Файл: Разработка финансовой части Бизнес-плана предприятия (Цели и задачи финансового планирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самое ценное, что может дать бюджетирование, – это координация всех сторон деятельности предприятия. Процедура бюджетиро­вания является нормой для любой компании в развитых странах мира и в последние годы уже становится нормой в России.

Однако, примерно на половине предприятий система бюджетирования неэффективна. Неэффективной можно считать такую систему краткосрочного планирования, в которой отклонение фактических результатов от запланированных регулярно превышает 20 -30%. Подобная ситуация представляет собой серьёзную проблему, так как бюджет предприятия является основой для принятия оперативных управленческих решений.[11]

В последние годы наличие процедуры бюджетирования в той или иной форме существует у любого экономического субъекта.

С нашей точки зрения было бы целесообразно создание службы финансового директора, которая включает отдел контролёра, казначея, аналитический отдел. Аналитический отдел должен заниматься не только анализом, разработкой документов, но и бюджетированием.

В конечном итоге эффективность процесса бюджетирования определяет эффективность работы предприятия в целом. При этом внедрение и использование процедуры планирования помогает выявить и классифицировать многие проблемы предприятия, которые до этого могли оставаться в тени.

Разработка нормативной базы планирования предприятий – трудоёмкая и долговременная работа. При этом надо учитывать два основных положения:

-множество технических трудностей легко преодолевается специалистами в этой области;

-более сложными для решения являются психологические трудности, возникающие всегда при совершенствовании систем управления предприятиями. Их разрешение зависит не столько от специалистов, сколько от деятельности высшего управленческого персонала.

2.2 Международный опыт финансового планирования

Понятие отчета о движении денежных средств (ОДДС) шире, чем принято понимать под «расчетом потоков капитала» (Kapitalflussrechnung). Среди многочисленных признаков ООДДС можно выделить следующие основные:

ООДДС представляет собой данные о величине потока, а не величины остатков, т.е. отражает динамику, а не статику;

ООДДС – некая определенно очерченная система (некий фонд), которая характеризуется притоком и оттоком средств в их единстве, т.е. не величина остатков, а обороты на счетах;


ООДДС должен раскрыть причины изменения данной системы (фонда) с точки зрения специальной структуризации оборотов на счетах и выявить причины изменения ликвидности.[6]

Основная цель ООДДС - показать денежные потоки, которые вместе с информацией из баланса и отчета о прибылях и убытках позволяет всем внешним пользователям (предприятиям/концернам), инвесторам, кредиторам и общественности) получить информацию о:

-способности предприятия получить в ходе своей деятельности прирост денежных средств;

-способности предприятия отвечать по своим обязательствам, платить дивиденды и оставаться кредитоспособным;

-возможных расхождениях между величиной годовой прибыли/убытка и реальными денежными потоками по основной хозяйственной деятельности;

-влиянии на финансовое состояние предприятия его инвестиционных и финансовых операций, связанных и не связанных с движением денежных средств.[22]

Несмотря на растущую роль отчета о движении денежных средств как основного инструмента анализа денежных потоков, даже в зарубежной практике он мало еще используется как инструмент контроля и управления. В краткосрочном периоде его предлагается применять для управления ликвидностью в рамках управления денежными средствами. В средне- и долгосрочной перспективе отчет о движении денежных средств применяется как база для стратегического финансового планирования и управления, а также для оценки результативности и эффективности деятельности предприятия.

Расходование и накопление денежных средств в среднесрочном и долгосрочном периодах зависит от стратегических планов полей бизнеса.

Для сохранения равновесия между возможностями предприятия и требованиями быстро меняющегося рынка в концернах и на предприятиях Германии в рамках стратегического планирования финансовые планы отдельных полей бизнеса сводятся в общий план. Дефицит денежных средств, возникающий у отдельных полей бизнеса, ликвидируется в ходе планирования финансовых операций. Эту задачу обычно решает центральный отдел финансов. Если дефицит финансирования не может быть ликвидирован в краткосрочном и среднесрочном периоде, то использование денежных средств, запланированных для полей бизнеса, ограничивается, например, увеличением сроков инвестирования (в краткосрочном периоде) или корректировкой стратегических планов полей бизнеса (в средне- и долгосрочном периоде).

Кроме того, центральный отдел финансов делает специальные краткосрочные финансовые расчеты, связанные со специфическими поступлениями и выплатами денежных средств.


Тем самым складываются три этапа финансового планирования, не считая отдельных планов финансирования проектов (таблица 1).[22]

Таблица 1

Учет движения капитала по стадиям планирования (опыт Германии)

Этапы

Стратегическое планирование

Оперативное планирование

Краткосрочное планирование

Предмет

Потенциал прибыли

Прибыль

Ликвидность

Инструмент

Определение потребности полей бизнеса в денежных средствах Финансирование полей бизнеса (средне- и долгосрочное)

Расчет денежного капитала Бюджет

Расчет поступлений/выплат

Цель

Финансирование выполнения общего плана

Определение финансовых рамок для структурных подразделений

Экономически оптимальное предоставление или вложение денег

Цель учета движения капитала в рамках стратегического планирования состоит в как можно более раннем диагностировании долгосрочной потребности полей бизнеса в ликвидных средствах и удовлетворении ее путем планирования финансовых операций, соблюдая при этом как интересы предприятия в целом, так и интересы его акционеров.

