Файл: Финансовая политика и ее реализация в РA (Характеристика финансовой политики в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Анализ современного состояния национальной экономики показывает, что напряжение в мировой экономике, новый спад деловой активности сохраняются. События последнего периода свидетельствуют о затянувшейся нестабильности. Российская экономика, ее региональная составляющая тесно интегрированные с мировой экономикой так- же испытывают определенные трудности. В контексте сказанного проблемы совершенствования региональной финансовой политики, направленной на повышение эффективности социально-экономического развития имеют особую актуальность.

Сложившееся в настоящее время экономическое положение России существенно отличается от экономической ситуации прошлого десятилетия.

В современных условиях главным фактором, определяющим особенно­сти, цели и задачи финансовой политики современной России, является мак­роэкономическая нестабильность. Источниками макроэкономической не­стабильности, предопределяющими особенности финансовой политики России, являются: высокая доля налоговых поступлений от нефтегазового сектора в доходах бюджетной системы и их зависимость от мировой эконо­мической конъюнктуры, недостаточный уровень монетизации экономики, низкий платежеспособный спрос домашних хозяйств, низкая инновацион­ная активность хозяйствующих субъектов, недостаток средне- и долгосроч­ных инвестиционных ресурсов и др. [5, с. 14].

Главные проблемы страны связаны с тем, что страна находится в поло­жении неопределенности своего будущего развития в связи с западными санкциями. Текущая ситуация в стране является стимулом к поиску необхо­димых факторов, способствующих развитию экономики. В таких условиях определение целей и задач финансовой политики имеет важное значение для будущего страны .

Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время опре­деляется следующими положениями: Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федера­ции на период до 2018 года и Бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2014-2016 годах. Ежегодные бюджетные послания Президента РФ отменены Федеральный законом от 4 ок­тября 2014 г. N 283-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона «О внесении измене­ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципаль­ных) учреждений» . Региональные органы власти и органы местного са­моуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации.


В содержание перечисленных выше документов подчеркивается то, что финансовая политика России нацелена на формирование финансовой осно­вы для «перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному соци­ально-ориентированному типу экономического развития, создания предпо­сылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономи­ческого роста и макроэкономической стабильности».

В настоящее время в России решается ряд важнейших задач, направ­ленных на преодоление последствий финансово-экономического кризиса и стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Финансовая политика России в настоящее время ориентирована на привлечение инве­стиций из зарубежных стран. В 2014 году финансовый сектор России столк­нулся с серией санкций, которые постепенно меняют ситуацию на финансо­вом рынке страны.

Цель настоящей работы- рассмотреть финансовую политику и ее реализацию в РФ.

Задачи исследования:

- рассмотреть содержание финансовой политики;

- рассмотреть особенности реализации финансовой политики в РФ.

Объект исследования - финансовая политика РФ

Предмет исследования- основные методы реализации финансовой политики РФ.

Теоретическая основа исследования. Теоретическая и методологическая основа исследования составляет положения общей экономической теории, комплексный подход, логический и исторический методы, системный анализ, методы экспертных оценок, методы статистики, включая сравнение, формирование группировок, абстрагирование. Исследование опирается также на изучение трудов и публикаций отечественных и зарубежных ученых, которые в той или иной степени рассматривали различные аспекты проблемы.

Информационная база работы.

Информационной базой исследования являются, прежде всего, ежегодные Послания Президента РФ, Постановления Правительства РФ, общедоступные данные Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики.

1. Характеристика финансовой политики в России

1.1. Содержание финансовой политики

Большинство авторов сходятся во мнении, что содержание финансовой политики определя­ется в единстве трех ее основных звеньев: научно обоснованной концепции развития финансов, ос­новных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, реализации целей финансовой политики. [21, стр. 105]


Подобный подход наглядно демонстрирует как основные составляющие финансовой политики (научный базис и практические мероприятия), так и главное свойство финансовой политики — ее императивный характер. Однако, на взгляд автора, подобное определение содержания финансовой политики является недостаточно полным. [8, стр. 21]

Как можно заметить из буквального толкова­ния значения термина, содержание какого-либо явления определяется исходя из его основных элементов, свойств и связей. В связи с этим для полного определения содержания финансовой по­литики не хватает связывающего все элементы зве­на, которым являются финансовые отношения.

Они являются основой финансовой политики, хотя сама она является категорией управления. Традиционно финансовые отношения опреде­ляются как общественные отношения в сфере образования, перераспределения и использования фондов денежных средств в государстве с целью реализации его (государства) функций и задач. К ним относятся: [5, стр. 141]

во-первых, отношения по образованию, пе­рераспределению и использованию государс­твенных и муниципальных денежных средств в процессе образования, распределения и использования бюджетов всех уровней бюд­жетной системы Российской Федерации, внебюджетных централизованных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС), а также государствен­ного кредита;

во-вторых, отношения по поводу образования, перераспределения и использования децентра­лизованных государственных и муниципаль­ных фондов.

