, издающихся правотворческими органами. Кроме того, система нормативно – правовых актов подвержена быстрым изменениям. Некоторые нормативные акты дополняются новыми предписаниями, другие изменяются, а третьи признаются утратившими силу полностью или частично.


Чтобы в массе действующих и изменяющихся нормативно – правовых актов российского права быстро находить нужные нормы государственные органы, предприятия вынуждены заниматься работой по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему. Такая деятельность охватывается понятием систематизации нормативно – правовых актов.

Систематизация законодательства необходима, прежде всего, для его развития. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве.

Так же систематизация обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований и конечно обучения студентов.

В разные исторические периоды жизни государства потребность систематизации бывает различной. Она необходима, когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно – правового материала, когда действует большой количество нормативных актов, часто перекрывающих друг друга, устаревших. В условиях же существенной ломки, революционных преобразований правовой системы, когда по сути дела создается новая общественно-экономическая система, систематизация отходит на второй план.

Обычно в теории систематизации законодательства включаются четыре самостоятельные формы правовой деятельности:

1)Сбор государственными органами, фирмами действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе (учет нормативно – правовых актов).

2)Подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация).

3)Подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация).

4)подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация).

Об этих формах подробнее пойдет речь ниже.

Учет нормативных актов.

Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами и организациями для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях.


Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющую находить нужную правовую информацию.

Учет бывает трех видов: журнальный, картотечный и автоматизированный. Журнальный учет, то есть фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах. Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно – предметному принципам. Хронологический принцип означает, что нормативно – правовые акты регистрируются по датам их принятия. При предметно-алфавитной регистрации акты фиксируются по предметным рубрикам в алфавитном порядке. Тематико-предметная форма учета осуществляется тогда, когда рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего законодательства на определенные отрасли.

Картотечный учет – это создание разного рода карточек, расположенных по определенной системе. На карточках картотеки могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта, либо его полный текст.

В наше время все более активно используется автоматизированный учет на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики. И это вполне закономерно: такой вид имеет несомненные преимущества в оперативности получения информации, в ее качестве (можно сразу напечатать и оттиражировать). Кроме того, в компьютерные системы можно заложить практически безграничный объем правовой информации. Кроме того, создан ряд коммерческих автоматизированных информационно – поисковых систем законодательства, например Гарант и Консультант-Плюс.

Инкорпорация.

Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно – правовых актов в определенном порядке без изменения их содержания. В результате инкорпорации происходит внешняя обработка законодательства, то есть нормативно – правовые акты располагаются в алфавитном, хронологическом или предметном порядке.

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (Министерство юстиции), не имеющий полномочие отменять или изменять правовые нормы.

Инкорпорация бывает официальной и неофициальной.

При официальной инкорпорации происходит систематизация правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно – правовых актов. Эти сборники имеют официальный характер, на них можно ссылаться при правоприменительной или правотворческой деятельности.

Официальная инкорпорация бывает двух видов: предметная и хронологическая. При хронологической инкорпорации систематизация происходит по времени опубликования и вступления в силу нормативно – правового акта. В хронологическом порядке издается, например «Собрание актов Президента и Правительства РФ.


Предметная инкорпорация предполагает упорядочение нормативных актов по предметному признаку, по отраслям права. Их институтам, сфере государственной деятельности.

Неофициальная инкорпорация производится организациями, коммерческими издательствами, учебными заведениями, то есть субъектами, не имеющими на то специальных полномочий правотворческих органов. К этому виду относятся сборники трудового или жилищного законодательства, различные справочники. Такие сборники носят неофициальный характер, на них нельзя ссылаться.

Теоретики права выделяют так же официозную инкорпорацию (полуофициальную) – это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органам, причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание, поэтому тексты, содержащиеся в нем, не приобретают официальный характер.

Консолидация.

Консолидация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт. Так преодолевается множественность нормативных актов. Новый укрупненный акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, так как заново принимается правотворческим органом и имеет собственные реквизиты. Все нормативные установления раннее принятых актов объединяются в новом акте без изменения.

Мировая практика принятия укрупненных актов весьма обширна, в Англии, например, издаются десятки такого рода актов, объединяющих акты парламента по одному и тому же предмету регулирования за все время его существования.

Кодификация.

Деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта (кодекса, устава, положения) – кодификация.[6]

В Российской Федерации, как и в других членах семьи романо-германского права, кодификация находит весьма широкое применение. Достаточно сказать, что все отрасли права в России имеют свои кодексы.

Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (перерабатываются нормы какого-либо правового института).

Кодификацией имеют право заниматься только специальные органы; в результате такой систематизации появляется новый нормативный акт- кодекс; и кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. В качестве примера можно привести Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Устав Центробанка РФ. Положение о Верховном Суде РФ.


Глава II ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ.

§1.ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ.

Для более эффективного применения нормативно – правового акты необходимо ответить на три основных вопроса: 1)С какого времени, и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени); 2)На какую территорию он распространяет свое влияние (действие в пространстве); 3)Каковы его адресаты, то есть действие по кругу лиц.

Итак, принятый правотворческим органом нормативно – правовой акт начинает действовать не сразу, а лишь после того, как он вступит в силу.

Вступление нормативного акта в силу определяется:

1)датой, указанной в самом акте;

2)если дата не указана, то действуют общие правила для данного вида нормативных актов, установленные законом или другим актом.

Согласно Закону РФ от 25.05.94 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» законы вступают в силу через десять дней после их опубликования. А Законы о поправках вступают в силу со дня их опубликования.

Согласно указу Президента РФ от 23.05.94 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные акты Президенты РФ вступают в силу на всей территории России по истечении семи дней после их официального опубликования.

Иные акты Президента РФ, в том числе акты, имеющую государственную тайную, вступают со дня их опубликования.

Нормативные акты федеральных органов исполнительных актов (министерств, комитетов) межведомственного характера после регистрации в Министерстве Юстиции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их публикации на всей территории России.

Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые на места, вступают в силу с момента получения их адресатом.

При вступлении в силу нормативно – правовых актов действует принцип, по которому нормы права не имеют обратной силы. Это значит, что права реализуются только в отношениях, возникших после их вступления в силу. Отношения, существовавшие раннее, регулируются теми нормами, на основе и в соответствии которых эти нормы возникли. Принцип обратной силы нормативно-правового акта имеет два исключения: обратная сила всегда придается нормам уголовного и административного права, устраняющим или смягчающим ответственность. И обратная сила может быть придана новому закону самим законодателем.