Файл: Финансовая политика и ее реализация в РA (Характеристика финансовой политики в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основной функцией этого рынка является трансформация бездейству­ющих активов в ссудный и инвестиционный капитал. Процесс аккумулиро­вания и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой си­стемой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Если задачей финансовых институ­тов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в органи­зации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупате­лями и продавцами финансовых ресурсов. Понятие финансового рынка настолько многогранно, что без разделения его на сегменты понять принци­пы его функционирования просто невозможно. [12, стр. 454]

2.2. Проблемы и перспективы реализации финансовой политики в России

Реализация финансовой политики в 2016 г. осуществлялась уже в новых экономических условиях: падение цен на товары российского экспорта, вве­дение экономических санкций и замедление потенциальных темпов роста российской экономики на фоне накопившихся структурных дисбалансов, снижения цен на нефть и уменьшения потребительских возможностей рос­сийских покупателей импортной продукции, которые все еще не исчерпали себя. Поэтому разработка финансовой политики на 2016 г. осуществлялась с учетом данных условий. Проанализировав нормативные документы, опре­деляющие направления финансовой политики, автор попытался выделить цели и задачи финансовой политики. [9, стр. 95]

Главную роль в составе финансовой политики играет бюджетная поли­тика, цели и задачи которой на 2016 и плановый период 2017 и 2018 гг. со­держатся в проекте бюджета. Проанализировав проект, можно выделить главную цель бюджетной политики данного периода - это достижение дол­госрочной сбалансированности бюджетной системы. «Действительно, в настоящее время проблема сбалансированности бюджетов и внебюджетных фондов стоит особо остро, так как экономическая ситуация в стране и в ми­ре в целом является крайне неблагоприятной» [10, с. 477]. Для этого необ­ходимо решить задачу повышения эффективности бюджетных расходов т.к. задачи государственной политики, множатся и усложняются, а бюджетные возможности снижаются. Для достижения сбалансированности федераль­ного бюджета и бюджетов субъектов планируется, например, сократить объ­ем расходов федерального бюджета, снизить зависимость бюджетов госу­дарственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета. [4, стр. 45]


Для повышения эффективности бюджетных расходов на ближайший период необходимо решить задачи, представленные на рис. 4. [9, стр. 45]

Таким образом, необходим комплексный (системный) подход к повы­шению эффективности бюджетных расходов.

Денежно-кредитная политика также является составной частью финан­совой политики, она направлена на регулирование денежного обращения, для обеспечения стабильности цен и роста реального объема производства. Проанализировав документ «Основные направления единой государствен­ной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов», разработкой которого занимается Банк России можно выделить следующие цели [26, стр. 71]:

Снижение инфляции до 4 % в 2017 году и поддержание ее на дан­ном уровне в дальнейшем (применение ключевой ставки, которая устанавливается советом директоров банка России);

Поддержание ценовой стабильности, устойчивости рубля, как на­циональной валюты.

Рис. 5. Задачи повышения эффективности бюджетных расходов

Неблагоприятная внешнеэкономическая обстановка, неопределенность дальнейшего развития, ухудшение настроений населения и бизнеса, допол­ненные жесткой денежно-кредитной политикой привели к существенному падению в 2015 г. как потребления, так и инвестиций. Поэтому важной це­лью финансовой политики на современном этапе является привлечение ин­вестиций в экономику страны, которые необходимы для ее стабильного функ­ционирования. [8, стр. 35]

Для налоговой политики остается все так же актуальной целью поддержка инвестиций, и стимулирование инновационной деятельности. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам эконо­мики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сба­лансированности бюджетной системы Российской Федерации.

