Файл: Разработка финансовой части Бизнес-плана предприятия (Цели и задачи финансового планирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли;

- экономические нормативы, устанавливаемые государством СТАВКИналогообложения, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, норма амортизационных отчислений по основным фондам, учетная ставка банковского процента, устанавливаемая Банком России и др.).

Разработанный на основе этих данных финансовый план служит для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования.[5]

Для планирования финансовых показателей и составления финансовых планов используют методы:

1. Нормативный;

2. Расчетно-аналитический;

3. Балансовый;

4. Оптимизации плановых решений;

5. Экономико-математическое моделирование.

Нормативный метод является наиболее простым методом расчета плановых финансовых показателей. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель. В финансовом планировании используют общегосударственные, местные (региональные), отраслевые нормативы и нормативы предприятия.

Расчетно-аналитический метод применяют тогда, когда нормативы отсутствуют. В этом случае анализируют достигнутое в базисном периоде значение конкретного финансового показателя, определяют индекс его изменений в плановом периоде и рассчитывают плановое его значение. В основе расчетно-аналитического метода лежит экспертная оценка тенденций поведения, динамики и взаимосвязи финансовых показателей в планируемом периоде. [18]

Особенно широко применяют балансовый метод. При этом путем построения балансов увязывают потребность в финансовых ресурсах и источники их формирования. Большинство финансовых планов составляют в виде различных форм балансов.

Метод оптимизации плановых решений состоит в определении нескольких возможных вариантов плановых расчетов и выборе по определенному критерию оптимального варианта. Наиболее часто этот метод применяют при выборе вариантов инвестиций, планировании капитальных вложений.

Метод экономико-математического моделирования состоит в определении количественного выражения взаимосвязи финансовых показателей и влияющих на него факторов. Экономико-математическая модель представляет собой математическое описание закономерности изменения конкретного экономического показателя при изменении основных факторов.

Внутрифирменные текущие финансовые планы называются бюджетами. В общем виде бюджет предприятия - это смета доходов и расходов всех подразделений и служб фирмы. Составляют бюджет предприятия по данным расчетов плановых доходов от всех направлений деятельности предприятия, а также смет затрат на текущий год. На основании помесячных расчетов выручки от реализации, себестоимости реализованной продукции, прочих операционных доходов и расходов составляют План доходов и расходов предприятия по операционной деятельности. Затем составляют план финансовых результатов от обычной деятельности предприятия, где показывают планируемую общую прибыль (убыток) предприятия с учетом прибыли (убытка) от реализации основных средств и других необоротных активов финансовых инвестиций, а также прочих доходов и расходов, не связанных с операционной деятельностью. Прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия, распределяют по решению собственников. Для этого используют плановую смету распределения прибыли предприятия, которую по представлению менеджеров собственники утверждают в начале года[4].


При составлении плана денежных поступлений и расходов предприятия используют данные плана доходов и расходов предприятия по операционной деятельности, плана капитальных вложений, расчета плановой суммы финансовых вложений, а также других планов и смет, которые предусматривают движение реальных денег. Все денежные поступления и расходы включаются с поправкой на временной лаг, то есть отражается период, в котором реально поступают и расходуются денежные средства. В план денежных поступлений и расходов предприятия не включают статьи, которые не требуют денежных расходов, в частности амортизационные отчисления. Финансовые менеджеры в соответствии с этим планом должны обеспечить наличие денежных средств для своевременной оплаты всех счетов и расходов.[5]

Важным элементом финансового планирования является налоговое планирование, которое предполагает минимизацию налоговых обязательств в соответствии с действующим законодательством. Налоговое планирование базируется на праве каждого плательщика налогов использовать не запрещенные законом способы, приемы и меры для сокращения уплачиваемых налогов.

2. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1 Способы улучшения финансового планирования на предприятиях

Содержанием стратегии финансового планирования предприятия является определение центров его доходов и расходов. Центр доходов предприятия – это его подразделение, приносящее ему максимальную прибыль.

Центр расходов – это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе.

В западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», то есть 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли.

Финансовый план предприятия – основной инструмент реализации его финансовой политики. В процессе формирования и выполнения финансового плана решаются задачи оптимизации структуры капитала, обеспечения финансовой устойчивости предприятия, повышения его инвестиционной привлекательности для инвесторов и кредиторов.[17]


Управление финансами может быть реактивным или стратегическим. Реактивная система управления состоит в решении задач по мере их возникновения. Эта система, по своему содержанию напоминающая «латание дыр», неэффективна. Однако именно она, к сожалению, является на наших предприятиях преобладающей. Это объясняется сложным финансовым положением, в котором находятся многие предприятия.

