Файл: Основы нотариата. Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возможен следующий механизм проведения проверок, соответствующий ст.34 Основ законодательства РФ о нотариате и учитывающий реальные возможности нотариальных палат по проведению проверок профессиональной деятельности.

Проверка может включать заполнение специальной анкеты самим проверяемым, где он бы заполнил сам основные фактические данные о своей работе, о наличии удовлетворенных судом либо признанных им самим жалоб, исков, о фактических возможностях по сохранению архива, обеспечению нотариальной тайны и иных главных составляющих его работы.

Г.Г. Черемных выделяет: «Прежде всего, проверка заключается в установлении наличия всех необходимых документов в архиве в соответствии с правилами нотариального производства, сложившимся толкованием законодательства, наличия необходимой номенклатуры дел, наличия помещения, обеспечивающего соблюдение правил нотариального производства и сохранение нотариальной тайны» [52, 11]. Проверка не может оценивать правильность совершения соответствующего нотариального действия с точки зрения применения законодательства, когда оно допускает его различное толкование.

Результатом проверки должен быть акт, подписываемый проверяемым и нотариусом, осуществляющим проверку, с приложением протокола разногласий, при наличии которого спорные вопросы рассматриваются правлением нотариальной палаты. В сложившейся практике в профессиональной проверке деятельности нотариуса участвует (помимо нотариусов, главного бухгалтера и методиста нотариальной палаты) специалист Управления Федеральной регистрационной службы по субъекту Российской Федерации.

Так, например, отмечает Н.Б. Зейдер: «В практике нотариальной деятельности в г. Москве список нотариусов, чья профессиональная деятельность подлежит проверке в очередном квартале (полугодии) утверждается на заседании правления Московской городской нотариальной палаты по согласованию с Федеральной регистрационной службой г. Москвы» [53, 14].

Ежегодно правлением Нотариальной палаты утверждается план проверок. При этом помимо плановых комплексных проводятся внеплановые проверки по представлениям правоохранительных органов, определениям суда и сообщениям налоговых служб и повторные (контрольные) проверки.

На сегодняшний день сложилась практика проверки нотариальной деятельности, которая выявляет типичные ошибки, допускаемые нотариусами при исполнении своих обязанностей. Рассмотрим некоторые из них.

При изучении истребуемых от совладельцев заявлений можно выделить две самые распространенные ошибки.


Отказ от права преимущественной покупки совладельцем общей долевой собственности оформлен путем подачи нотариусу заявления с согласием на продажу доли квартиры. Закон не требует от совладельца согласия на продажу доли квартиры другим сособственником.

Сособственник либо использует свое право преимущественной покупки, либо отказывается от него.

Некоторые нотариусы забывают, что цена является существенным условием сделки, и не указывают в заявлениях, по какой цене будет производиться отчуждение доли квартиры. Встречались варианты, когда цена отчуждаемой доли квартиры, указанная в заявлении об отказе от права преимущественной покупки, не совпадала с ценой, указанной в тексте самого договора.

Нередко заявления об отказе от права преимущественной покупки доли квартиры нотариусы получают не от всех совладельцев.

В то же время иногда нотариусы истребуют заявления от совладельцев, когда доля квартиры продается одному из сособственников.

А.А. Соловьев предлагает вариант решения: «подобное заявление должно быть следующего содержания: «Мне известно о предстоящей продаже гр. Ивановым Иваном Ивановичем принадлежащей ему 1 /3 доли квартиры № 2 в доме 3 по ул. Труда в Санкт-Петербурге за 5000 рублей на условиях мне известных. От права преимущественной покупки отказываюсь» [49, 27].

Также не всегда соблюдаются нотариусами требования ст.185 ГК РФ. Так, при удостоверении договора отчуждения имущества, где одной из сторон является юридическое лицо, представитель этого юридического лица действует по доверенности, не удостоверенной нотариально, как того требует ч.2 ст.185. Нотариусы принимают доверенности от имени юридического лица, подписанные ненадлежащим лицом и ненадлежащего содержания.

Как показывают проверки, еще одним уязвимым местом в работе нотариусов является несоблюдение требований семейного законодательства.

Во-первых, не всегда потребуются заявления от супруга с согласием на отчуждение другим супругом совместно нажитого имущества.

Во-вторых, вместо истребования соответствующего заявления об отсутствии супруга (холост, вдов), практикуется приобщение к документам просто свидетельства о смерти, разводе. Когда фамилии у супругов разные, приходится только догадываться, зачем в делах нотариуса хранится данный документ.