Существует множество точек зрения на цели и задачи финансовой по­литики современного периода. [14, стр. 35]

Например, П.В. Ушанов и Г.А. Медведев в статье «Финансовый сектор как локомотив антикризисных мер правительства» ставят целью финансо­вой политики - развитие государственно-частного партнерства, вовлечения частных инвесторов путем создания для них благоприятных инвестицион­ных возможностей. Ведь для того, чтобы вывести страну из кризиса необхо­димо привлечение капиталов частных инвесторов, поэтому создание при­влекательных финансовых инструментов является задачей финансовой по­литики. Также в российских антикризисных мерах целью финансовой поли­тики должна быть дедолларизация экономики и мягкое валютное регулиро­вание, призванные ослабить влияние инфляции на бизнес и население. Це­лью налоговой политики должен быть пересмотр налогового законодатель­ства, для того чтобы сделать его наиболее простым, понятным и прозрач­ным, при этом необходимо все налоговое бремя возложить на покупателя (налог с покупок), это подхлестнет импортзамещение [9, с. 16-18].


В статье «Кризис дает шанс начать структурное преобразование эконо­мики» акцентируется внимание на актуальности на современном этапе раз­вития России такой задачи финансовой политики как единство социально- экономической, финансовой и денежно-кредитной политики [8, с. 6]. Дан­ная задача выделяется многими авторами различных учебников и статей, она имеет значимость на любом этапе экономического развития. Автор так­же согласен с этим мнением, если у данных политик будут разнонаправлен­ные цели, то достигнуть рационального результата они не смогут, как гово­рилось в басне И.А. Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука...». Поэтому необхо­димо согласовывать цели и задачи данных политик для достижения эффек­тивного результата особенно сейчас, в условиях макроэкономической не­стабильности в стране. Для поддержания экономики председатель совета Ассоциации региональных банков России А.В. Мурычев в рамках данной статьи считает необходимой целью финансовой политики - финансовую поддержку инвестиционных проектов, при этом необходимы специальные счета, куда будут поступать деньги конкретным проектам - это позволит иметь реальную схему поддержку для развития экономики. [12, стр. 65]

В статье, «Какая экономическая политика нужна России в условиях санкций?» М. Ершов в качестве задачи финансовой политики выделяет по­вышение уровня монетизации экономики, при этом необходимо снизить инфляционные риски. Ершов обосновывает это тем, что в современных ус­ловиях компании часто берут рублевые кредиты и переводят средства на валютный рынок, что приводит к снижению курса рубля и сокращению ва­лютных резервов. Для достижения данной задачи можно применять налого­вые стимулы иные механизмы, направленные на ограничение нецелевого перетока средств, дестабилизирующих валютный рынок [7, с. 41-42].

На наш взгляд, в России заслуживает применения опыт Японии в области программно-целевого планирования и разработки приоритетов экономической политики с внесением соответствующих изменений в бюджетный процесс. По существу общегосударственные планы социально-экономического развития Японии представляют собой конкретизированную экономическую часть всеохватывающих долгосрочных государственных программ. [12, стр. 95]

На разработку такого плана уходит несколько месяцев, после чего Экономический совет, большинство членов которого составляют представители крупного бизнеса, представляет его в виде доклада премьер-министру, который, как правило, одобряет план без особых изменений. При необходимости, однако, вносятся определенные поправки и уточнения. По традиции окончательный вариант утверждается кабинетом министров как общегосударственный экономический план, публикуется в печати и доводится до сведения всех правительственных учреждений. Практика показала, что большинство японских компаний (особенно крупных) способствуют осуществлению плана, а многие из них планируют свою деятельность исходя из его наметок и ориентиров. [22, стр. 105]


Особого внимания заслуживает такая специфическая черта японского общегосударственного планирования, как его продуманная и заранее предусмотренная гибкость. Практически ни один из действовавших планов не просуществовал до первоначально намеченных конечных сроков. Их досрочная замена очередными новыми программами была вызвана тем, что основные плановые показатели были превзойдены или почти выполнены за более короткий период. Это обусловило необходимость разработки новых ориентиров, отвечающих изменившимся внутренним и внешним условиям: [8, стр. 27]