Кроме того, затрудняют финансовое планирование неплатежи, то есть наличие у предприятий большой просроченной дебиторской задолженности, а также всё ещё значительный удельный вес не денежных форм расчетов между предприятиями. Доля бартера в расчётах составляет примерно 15%.

С другой стороны, и многие вполне благополучные в финансовом отношении предприятия работают по принципу постоянного, по существу, бессистемного поиска решении «неожиданно» возникающих финансовых проблем.

Стратегическая система финансового планирования предполагает разработку финансовых планов на сравнительно длительный период (минимум на год), но суть её не в периодичности, а в главном принципе подхода к финансовому планированию: оно подчинено решению заранее установленных задач.[5]

При разработке финансового плана должны быть соблюдены общие принципы планирования, сложившиеся как в нашей, так и в зарубежной хозяйственной практике. Являясь документом, с помощью которого регулируется процесс формирования доходов предприятия, поступления и расходования денежных средств, финансовый план одновременно обеспечивает предпосылки для осуществления предпринимательской деятельности и в то же время отражает её результаты. Поэтому непременными принципами финансового планирования должны быть[8]:

-непрерывность (не должно быть периодов, когда предпринимательская деятельность осуществляется без финансового плана);

-гибкость и манёвренность (финансовый план должен быть подчинён задачам достижения определённых стратегических целей, и в то же время должен обладать определённым запасом финансовой прочности для быстрого и эффективного реагирования на изменяющиеся условия предпринимательской деятельности);

-реальность и обоснованность (соответствие возможностям и потребностям предприятия, сбалансированность которых достигается при разработке финансового плана).

Конечно, потребности всегда превышают возможности, но в финансовом плане предусматривается удовлетворение только тех потребностей, для которых имеются реальные возможности. Финансовый план - сбалансированный документ. Сбалансированность проявляется в обеспечении всех направлений расходования источниками финансирования, хотя эти источники могут быть разными: собственными, заёмными, привлечёнными.[5]


Действенность финансового плана, особенно входящих в его состав бюджетов или смет, во многом зависит от соблюдения принципа участия при разработке плана, то есть максимально возможного привлечения к разработке документов финансового плана непосредственных исполнителей, персонала соответствующих подразделений. Финансовый план не должен быть прерогативой только финансовой службы или одного бухгалтера, к разработке отдельных его показателей, входящих в его состав документов, целесообразно привлекать специалистов подразделений, деятельность которых или её результаты находят отражение в плане.[8]

Правительство Российской Федерации предлагает нам для использования бюджетирование - это процесс построения и исполнения бюджета предприятия на основе бюджетов отдельных подразделений. Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделении и всего предприятия необходимо внедрять в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования).

Преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются[19]:

а) помесячное планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, чем ныне действующая система бухгалтерского учёта финансовой отчётности, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи во внебюджетные фонды);

б) в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет предоставлена большая самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;

в) минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволит сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников экономических служб предприятия;

г) бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса

В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия целесообразно создать сквозную систему бюджетов на предприятии, состоящую из следующих функциональных бюджетов:

-бюджет фонда оплаты труда;


-бюджет материальных затрат;

-бюджет потребления энергии;

-бюджет амортизации;

-бюджет прочих расходов;

-бюджет погашения кредитов;

-налоговый бюджет.

Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчётов предприятия.

С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования, занятости) и часть налоговых отчислений.

Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть сторонних платежей предприятия.

Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия, кроме того, фактически амортизационные отчисления могут использоваться в качестве оборотных средств предприятия.

Бюджет прочих расходов позволит экономить на наименее важных финансовых расходах.

Бюджет погашения кредитов и займов позволит осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом - графиком платежей.

Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, медицинского страхования, занятости и т. д.). Этот бюджет планируется только в целом по предприятию.[3]

При разработке бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиций, заключающемся в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, то есть бюдже­ты цехов являются «вложенными» в бюджет производства, бюджеты производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет.

В целях организации системы бюджетирования на предприятии рекомендуется выделять четыре центра ответственности (центра принятия управленческих решений):

-центр ответственности по доходам включает управление маркетинга и коммерческое управление;

-центр ответственности по расходам включает управление производством и управление технического обеспечения и ремонта;

-центр ответственности по прибыли включает управление финансами и экономикой;

-центр ответственности по инвестициям включает управление техническим развитием и управлением по работе с персоналом.

Чёткое определение состава центра ответственности позволяет более эффективно внедрить сквозную систему финансового планирования на предприятии.

Составляющими сводного бюджета являются: исходные прогнозные данные; производственная программа; баланс прибыли и убытков; баланс предприятия; отчёт о движении денежных средств.