Файл: Особенности управления муниципальным образованием г. Северодвинск.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве приоритетных социальных проектов в Северодвинске предлагаем создавать и реализовывать проекты, выполняющие сразу же несколько задач социальной сферы, например, создавая многофункциональные центры, обеспечивающие потребности различных групп населения. Инструментом реализации социальных проектов в городе должен стать механизм муниципально-частного партнерства (МЧП).

Основными направлениями использования государственно-частного партнерства в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Архангельской области на период до 2030 года, являются транспортные инфраструктурные проекты, проекты в жилищно-коммунальной сфере, социальные инфраструктурные проекты (в сфере здравоохранения, образования, культуры и т.д.), проекты инженерной инфраструктуры, инновационные и экологические проекты. Центральное место среди отраслей социальной сферы занимают образование и здравоохранение[18].

На настоящий момент на федеральном, региональном и местном уровне не созданы предпосылки для развития низкорисковых и относительно дешёвых проектов, которые наиболее востребованы в здравоохранении и образовании (например, при строительстве больниц и школ). В то же время для сферы образования возможно применение МЧП как для создания инфраструктуры, так и для финансового и инвестиционного обеспечения, переподготовки кадров и отбора, хозяйственной и научной деятельности. Успешность публичных инвестиционных проектов в социальной сфере напрямую зависит от качества управления ими, а именно, от того, насколько эффективно осуществляется взаимодействие между органами публичной власти по их разработке и реализации. Необдуманные и недостаточно взвешенные инвестиционные решения могут не только привести к неэффективному использованию бюджетных средств, но и подорвать доверие к публичной власти и повредить потенциальному росту инвестиций в отрасли социальной сферы.

Как отмечал Губернатор Архангельской области Игорь Орлов: - «В условиях ограниченности бюджетных средств стоит задача максимально использовать потенциал бизнеса для реализации социальных задач. Преимуществом МЧП является привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора, что открывает новые возможности для инновационных решений при оказании услуг, сокращаются сроки строительства, повышается контроль качества работ и целевого использования выделенных средств»[18].

В сферах образования, здравоохранения, культуры и спорта Северодвинска наиболее перспективными направлениями МЧП являются проекты, связанные с объектами недвижимости. Могут получить развитие проекты реставрации и реконструкция памятников архитектуры, музеев-усадеб и т.д., строительство и эксплуатация культурно-досуговых учреждений в Северодвинске.


В структуре имущества высока доля объектов культуры, приватизация которых запрещена или нецелесообразна, но для эффективного развития данных объектов, требуется, как привлечение частных инвестиций, так и новые бизнес-идеи.

Пилотные практики проектов МЧП, существующие в городах Российской Федерации, показывают, что такой подход возможен. Социальная сфера сегодня становится одним из главных факторов инвестиционной привлекательности территории, поэтому все чаще мы видим примеры, когда проекты МЧП могут выходить на самоокупаемость, а социальная сфера и бизнес способны взаимодействовать на равных.

Применение механизмов МЧП в отношении объектов социальной сферы города пока не получило значительного распространения в Северодвинске. На сегодняшний день существуют единичные примеры, которые можно охарактеризовать, как лучшие практики в первую очередь в строительстве корпусов больниц, школ, детских садов, строительстве спортзалов, благоустройстве памятников, парков, скверов и иных общественных пространств, а также в отношении реставрации объектов культурного наследия.

Закон о МЧП применим к объектам в социальной сфере, поскольку они входят в перечень, подтвержденный федеральным законом, и являются одними из ключевых инфраструктурных объектов, которые могут быть созданы или реконструированы на принципах МЧП. Помочь реализации социальных проектов он может тем, что бюджетные учреждения, которые являются операторами инфраструктуры в социальной сфере, могут участвовать на стороне публичного партнера - государства, чего не было, например, в законе о концессиях. Это большое подспорье для проектов МЧП, реализуемых в социальной сфере города. Также могут помочь и залоговые механизмы, поскольку социальный объект, по нашим оценкам, достаточно ликвидный объект, если он грамотно используется и эксплуатируется. Передача их в залог создаст дополнительные преимущества для финансирующих организаций, готовых вложиться в эти проекты [15].

Социальная сфера города Северодвинск является малодоходной для местного бюджета и часто становится убыточной. Сегодня заметно изменение отношения к социальной сфере, стремление превратить ее в доходную отрасль современной муниципальной экономики, использовать экономический потенциал накопленного и вновь создаваемого богатства, активно включить его в экономический оборот.