1956-1960 гг. Кабинет (Правительство) Хатояма. «Пятилетний план экономического самообеспечения» (первый государственный план

Японии). Цель: самообеспечение экономики и полная занятость. Предполагалось модернизировать средства производства, ускорить развитие внешней торговли, снизить зависимость от импорта, поощрять накопление капитала. Реальность оказалась далекой от расчетной уже в 1957 году. Поэтому:

1958-1962 гг. «Новый долгосрочный экономический план». Цель: максимизация экономического роста, достижение полной занятости, улучшение национального уровня жизни. Однако оказалось, что программа не отражает реальной картины, поэтому: [7, стр. 35]

1961-1970 гг. Кабинет Икэда. «План удвоения национального дохода». Цели предполагалось достичь за счет улучшения структуры общественного капитала, улучшения структуры промышленности, поддержания социальной устойчивости. Однако реальные темпы роста намного превысили намеченные - это выяснилось в первые же годы.

1964-1968 гг. Кабинет Сато. «Среднесрочный экономический план». Цель: смягчение сложившихся диспропорций между старыми традиционными и новыми отраслями, между городским и сельскими районами, между развивающимися и отстающими районами. Впервые использовано математическое моделирование развития. В первый же год показатели развития резко стали отличаться (положительно) от плановых. [7, стр. 21]

1969 г. Кабинет Сато. «Новый план комплексного национального развития на 20 лет». Цель: интернационализированное общество развитой информации, гармония между человеком и природой, учет особенностей каждого района, сохранение целостности культурного развития города и деревни. Цели отражали текущие большие успехи Японии. Одновременно: 1970-1975 гг. «Новый план экономического и социального развития» конкретизировал 20-летний. Цель: создание восхитительного (!) общества путем сбалансированного экономического развития. Заложены самые высокие темпы развития. Спад 1970-71 гг. показал несостоятельность ориентиров. [7, стр. 55]


1972 г. Кабинет Танака. «Базовый экономический и социальный план». Экономический кризис, показатели роста в 2 раза ниже намеченных. Поэтому:

1976 г. Кабинет Мики. «Экономический план на вторую половину 1970- х годов». Намечены заниженные темпы роста, но и они оказались невыполненными. Поэтому:

1979-1985 гг. Кабинет Охира «Новый семилетний экономический и социальный план». Рост намечается умеренный, упор на стабильность развития, улучшение качества жизни, внесение вклада в международное экономическое сообщество. Однако документ скоро перестал отвечать нуждам экономического развития страны. Поэтому:

1982 г. Кабинет представил доклад «Япония в 2000 году - подготовка к интернационализации, зрелости и старению населения».

Очевидно, что реализация экономической политики и применение программно-целевого подхода на основе гибкого государственного планирования способствовали бы в России существенному повышению эффективности работы государственной гражданской службы. [14, стр. 24]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовая политика - это многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней не только в бюджетной сфере, но в налоговой, таможенной, ценовой, кредитной и в целом в финансовой.

Финансовая политика призвана обеспечить ряд стратегических целей:

обеспечение сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств;

создание эффективной системы управления государственными финансами;

обеспечение приемлемой налоговой нагрузки на экономику;

концентрация финансовых и экономических ресурсов на решении приоритетных социальных задач;

снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен;

реформирование межбюджетных отношений.

Главная цель финансовой политики государ­ства должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов. В качестве такой цели могут вы­ступать только общие интересы всего населения - повышение благосостояния каждого человека.

Россия многие годы находилась в условиях острого системного кризиса. Продолжающийся спад промышленного производства, резкое сокра­щение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения.

В результате, по мнению большинства анали­тиков-экономистов к основным задачам финансо­вой политики России в период современных пре­образований можно отнести: обеспечение условий для формирования максимально возможных фи­нансовых ресурсов; установление рационального, с точки зрения государства, распределения и ис­пользования финансовых ресурсов; организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии; создание эффектив­ной и максимально деловой системы оперативно­го управления финансами.