В-третьих, нотариусы не знакомят с этими заявлениями других участников сделки, которые в свою очередь в подтверждение того, что это обстоятельство им известно, должны подписаться на заявлении.


В-четвертых, при удостоверении соглашения о расторжении договора об отчуждении жилого дома, квартиры, являющейся совместной собственностью супругов, не истребуется заявление от другого супруга о его согласии на расторжение договора.

В то же время существует противоположная ситуация, как например

Е. Евдокимова в своей работе пишет, что «имеются заявления о согласии супруга на совершение сделки в тех случаях, когда законом это не предусмотрено, поскольку имущество не является совместной собственностью супругов (например, принадлежит одному из супругов на основании договора приватизации, дарения, по наследству). При этом свидетельствуется подлинность подписи и взыскивается тариф» [28, 13].

Более подробно остановимся на особой группе ошибок, допускаемых при удостоверении сделок с участием несовершеннолетних.

Нотариусы не всегда истребуют разрешение органов опеки и попечительства на совершение сделок при удостоверении договоров по отчуждению квартиры, в которой проживает несовершеннолетний ребенок, не являющийся собственником отчуждаемого жилья.

Также не истребуется разрешение на отказ от права преимущественной покупки долей квартиры от имени несовершеннолетнего.

Обобщение проверок показало, что подавляющее большинство завещаний удостоверяется с соблюдением требований действующего законодательства. В то же время проверки выявили существенные нарушения и ошибки. Данное обстоятельство разъясняет О.С. Мурыгина, нотариус Московской областной нотариальной палаты, член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по методической и законодательной работе «самое распространенное упущение заключается в том, что некоторые нотариусы не вносят завещания в алфавитную книгу. Встречаются несоответствия данных, указанных в самом завещании, с данными в алфавитной книге.

Что касается самого текста завещания, то здесь тоже встречаются ошибки.

Во-первых, допускаются искажения фамилий и ошибки в их написании, не прочеркиваются свободные места, допущенные в тексте исправления, не оговариваются. В завещаниях, экземпляры которых хранятся у нотариуса, иногда отсутствует подпись самого завещателя. Нередко отсутствуют подпись и оттиск печати нотариуса.

Во-вторых, в ряде случаев не соблюдаются правила отмены завещания. В частности, не всегда делаются отметки об отмене завещания в реестре, алфавитной книге. Заявление об отмене завещания некоторые нотариусы подшивают в отдельный наряд, хотя оно должно быть приобщено к экземпляру завещания, хранящемуся в делах нотариуса.


В-третьих, необходимо обратить внимание на составление завещания. Встречаются завещания, которые просто неисполнимы. Например, в первом пункте завещания гражданин завещает квартиру одному, а во втором пункте все имущество другому. То есть получается, что второй пункт отменяет первый» [39, 13].

Х. - Я. Пютцер отмечает: «Не секрет, что у некоторых нотариусов нередко складывается впечатление о «карательных» целях проверок. Безусловно, это неверно. Действительно, по итогам проверок отдельных нотариусов Нотариальная палата представляла в суд ходатайство о лишении лицензии на право нотариальной деятельности» [44, 65]. Но это крайняя мера, применяемая в исключительных случаях. Даже если в ходе проверки обнаружено много серьезных нарушений, нотариусу всегда дается возможность исправиться. По решению Правления Нотариальной палаты, на заседании которого обсуждаются итоги проверки, назначается повторная проверка, как правило, через полгода. И если повторная проверка показывает, что нотариус не сделал никаких выводов, не перестроил кардинально свою работу, а продолжает допускать те же ошибки, тогда Нотариальная палата представляет в суд ходатайство о лишении лицензии. Но нотариусу всегда дается шанс, и уже от него зависит, воспользуется ли он предоставленной возможностью или нет.

Таким образом, мы пришли к выводу, что целью проверки является оказание помощи государственным нотариальным конторам и частным нотариусам в их становлении как высококвалифицированных специалистов, защищающих законные права и интересы граждан и юридических лиц.

