Файл: Методические рекомендации по развитию познавательного интереса к природе у обучающихся посредством наблюдения 15.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет среднего профессионального образования
Предметно-цикловая комиссия профессионального цикла по специальности Преподавание в начальных классах
КУРСОВАЯ РАБОТА
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ
Автор работы _______________________________________ П. А. Сивцова
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Руководитель работы
преподаватель ______________________________________ О. А. Евсеева
Оценка _____________________
Саранск 2023
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса к природе у обучающихся посредством наблюдения 4
1.1 Сущность и содержание понятия познавательный интерес младших школьников 4
1.2 Психолого-педагогические особености развития познавательного интереса к природе у младших школьников 5
1.3Наблюдение как средство развития познавательного интереса к природе у младших школьников 6
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса к природе у обучающихся посредством наблюдения 10
2.1 Выявление исходного уровня сформированности познавательного интереса к природе у младших школьников 10
2.2 Методические рекомендации по развитию познавательного интереса к природе у обучающихся посредством наблюдения 15
Заключение 16
Список использованных источников 17
Приложение А «Диагностическое задание 1» 19
Приложение Б «Диагностическое задание 2» 20
Введение
В школьном возрасте интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к окружающей действительности, предметам, явлениям. Только систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа выступает важным фактором воздействия на школьников, при этом развивая их познавательную деятельность и интерес к окружающему миру. В такой работе имеет место быть и процесс наблюдения.
Наблюдение – один из основополагающих методов обучения детей. Через наблюдение у детей школьного возраста формируются умения наблюдать (видеть, подмечать, объяснять). Так, с учетом всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что тема «Развитие познавательного интереса к природе у обучающихся 2 класса посредством наблюдения» является действительно актуальной.
Формирование познавательного интереса как одна из важнейших целей фигурирует в таких базовых документах, как Фундаментальное ядро содержания общего образования и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе» [16].
Именно наблюдение за природой позволяет реализовать на практике основные приемы по развитию познавательного интереса, способствует формированию отношения к действительности как источнику познания. Наблюдения за окружающей действительностью оказывают глубокое воздействие на всесторонее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка активизируются такие анализаторы, как зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный.
Так, целью исследования стало: изучение влияния наблюдений за природой на развитие познавательного интереса у обучающихся 2 класса.
Объект исследования: познавательный интерес обучающихся 2 класса.
Предмет исследования: процесс развития познавательного интереса к природе у обучающихся 2 класса посредством наблюдения.
Задачи исследования:
-
Рассмотреть сущность и содержание понятия познавательный интерес младших школьников; -
Выявить псиохолого-педагогические особенности развития познавательного интереса к природе у младших школьников; -
Изучить сущность и классификацию наблюдений за природой;
В опытно-экспериментальной работе выявить исходный уровень сформированности познавательного интереса к природе у младших школьников и сформулировать методические рекомендации для педагогов по теме исследования.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, эксперимент.
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса к природе у обучающихся посредством наблюдения
-
Сущность и содержание понятия познавательный интерес младших школьников
По мнению С.Л. Рубинштейна: «Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной области» [17, с.112].
С точки зрения Ф.Н. Гоноболина: «Познавательный интерес – есть «Стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления» [17,с .113].
По мнению Г.И. Щукина: «Познавательный интерес – это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам» [18,с. 65].
И.Ф. Харламов видит познавательный интерес как «Эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер» [ 18,с.136].
Как мы заметили, разные авторы с разных позиций определяют познавательный интерес, но при этом не противоречат друг другу, подчеркивая грани данного феномена и взаимно его обогащая.
По мнению Л.С. Выготского, «Познавательный интерес – – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…» [8, с.186].
-
Психолого-педагогические особености развития познавательного интереса к природе у младших школьников
Необходимость формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста уже ни у кого не вызывает сомнений. Однако на практике определенный объем экологических понятий и знаний о природе часто приобретается механически, без использования в практической деятельности. Мы считаем, что развитие экологической грамотности и экологической культуры должно быть приоритетным. Установление положительных, эмоционально окрашенных связей - основа экологического воспитания. Возьмем в качестве примера нашу повседневную жизнь: водопроводный кран работал всю ночь, потому что мы не выключили его плотно. Мы повели детей на прогулку в лес и принесли букет цветов, но тут же выбросили завядший букет. Отношение к природе и осознание необходимости ее защиты нужно специально прививать детям с раннего возраста. Если этот процесс не контролировать, то могут возникнуть различные отклонения в отношении детей к природе. Какие именно отклонения? Во-первых, пассивность. Дети придумывают действия и модели поведения, которые не вредят природе, но они не проявляют инициативы, чтобы обеспечить животным и растениям необходимый уход. Некоторые дети заботятся об ограниченных объектах и природных явлениях вокруг них (например, о природной территории, территории детского сада, домашнем скоте и т.д.). Иногда по незнанию дети наносят вред природе (например, собирают насекомых в коробку, обрывают кисточкой цветущую клубнику, собирают почки растений, чтобы сделать "угощение" для кукол и т.д.). Некоторые дети также жестоки по отношению к животным. Они бьют собак, мучают кошек и голубей, топчут червей.