В оперативном планировании (бюджетировании) при помощи бюджета устанавливаются финансовые рамки, в которых должны оперировать подразделения.

Целью краткосрочного планирования финансовых средств является поддержание оптимальной ликвидности.

Таким образом, обзор мирового опыта бюджетного планирования позволил выявить сходные черты этого процесса на предприятиях ведущих стран мира: структуру и этапы. Сходство обусловлено, с одной стороны, общностью условий функционирования предприятий-резидентов этих государств: все они действуют в высокоразвитых рыночных экономиках, предопределяющих разработку и совершенствование средств конкурентной борьбы.

С другой стороны, следуя тенденциям глобализации и интеграции мирового хозяйства, предприятия ведущих мировых держав, участвующие в международных экономико-хозяйственных процессах, в целях повышения качества коммуникации, вынуждены разрабатывать и принимать международные стандарты хозяйственного и управленческого учета и отчетности, приближая собственные хозяйственные процессы к универсальным схемам (международным стандартам).[22]

Однако следует отметить и определенную уникальность подходов к планированию хозяйственной деятельности в национальных предприятиях, связанную, прежде всего, с уникальностью информационных систем, приспособленных для собственных, внутринациональных нужд.


Так, финансовое, в том числе бюджетное, планирование в корпорациях США подчинено требованиям внешних пользователей: внешних инвесторов, акционеров, кредиторов, правительственных регулирующих и налоговых отделов. Налоговое управление, при всей его значимости, не имеет в этом перечне приоритетного значения, в отличие от концернов и предприятий стран континентальной Европы, где особое внимание уделяется именно налогообложению.

Соответственно, на предприятиях США весь процесс финансового планирования и бюджетирования, направлен на удовлетворение нужд именно этой группы пользователей информации, планы и отчеты для внешнего использования – приоритетны. Кроме того, финансовое планирование корпораций США отличается гибкостью: корректировки основных показателей средне- и краткосрочного планирования производится в момент обнаружения их необходимости.

В концернах Германии процесс финансового планирования ориентирован, по большей мере, на внутренних пользователей информации, лиц, принимающих управленческие решения. Бюджетный процесс строго регламентирован, корректировке, учитывающей изменения условий, в ходе хозяйственного цикла подвергаются лишь долгосрочные бюджеты. Средне- и долгосрочные бюджеты меняются только в следующем цикле, т.е. процесс финансового планирования в рамках континентальной модели учета нельзя признать гибким. В связи с этим, а также развитием межнациональных экономических связей, в практике применения информационных систем учета стран континентальной Европы, в том числе Германии, речь идет о переходе к стандартам GAAP (в литературе встречаются упоминания о German GAAP).[22]

Опыт ряда стран континентальной Европы и США убедительно свидетельствует о сближении национальных стандартов со стандартами международными. Это отражает общемировую тенденцию развития всех национальных рыночных экономик вследствие глобализации макроэкономических процессов.[13]

Таким образом, Россия, взявшая международные стандарты за основу при разработке национальных стандартов учета и финансовой отчетности, очевидно, выбрала правильный курс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что финансовое планирование базируется на познании и использовании объективно действующих законов и закономерностей, формулируемых экономической теорией, оно может осуществляться как централизованно, так и децентрализовано. Финансовое планирование – это процесс разработки и контроля системы финансовых планов, охватывающий все стороны деятельности организации и обеспечивающий реализацию финансовой стратегии и тактики на определенный период времени.


Цель финансового планирования предприятия конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий.

Изучение показало, что в современной экономической литературе чаще всего выделяют три вида финансового планирования:

1. перспективное планирование и прогнозирование финансовой деятельности;

2. текущее планирование финансовой деятельности;

3. оперативное планирование финансовой деятельности.

Исследование показало, что для планирования финансовых показателей и составления финансовых планов используют методы:

1. Нормативный;

2. Расчетно-аналитический;

3. Балансовый;

4. Оптимизации плановых решений;

5. Экономико-математическое моделирование.

Действенность финансового плана, особенно входящих в его состав бюджетов или смет, во многом зависит от соблюдения принципа участия при разработке плана, то есть максимально возможного привлечения к разработке документов финансового плана непосредственных исполнителей, персонала соответствующих подразделений. Для этих целей Правительство Российской Федерации предлагает нам для использования бюджетирование – это процесс построения и исполнения бюджета предприятия на основе бюджетов отдельных подразделений. Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделении и всего предприятия необходимо внедрять в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования).

Анализ выявил, что на предприятиях США весь процесс финансового планирования и бюджетирования, направлен на удовлетворение нужд именно этой группы пользователей информации, планы и отчеты для внешнего использования – приоритетны. Кроме того, финансовое планирование корпораций США отличается гибкостью: корректировки основных показателей средне- и краткосрочного планирования производится в момент обнаружения их необходимости.

В концернах Германии процесс финансового планирования ориентирован, по большей мере, на внутренних пользователей информации, лиц, принимающих управленческие решения. Бюджетный процесс строго регламентирован, корректировке, учитывающей изменения условий, в ходе хозяйственного цикла подвергаются лишь долгосрочные бюджеты. Средне- и долгосрочные бюджеты меняются только в следующем цикле, т.е. процесс финансового планирования в рамках континентальной модели учета нельзя признать гибким.