Проведенное исследование показало, что, несмотря на негативное восприятие населением деятельности местной власти в МО «Город Северодвинск», перспективы управления в городе есть. По нашему мнению, сосредоточены, прежде всего, в повышении контроля за функционированием местной власти, развитием уровня взаимодействия органов власти, населения и бизнеса. Совместная работа будет способствовать всестороннему развитию территории, формированию более эффективной социально-экономической политики, позволит устранить факторы, сдерживающие рост показателей во многих важных секторах экономики, а в конечном итоге приведет к достижению главной цели местного самоуправления – повышению качества жизни населения.


Для повышения эффективности управления городом Северодвинск, на наш взгляд, необходимо следующее (табл.5).

Таблица 5 – Проблемы и пути повышения эффективности управления социальной сферой города Северодвинск

Проблемы

Пути решения

Отсутствуют социальные стандарты эффективного управления социальной сферой города

Изучить и обобщить зарубежный опыт в области разработки социальных стандартов эффективного управления социальной сферой, государственной социальной стандартизации применительно к Северным территориям (примером могут служить развитые северные страны – Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия)

Отсутствуют передовые технологии решения проблем города

Перенять отечественный опыт регионов, обладающих наилучшими достижениями по определенным направлениям управления, использовать полученные результаты при решении социальных проблем города Северодвинск

Слабость контроля над местной властью со стороны вышестоящих органов власти

Региональным органам власти Архангельской области принять нормативно-правовой акт о повышении контроля за деятельностью местной власти в области управления социальной сферой.  Разработать комплексную, научно обоснованную программу мероприятий по усилению такого контроля

Действующая система показателей недостоверно отражает эффекты от управления городом

Утвердить единую систему индексов – параметров, по которым должна осуществляться оценка и планирование повышения качества жизни населения

Кроме того, с целью оптимизации деятельности органов местного самоуправления г.Северодвинск, предлагается:

  1. продолжить развитие социального предпринимательства в городе;
  2. повысить личную ответственность руководителей социальных учреждений и подразделений по повышению качества предоставляемых услуг населению;
  3. организовать системную кадровую политику и продолжить работу по привлечению в отрасль молодых специалистов с целью обновления кадров, повышения престижности и привлекательности социальных профессий через создание «социальных» классов на базе средних общеобразовательных школ, колледжей;
  4. с целью привлечения и сохранения специалистов местным органам власти активизировать работу по решению социальных проблем муниципальных работников, а именно решение жилищного вопроса, предоставление мест в детских садах для детей социальных работников, материальное стимулирование, создание благоприятных условий труда;
  5. систематизировать повышение квалификации руководителей социальных учреждений с учетом специфики их деятельности, активнее привлекая информационные технологии;
  6. улучшить организацию плановых медосмотров детей и подростков, работающего населения с учетом фактора их занятости, изменив режим работы врачебных кабинетов;
  7. повысить уровень доступности для маломобильных групп населения в городе;
  8. местным органам власти провести работу по уточнению и конкретизации концептуальных основ деятельности социальных учреждений, служб, управлений и департаментов. На первый план, кроме повышения качества социальных услуг, выходят следующие доминанты: демонополизация социального обслуживания, развитие методик, форм и видов оценки эффективности деятельности госучреждений, приоритет выборного программного принципа (для целевого финансирования), а также активная практика социального партнерства организаций/учреждений социального обслуживания населения и органов власти, бизнес-структур, общественных, научных, образовательных объединений и организаций.

Исходя из проведенного исследования, можно утверждать, что при практической разработке и детализации представленных направлений совершенствования управления в социальной сфере (на всех уровнях) возможно эффективное функционирование любой системы, реализующей  социальную политику России в местном и региональном масштабах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение подведем итоги курсовой работы:

Эффективное управление функционированием и развитием муниципального образования осуществляется в рамках определенной формы управления – местного самоуправления. Муниципальное образование – это территория, определенная границами и проживанием населения, на которой реализуются функции жизнеобеспечения самим населением с помощью избранных ими органов.

Главной целью функционирования экономики и социальной сферы является комплексное развитие муниципального образования, путем изменения благосостояния, структуры потребностей и форм жизнедеятельности населения в меняющейся социальной и экономической среде.

Основным субъектом управления выступает государство в лице региональных и местных органов власти.

Оценка эффективности управления муниципальными образованиями постепенно становится одним из полноправных инструментов государственного управления.

Под эффективностью государственного и муниципального управления понимают такую деятельность органов власти по реализации полномочий, которая реализуется на основе правового закрепления индикаторов эффективности управления, адекватно характеризующих процесс управления; на основе получения реалистичных результатов в рамках системы аудита эффективности управления; на основе информационной открытости, публичной интеграции для принятия решений в системе государственного управления местным самоуправлением.

При определении эффективности управления муниципалитетом используются следующие критерии: соотношение между результатами, фактически полученными с помощью имеющихся ресурсов, и максимальными результатами, которые можно было бы получить с их помощью; отношение положительных результатов и допустимых затрат; оценка достигнутых результатов по отношению к поставленным целям.