-
Наблюдение как средство развития познавательного интереса к природе у младших школьников
Важным внешним обстоятельством в жизни младших школьников, это, примерно 6-10 лет, приходится поступление в школу. С учетом благоприятных условий и достаточного уровня умственного развития ребенка можно говорить о предпосылках к теоретическому сознанию и мышлению [10, с.122].
Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие. Наблюдения за предметами природы способствуют накоплению у обучающихся запаса конкретно-образных представлений об окружающей жизни, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают и определенные практические умения и навыки. Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.
В процессе наблюдений строятся мыслительные операции, поэтому можо с увренностью сказать, что наблюдения являются средством развития мышления у детей школьного возраста. Помимо этого, наблюдения развивают устную речь. К примеру, в школах наблюдения используются для составления детьми устных рассказов или пересказываниях. Нельзя не отметить и влияние наблюдений на письменную речь – наблюдения зачастую включаются в тематику сочинений.
Цитируя К. Д. Ушинского: «Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдения в одну мысль и верно выражать эту мысль словами» нельзя с ним не согласиться. Наблюдение является самым простым, доступным и эффективным методом, служащим для получения знаний об окружающей природе, тем самым развивая познавательный интерес школьников к природе.
Действительно, наблюдение является одним из самых доступных и эффективных методов получения знаний о природной среде для детей младшего возраста, поскольку оно просто само по себе. Кроме того, объекты для наблюдения знакомы. Действительно, знания, полученные через наблюдение, конкретны и убедительны для ученика. Он извлекает их для себя. Только распознавая и фиксируя с помощью органов чувств образцы предметов и природных явлений, дети накапливают достоверный фактический материал, который затем можно обобщить и получить прочные, осознанные знания. Чем больше органов чувств задействовано в восприятии, тем выше воспитательный эффект наблюдения.
В начальной школе учащиеся должны приобрести определенные знания о биологической и неживой природе. Во-первых, содержание наблюдений должно быть систематическим, так как основным способом познания природы является непосредственное наблюдение за различными ее компонентами. Во-вторых, все наблюдения должны быть знакомы учащимся. В-третьих, хотя содержание наблюдений усложняется и углубляется с каждым уроком, последовательность не должна быть утрачена. В-четвертых, объекты наблюдений должны подбираться учителем в соответствии с природными условиями, особенностями природных изменений года и степенью физической доступности природных объектов.
Наиболее важными формами обязательных наблюдений за природой для детей младшего школьного возраста являются уроки-экскурсии и внеклассные наблюдения. И те, и другие проводятся под руководством учителя. В обоих случаях наблюдения могут проводиться индивидуально, в группах или со всем классом одновременно.
На обязательных экскурсиях значительная часть наблюдений проводится учениками. Содержание экскурсий варьируется от класса к классу, но есть много общих черт.
Экскурсии организуются для наблюдения за объектами и явлениями в природе. Они могут быть организованы в контексте изучения определенной темы, например, наблюдение за деревьями и кустарниками зимой или жизнью животных (2 класс), или изучение поверхности земли в своей местности (3 класс). Во время таких экскурсий проверяются старые знания и приобретаются новые. Экскурсии также могут быть организованы в качестве завершения изучения предмета. В качестве примера можно привести экскурсии в природу (3-й класс) для наблюдения за весенними изменениями растений, птиц и животных, а также весенние экскурсии (3-й класс) в леса, поля, луга и растительные сообщества, характерные для местности, где расположена школа. Эти экскурсии проводятся весной, в конце учебного года. Они обобщают и повторяют пройденный материал.
Каждая экскурсия состоит из трех этапов: подготовка к экскурсии, проведение экскурсии, обработка материала и использование его на следующем уроке.
Подготовка к экскурсии определяет ее цель, объем и содержание материала, который будет пройден на экскурсии, а также место экскурсии в общей структуре вопросов учебного плана. Очень важно, чтобы место проведения экскурсии было хорошо изучено. Даже если это место хорошо знакомо преподавателю, это необходимо сделать. Ознакомьтесь с местностью, наметьте маршрут, остановки и объекты для наблюдения, обратите внимание на такие детали, как место и расстояние, с которого лучше всего видны объекты.