Файл: Методические рекомендации по развитию познавательного интереса к природе у обучающихся посредством наблюдения 15.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, продуманное, системное знакомство ребенка с неизведанным позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами дети рассматривают и изучают их), сравнение (дети находят сходство и различие объектов природы, сезонных изменений), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы применений предметов в различных областях), обобщение (дети учатся объединять предметы, относя их по группам к живой или неживой природе, рукотворному миру, на основе выделения существенных признаков). Наблюдение является одной из форм организации детской деятельности, побуждая ребенка к активности, самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания тем самым развивая познавательный интерес. Задачей педагога является помощь ребенку в реализации своих интересов, направление их в нужное русло.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса к природе у обучающихся посредством наблюдения
2.1 Выявление исходного уровня сформированности познавательного интереса к природе у младших школьников
В соответствии с поставленными целями и задачами, была проведена опытно-экспериментальная работа.
Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса к природе у обучающихся посредством наблюдения проводилась на базе ШКОЛА среди учащихся 2-го класса – 12 учеников.
Задачей данного эксперимента стало выявление исходного уровня сформированности познавательного интереса к природе у младших школьников.
Анализ психолого–педагогической литературы позволил нам определить три уровня сформированности познавательного интереса младших школьников: низкий, средний и высокий, на которые мы будем ориентироваться при оценке результатов (таблица 1):
Таблица 1 - Содержательная характеристика критериев и показателей развития познавательного интереса у младших школьников
Критерии | Показатели |
Активность на уроке | Интенсивность вопросов на уроке; концентрация внимания; сосредоточенность на уроке; позитивные эмоциональные переживания и чувства; потребность в интеллектуальных достижениях; делится мнением с одноклассниками, учителем |
Самостоятельность на уроке | Интерес к выполнению деятельности; проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного; концентрация внимания; обращение к дополнительной литературе |
Интерес к учебной деятельности | Интерес к данной деятельности; заинтересованность в процессе действий; привлекательность фактов и явлений; знакомится с дополнительной литературой; делится новыми впечатлениями с одноклассниками, товарищами. |
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Для выявления уровня сформированности познавательных интересов младших школьников выделим следующие критерии и показатели, представленные в таблице 2.
Таблица 2 - Критерии, показатели и методы диагностики сформированности интереса младших школьников к изучению природы
Критерии | Показатели | Методы диагностирования |
Когнитивный | выявить имеющиеся знания младших школьников о природе | «Времена года» модификация методики О. А. Соломенниковой |
Мотивационный | выявить отношение младших школьников к природе | «Методика выявления характера отношения к миру природы» Т.А.Серебряковой |
Одним из показателей наличия интереса на когнитивном уровне являются знания о природе. Это важнейшее обстоятельство, обеспечивающее развитие познавательного интереса. Только на определенном уровне накопления знаний, умений и навыков можно осуществлять работу по развитию познавательного интереса.
С целью выявления наличия представлений, знаний о природе, проявления интереса к познанию природы и общения с ней, а также выявления наличия представлений о сезонных особенностях времен года мы модифицировали методику О. А. Соломенниковой «Времена года».
Цель: выявить уровень сформированности представлений о сезонных особенностях времен года.
Оборудование: четыре карточки среднего размера с изображением времен года (зима, весна, лето, осень), набор карточек маленького размера с изображением признаков каждого времени года.
Экспериментатор давал ребенку следующую инструкцию: «Перед тобой большие карточки, на которых изображены времена года. Нужно к каждому времени года подобрать карточки с характерными признаками, и поместить их рядом с тем временем года, к которому подходит данный признак.
Критерии оценки результатов.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок не справляется с заданием. Требуется помощь взрослого. При соотнесении характерных признаков с временами года допускает ошибки. На выполнение задания потребовалось много времени.
Средний уровень (2 балла) – ребенок справляется с заданием частично. Требуется небольшая помощь взрослого. Аргументирует свой выбор. При соотнесении характерных признаков с временами года допускает не большие ошибки. Дифференцированно обозначает название предметов, действий, отдельных признаков. Задание выполняет за более длительное время.
Высокий уровень (3 балла) – ребенок справляется с заданием самостоятельно, помощь взрослого не требуется. Аргументирует свой выбор. Легко соотносит характерные признаки с временами года. Дифференцированно обозначает название предметов, действий, отдельных признаков, используют сложные предложения. Задание выполняет за короткое время.
Результаты тестирования представлены в таблице 3.
Таблица 3 – результаты тестирования по когнитивному критерию
Уровень | Количество учеников | % соотношение |
Высокий | 2 | 16% |
Средний | 7 | 60% |
Низкий | 3 | 24% |
Так, по результатам данной методики, можно отметить, что у второклассников преобладает средний уровень – 60%. Высокий уровень равен 16% из 100%, а низкий – 24%.
Для того, чтобы выявить наличие познавательного интереса младших школьников к изучению природы по мотивационному критерию мы использовали диагностику «Методика выявления характера отношения к миру природы» Т.А.Серебряковой (Приложение Б).
Учениками предлагались три ситуации, в каждой из которых ребёнок должен сделать определённый выбор и объяснить мотив своего выбора.