Например, отношения в области образования, распределения и использования средств, получаемых в результате обязатель­ного страхования, и др. Тут есть принципи­альные отличия от первой группы ввиду того, что императив субъекта власти становится ограниченным. [15, стр. 65] Государство (в лице своих органов) может лишь оказывать влияние на процесс аккумулирования, перераспределения и использования фондов денежных средств в нужном ему направлении посредством тех или иных рычагов (например, финансо­вый контроль над законностью и целесо­образностью использования средств);

в-третьих, отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием частных (децентрали­зованных) денежных фондов, носящие еще менее непосредственный и импера­тивный характер. [13, стр. 45]

Эти отношения могут заключаться в применении тех или иных экономических рычагов, стимулирующих образование, распределение и использо­вание фондов денежных средств с учетом интересов государства, в контроле за соблюдением финансовой дисциплины всеми субъектами экономической де­ятельности. [11, стр. 214]


Рассмотрев содержание финансовых от­ношений, можно сделать вывод о том, что реализация финансовой политики осущест­вляется не только мерами принуждения, но и мерами пропаганды, что несколько смягчает импе­ративный характер данной сферы государственной деятельности. [11, стр. 17]

Ряд авторов помимо отношений в сфере об­разования, перераспределения и использования централизованных (децентрализованных) фондов денежных средств выделяют так называемую вспо­могательную группу финансовых отношений — отношения, способствующие образованию, рас­пределению и использованию фондов денежных средств или опосредующие процесс финансовой деятельности. К данной группе относят отноше­ния, складывающиеся в сфере денежного обра­щения, валютного регулирования, финансового контроля, учета и финансовой ответственности. Подобное разделение вполне может иметь место, если будет идти речь о финансовой системе. В связи с тем, что финансовая политика является лишь составной частью финансовой системы, действие не всех финансовых отношений будет распространяться на финансовую политику. [8, стр. 14]

В контексте финансовой политики государства мы будем говорить только о тех отношениях, кото­рые складываются в процессе деятельности органов государственной (муниципальной) власти по уп­равлению финансовыми ресурсами в стране и ре­гионах, формированию и использованию доходов бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней, а также регулированию финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) предприятий. [14, стр. 241]

На основании изложенного можно выделить звенья финансовой политики, которые, на взгляд автора, составляют ее содержание:

научно обоснованная концепция развития финансов;

основные направления использования финан­сов на перспективу и текущий период;

действия, направленные на реализацию целей финансовой политики;

совокупность финансовых отношений, возни - кающих в процессе реализации государством финансовой политики.

Считаю, что содержание любого явления долж­но быть отражено в его дефиниции, чтобы правиль­но и полностью определить и идентифицировать объект исследования. [16, стр. 14]

На взгляд автора, не стоит рассматривать фи­нансовую политику исключительно с точки зрения одного подхода — функционального, управленчес­кого или научного. Это сложное, многогранное явление, которое соединяет в себе и научный базис, и управленческую деятельность, и практические действия государства (инструментарий финансо­вой политики). Определение финансовой полити­ки должно отражать единство этих трех подходов. [14, стр. 241]


Учитывая результаты проведенного исследова­ния, можно сделать вывод, что финансовая поли­тика — это базирующаяся на научно обоснованной концепции развития финансовой системы страны особая форма государственного управления в сфере финансовых отношений, осуществляемая путем определения стратегических направлений ис­пользования финансов и реализации тактических решений с помощью институтов и инструментов, составляющих механизм финансовой политики, в целях мобилизации ресурсов, их распределения и эффективного использования для выполнения задач и осуществления функций государства. [21, стр. 95]

1.2. Финансовая политика в России

Конституцией России таких видов политики как финансовая не предусматривается: в соответствии со ст. 114 Правительство Российской Федерации «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии». Т.е. в соответствии с основополагающим общероссийским законом на исполнительную власть в стране возложено проведение 9 направлений экономической политики. [21, стр. 95]

При этом кредитная и денежная политики являются, согласно международной и общероссийской теории финансовой политики, частью финансовой политики, а глава VII Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», призванного разукрупнить, а не изменить принятые конституционные формулировки, называется не «финансовая, кредитная и денежная политика» или только «кредитная и денежная политика, а «денежно-кредитная политика». [5, стр. 102]

Если уточнять эти направления по Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» [18, стр.52], то в нем обозначены отличные от Конституции РФ направления государственной политики (при этом сам термин «экономическая политика» не используется):

в ст. 14 «Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экономики» [5, стр.11] Правительство РФ «вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации», «разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества»;