2.2. Налоговый контроль

Налоговым органам в соответствии с ч. 1 ст. 34 Основ законодательства о нотариате предоставлено право осуществлять контроль за соблюдением нотариусами налогового законодательства. В порядке и в сроки, предусмотренные законодательством РФ, они контролируют деятельность нотариусов в трех направлениях. Во-первых, налоговые органы осуществляют постоянный контроль за правильностью взимания государственной пошлины (оплаты по тарифу) за все совершаемые нотариальные действия. Во-вторых, налоговые органы контролируют выполнение нотариусами возложенной на них законом обязанности своевременно сообщать в налоговые органы о стоимости имущества, полученного в дар или по наследству гражданами, доходы которых в соответствии с законом от 12 декабря 1991 г.1 подлежат налогообложению. В-третьих, налоговые органы контролируют своевременность подачи нотариусами, занимающимися частной практикой, деклараций о доходах, а также достоверность указанных в них данных. Рассмотрим, каким образом осуществляется налоговыми органами контроль за соблюдением нотариусами налогового законодательства. Для того чтобы налоговые органы имели возможность контролировать правильность взимания государственной пошлины (оплаты по тарифу), нотариусы в соответствии с ч. 3 ст. 34 Основ законодательства о нотариате обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Осуществление налоговыми органами контроля за соблюдением нотариусами закона РФ «О государственной пошлине» согласно его ст. 7 регулируется Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и другими законодательными актами. Правильность взимания государственной пошлины (оплаты по тарифу) за каждое совершаемое нотариусом нотариальное действие, должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, определяет по записям в реестре регистрации нотариальных действий, в соответствующих графах которого имеются данные о том, какое именно нотариальное действие совершил нотариус и в каком размере он взыскал за это государственную пошлину (оплату по тарифу). Если же нотариальное действие совершено бесплатно, то должностное лицо, осуществляющее проверку, также контролирует, вправе ли был нотариус освободить обратившееся к нему лицо от уплаты государственной пошлины (оплаты по тарифу) за совершение этого нотариального действия. Для своевременного взыскания налогов с имущества, полученного в дар или по наследству, нотариусы в соответствии с п. 5 ст. 85 Налогового кодекса РФ обязаны в течение пяти дней после выдачи свидетельства о праве на наследство или удостоверения договора дарения направлять справки в налоговые органы о стоимости такого имущества. Выполнение этой обязанности налоговые органы контролируют также по записям в реестрах регистрации нотариальных действий, сверяя имеющиеся у них данные по полученным от нотариусов соответствующим справкам с данными реестра о том, кому были выданы за проверяемый период свидетельства о праве на наследство и кому было подарено какое-либо имущество по нотариально удостоверенным договорам. Контроль за доходами нотариусов, занимающихся частной практикой, налоговые органы осуществляют по имеющимся у нотариусов документам. Так, каждый нотариус, занимающийся частной практикой, должен вести специальную книгу для учета своих доходов и расходов. Независимо от размера доходов нотариусы обязаны в соответствии с Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» ежегодно декларировать свои доходы. Подоходный налог с нотариусов взыскивается налоговыми органами в порядке, установленном ч. IV этого закона для индивидуальных предпринимателей, хотя деятельность нотариусов не является предпринимательской. При осуществлении контроля за доходами нотариусов, занимающихся частной практикой, налоговые органы проверяют не только своевременность подачи ими декларации о доходах, но и правильность определения самих доходов. Контролируя правильность декларируемых доходов, налоговые органы проверяют у нотариусов документы, подтверждающие и доходы, и расходы нотариусов. В качестве документов, по которым определяются расходы, нотариусы, как правило, предъявляют платежные поручения с отметкой банка об исполнении, выписки банка со счета нотариуса о списании средств по платежным поручениям (при безналичной оплате расходов), корешки приходных кассовых ордеров, чеки контрольно-кассовых машин (при оплате наличными средствами), товарные чеки и т.д. В состав затрат нотариуса, как пишет О. Березова, включаются: 1) арендная плата за использование помещения под офис; 2) оплата всех видов ремонта помещения конторы; 3) оплата коммунальных услуг; 4) расходы на оплату труда персонала конторы; 5) обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды; 6) расходы по изготовлению печати, штампов, используемых нотариусом; 7) расходы по приобретению канцтоваров, бумаги, по изготовлению бланков; 8) расходы по приобретению нормативных документов, юридической литературы; 9) оплата услуг связи1. В связи с тем, что для осуществления публично-правовых функций нотариусы, занимающиеся частной практикой, за счет взысканной платы по тарифу за совершенные ими нотариальные действия несут и другие значительные расходы, между нотариусами и налоговыми органами нередко возникают разногласия в части включения тех или иных расходов в состав затрат нотариуса. Если эти разногласия не удается урегулировать, нотариусам приходится обращаться за защитой своих прав в суд.


Согласно ст.34 Основ законодательства РФ о нотариате контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Рассмотрим процедуру налогового контроля в сфере нотариальной деятельности.

Согласно ст.87 Налогового Кодекса Российской Федерации (части первой) от 31.07.1998 № 146-ФЗ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований указанной статьи.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов [57, 36].