При анализе ответов детей оценивается, на сколько устойчив интерес у ребёнка к заданию, внимательно ли он рассматривает предложенную ситуацию, выделяет основные связи и закономерности, сочувствует ли он и сопереживает объектам природы, предлагает позитивные решения ситуации, аргументирует свои ответы и выводы. В результате обработки полученных результатов определяются уровни отношения ребенка к миру природы: высокий уровень, средний уровень и низкий уровень. Время выполнения: 10 -15 минут. Данные исследования представлены в таблице 5:
Таблица 5 - Результаты тестирования по мотивационному критерию
Уровень | Количество учеников | % соотношение |
Высокий | 1 | 8% |
Средний | 7 | 60% |
Низкий | 4 | 32% |
Из таблицы мы видим, что большинство учеников находится на среднем уровне – 60%, т.е. 7 учеников. Эти дети не всегда проявляли устойчивый интерес к заданиям, выделяли основные связи и закономерности, активно выражали свои эмоции в речи, мимике, жестах. Они проявляли сочувствие и сопереживание объектам природы, предлагали позитивные решения ситуаций, аргументировали свои ответы и выводы. Низкий уровень у 4 учеников – 32%. Эти ребята были заинтересованы заданиями, но интерес проявляли неустойчиво. Они не всегда замечали основные связи и зависимости, отмечали второстепенные детали.
Для наглядности представим результаты диагностики в диаграмах.
Диаграмма 1 – Результаты диагностики по когнитивному критерию
Диаграмма 2 – Результаты диагностики по мотивационому критерию
Анализ результатов диагностики позволил сделать вывод о том, что сформированность познавательного интереса младших школьников находится в основном на среднем и низком уровнях. Следовательно, необходимо далее повышать данный показатель.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости развития познавательного интереса к природе у младших школьников.
2.2 Методические рекомендации по развитию познавательного интереса к природе у обучающихся посредством наблюдения
Для повышения уровня развития познавательного интереса к природе у младших школьников мы разработали методические рекомендации по развитию познавательного интереса к природе у обучающихся посредством наблюдения.
Данные методические рекомендации могут быть использованы учителями и (или) родителями в качестве повышения познавательного интереса к природе.
Заключение
Познавательные интересы младших школьников занимают все стороны жизни: природа, техника, космос, спорт, искусство, события в мире и т.д.. Именно младший школьный возраст благоприятен для развития любознательности и познавательных интересов. Поэтому учителю начальных классов важно не упустить время для интенсивного формирования этих важных черт личности.
Использование метода наблюдения на уроках способствует более прочному и сознательному усвоению изученного материала, развивает интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
В процессе проделанной работы, нами была проанализирована научно-методическая и психолого-педагогическая литература. В соответствии с темой курсовой работы был подобран методический материал, на основе которого были проведены диагностики, цел которых – выявление исходного уровня сформированности познавательного интереса к природе у младших школьников. Результат проведенной опытно-экспериментальной работы сподвиг нас на разработку методических рекомендаций для учителей, в ходе соблюдения которых, мы надеемся, что развитие познавательного интереса к природе посредством наблюдения у младших школьников возрастет.
Список использованных источников
-
Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. - М.: Просвещение, 2008. -
Бабенко, Л. С. Конспект урока природоведения во II классе [Текст] : /Л. С. Бабенко // Начальная школа. – 2011. – № 4. – С.105-109. -
Байрамукова, П.У. Методика обучения в начальных классах [Текст]: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 156-158. -
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2003. – 512 с. -
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструкт: пособие для учителя [Текст]. М.: Просвещение, 2014. 223 с. -
Дерим-Оглу Е. Н. Пробуждение природы. Материал для проведения экскурсий с целью наблюдения за ранневесенними явлениями [Текст] : / Е. Н. Дерим-Оглу, Н. А. Фролова // Начальная школа. - 2012. - № 1. - С.42- 44. -
Исаева, Е. В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками [Текст] : / Е. В. Исаева // Начальная школа. – 2011. – №1. – С. 38-41. -
Кириллова, Т.Н. Развитие познавательного интереса воспитанников посредством восприятия природы (экскурсия) // Обучение и воспитание: методика и практика [Электронный ресурс]: - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22659078 [Режим доступа: после регистрации], №17, 2014. – С. 88 – 96. -
Макарова, Л.М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие [Текст] / Л.М. Макарова. - Самара: Самарский государственный университет, - 2014. - 123 с. -
Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Знание, 2019. – С. 196 -
Обухова, О.А. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками // Мир детства в современном образовательном пространстве [Электронный ресурс]: -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36302958 [Режим доступа: после регистрации], 2018. – С. 108 – 111. -
Осипова, О.М., Бекирова, А.Р. Организация наблюдений с младшими школьниками в курсе окружающий мир // Проблемы современного педагогического образования [Электронный ресурс]: - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29763840 [Режим доступа: после регистрации], №55-2, 2017. – С. 250 – 256. -
Перова, М.Н. Организация наблюдений на уроках в начальных классах [Текст] / М.Н. Перова. – М.: Просвещение, 1996. – 272 с. -
Плешаков, А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений [Текст] / А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. 9-е изд. М.: Просвещение, 2012. 160с. -
Погорелова, Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе [Текст] / Н.А. Погорелова. – М.: Просвещение, 2016. – 58 с. -
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 6-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2018. – 53 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-053641-7. -
Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2019. – 245 с. -
Якимова, М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира [Текст] / М.С. Якимова. – М.: Новая мысль, 2014. – 356 с.