Анализ развития МО «Северодвинск» позволил определить, что исторически моногород обладает большим социальным потенциалом, тем не менее, в настоящее время имеются проблемы высокой дотационности бюджета, низкое качество жизни населения, неразвитость и недоступность социальных благ для некоторых категорий граждан.


Полученные органами власти посредством опроса населения данные указывают на невысокую удовлетворенность деятельностью Главы и представительного органа МО «Город Северодвинск», которые находятся на уровне среднеобластных значений.

В качестве приоритетных мер по повышению эффективности управления городом предлагаем создавать и реализовывать проекты, выполняющие сразу же несколько задач социальной сферы, например, создавая многофункциональные центры, обеспечивающие потребности различных групп населения. Инструментом реализации социальных проектов в городе должен стать механизм муниципально-частного партнерства (МЧП).

На базе изученной информации были предложены рекомендации касательно путей модернизации системы управления городом Северодвинск за счет повышения эффективности управления объектами социальной сферы в составе муниципального имущества и повышения доходов муниципального бюджета за счёт использования данных объектов. В основной части, эти рекомендации сводятся к организации более тщательного учёта социальных объектов муниципального имущества, их инвентаризации, выявления бесхозных объектов и принятия их в муниципальную имущественную казну, отслеживания договоров аренды и поступление платежей по ним, своевременного взыскания долгов, планирования приватизации, использования эффективных инструментов управления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – N 4. – ст.445.
  2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014года N 172 (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – N 26. – ст. 3378.
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131 (ред. от 03.04.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – N 40. – ст. 3822.
  4. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В.Атаманчук. –М.:ВолтерсКлувер, 2019. – 504с.
  5. Веснин, В.Р. Корпоративное управление /В.Р.Веснин.– М.: Инфра-М, 2015. - 412 с.
  6. Глигич-Золотарева, М.В. Аудит эффективности с позиций управления в федеративном государстве. Часть 1: Общие подходы / М.В. Глигич-Золотарева // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – N7. – С.37-42.
  7. Гребенькова, Л.А. Взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления в Курской области /Л.А. Гребенькова // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2013. – N2. – С.3-9.
  8. Гулина, В.В. Некоторые проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления /В.В. Гулина // Государственная власть и местное самоуправление. – 2013. – N11. – С.20-23.
  9. Еремейкина, О.Л. Принцип верховенства Конституции Российской Федерации во взаимодействии органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления /О.Л. Еремейкина // Журнал Алтайского государственного университета. –2010. –N 2. –С. 87.
  10. Загидуллин, Р.И. «Вертикальные» формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере наделения государственными полномочиями /Р.И. Загидуллин // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. –2010. –N 2.–С. 26.
  11. Кирсанов, С.А. Муниципальное управление: эффективность муниципального менеджмента / С.А. Кирсанов, Л.В. Резанов. – СПб: Андреевский издательский дом, 2016. – 380 с.
  12. Мокрый, В.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ / под ред. А.А. Сапожникова. – М.: КноРус, 2014. – 475 с.
  13. Мухачев, И.В. Местное самоуправление и муниципальное управление / под ред. А.С. Прудникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013.– 248 c.
  14. Парахина, В.Н. Муниципальное управление/ В.Н. Парахина. – М.: КноРус,2012.– 411 c.
  15. Российское МСУ: нынешнее состояние и пути развития. Сводный доклад по результатам полевых исследований / под ред. И.Ю. Юргенса. – М.: Статут, 2013. –83 c.
  16. Доклад Главы муниципального образования «Северодвинск» о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности органов местного самоуправления за 2020 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Муниципального образования «Северодвинск». – Режим доступа: http://www.severodvinsk.info/page=3/7 (дата обращения: 20.01.2021).
  17. Доклад Главы муниципального образования «Северодвинск» о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности органов местного самоуправления за 2019 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Муниципального образования «Северодвинск». – Режим доступа: http://www.severodvinsk.info/. (дата обращения: 20.01.2021).
  18. Паспорт города Северодвинск [Электронный ресурс] // Официальный сайт Муниципального образования «Северодвинск». – Режим доступа: http://www.arhcity.ru/?page=1/1 (дата обращения: 20.01.2021).
  19. Отчет главы МО «Северодвинск» за 2020 год // Официальный сайт г.Северодвинск [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.severodvinsk.info/. (дата обращения 21.01.2021г).
  20. Отчет о деятельности Главы Северодвинска и Администрации муниципального образования «Северодвинск» в 2020 году [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.severodvinsk.info/?idmenu=220. (Дата обращения 20.12.2020г.)
  21. Устав муниципального образования «Северодвинск». – Северодвинск, 2020. – 45с.