Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки» (Рассмотрение важнейших экономических категорий затрат, издержек и себестоимости).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Как известно, основная цель предпринимательской деятельности - получение прибыли. Именно прибыль является основным источником развития предприятия, роста доходов, и снижением расходов. Целью данной курсовой работы является рассмотрение важнейших экономических категорий затрат, издержек и себестоимости. Их уровень во многом определяет величину прибыли рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности. Любая фирма (предприятие) стремится получить наибольшую прибыль при наименьших затратах, детальный анализ всех затрат позволяет найти и сократить расходы производства. Таким образом снижение и оптимизация затрат являются одними из основных направлений совершенствования экономической деятельности каждого предприятия. В связи с этим тема курсовой работы представляется актуальной.

Для того чтобы проводить детальный анализ, нужно классифицировать все затраты по различным признакам. Согласно действующему в Российской Федерации "Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", учет затрат ведется по статьям калькуляции и экономическим элементам.

В экономической литературе обоснованно издержки производства и обращения промышленного предприятия рассматриваются как денежное, выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности. Эту же категорию характеризуют как затраты живого и овеществленного труда предприятия на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг и их реализацию (сбыт).

Цель практической части стоит в том, что бы на основании исходных данных оценить экономическую эффективность создания предприятия, работающего по договору франчайзинга и упрощенной системе налогообложения, а во втором случае рассчитать результаты хозяйственной деятельности предприятия.

1. Сущность понятий "расходы", "затраты", "издержки"

Определение расходов дано в ПБУ 10/99 "Расходы организации", согласно которому под расходами следует понимать уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках.


Расходы обуславливаются затратами, относимыми на себестоимость продукции (работ, услуг), и выплатами из прибыли организации. Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов, использованных в определенных целях, и трансформируются в себестоимость продукции (работ, услуг). Представление о затратах организации основывается на трех важнейших положениях:

1. Затраты определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых).

2. Величина использованных ресурсов должна быть представлена в денежном выражении для обеспечения соизмерения различных ресурсов.

3. Понятие затрат должно обязательно соотносится с конкретными целями и задачами. Такими задачами могут быть производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, осуществление капитальных вложений, функционирование отдела, службы и т.п. Без указания цели понятие затрат становится неопределенным, ничего не означающим.

Понятие "издержки" из числа рассмотренных является наиболее обобщающим показателем. "Издержки - это реальные или предположительные затраты финансовых ресурсов организации"[1]. Издержки в буквальном смысле этого слова представляют собой совокупность перемещения финансовых средств и относятся или к активам, если способны принести доход в будущем, или к пассивам, если этого не произойдет и уменьшится нераспределенная прибыль организации за отчетный период.

Экономические издержки включают явные (бухгалтерские) и неявные издержки. "Неявные издержки (издержки упущенных возможностей) - это стоимость услуг факторов производства, которые используются в процессе производства и являются собственностью предприятия, т.е. не являются покупными"[2]. Это те доходы, которые могли быть получены из собственных ресурсов, если бы их представить за плату, установленную рынком другим пользователям.

издержка экономическая эффективность

2. Расходы предприятия. Их классификация в бухгалтерском учете

Не признается расходами предприятия выбытие активов:

В связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);


вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

перечисление средств (взносов, выплат и т.п.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

По договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Приведенный перечень выбытия активов, не признаваемых расходами, показывает, что понятие "расходы" предусматривает ограничение по цели использования ресурсов. Например, затраты на приобретение основных средств в отчетном периоде не будут признаны расходами. К расходам будут отнесены лишь амортизационные отчисления по приобретенным основным средствам. Кроме того, ПБУ 10/99 предусматривает ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и в отчете о прибылях и убытках (п.1.3).

В бухгалтерском учете, согласно Положению по бухгалтерскому учету, расходы предприятия дифференцируются на:

- расходы по обычным видам деятельности: на приобретение сырья, материалов, прочих товарно-материальных запасов (МПЗ); по переработке МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, продажи товаров; расходы по оплате труда; социальные и амортизационные отчисления;

- прочие расходы, включающие операционные (расходы, связанные с предоставлением активов другим организациям во временное пользование; связанные с участием в уставном капитале других организаций; связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров и продукции; связанные с оплатой услуг, оказываемые кредитными организациями), внереализационные (штрафы, пени, неустойки за нарушений условий договора, возмещение убытков, причиненных организацией; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания; курсовая разница; сумма уценки активов (кроме внеоборотных), прочие (внеоборотные) и чрезвычайные расходы (связанные с чрезвычайными обстоятельствами: стихийные бедствия, пожары, аварии и т.д.).


Все расходы организации (по обычным видам деятельности и прочие) признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

расход производится в соответствии с конкретным договором, - требованиями законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

сумма расходов может быть определена;

имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (т.е. когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи активов). Если в отношении любых расходов организации не исполнено хотя бы одно из указанных условий, то в учете эти расходы признаются дебиторской задолженностью.

3. Себестоимость продукции

3.1 Определение себестоимости

Себестоимость продукции (работ, услуг) - стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во сколько предприятию обошлось производство продукции.

Общая себестоимость - сумма затрат на производство всего объема продукции

Индивидуальная себестоимость - затраты на производство только одного изделия

Средняя себестоимость - определяется делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции

3.2 Состав себестоимости по элементам затрат

Наиболее важным признаком для целей анализа является деление затрат по элементам затрат, по статьям затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции. При расчете себестоимости по элементам затрат в ее состав включаются следующие расходы:

I Материальные затраты:

1) Сырье, материалы, комплектующие изделия и т.д.;

2) Топливо, энергия;

3) Общепроизводственные затраты.

II Оплата труда - заработная плата:

1) основного производственного персонала;

2) вспомогательного производственного персонала (обслуживание оборудования и т.п.);


3) интеллектуального персонала;

4) служащих (руководство, менеджеры, бухгалтеры и т.п.);

5) младшего обслуживающего персонала.

III Отчисления на социальные мероприятия.

IV Амортизация основных средств.

V Прочее (накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией; маркетинговые расходы и т.п.)

Соотношение отдельных экономических элементов в общих затратах определяет структуру затрат на производство. В различных отраслях промышленности она неодинакова, поскольку зависит от специфики отрасли.

Группировка затрат по экономическим элементам показывает материальные и трудовые затраты предприятия без распределения их на отдельные виды продукции и другие хозяйственные нужды. Это группировка используется для согласования плана по себестоимости с другими разделами планирования. На основе элементов затрат составляются сметы затрат.

3.3 Виды себестоимости

Виды себестоимости:

- от оперативного формирования (фактическая, плановая);

- от полноты включения расходов (цеховая, производственная (общезаводская), полная (производственная + по реализации);

- от объема продукции (единицы продукции, всего объема производства);

- от степени готовности продукции (валовой продукции, товарной продукции, реализованной продукции).

По этапам формирования затрат в зависимости от степени готовности продукции к реализации различают себестоимость технологическую, цеховую, производственную и полную (коммерческую).

Для экономической оценки вариантов новой техники и выбора наиболее эффективного из них прежде всего рассчитывается технологическая себестоимость, которая представляет собой сумму затрат данного цеха, непосредственно связанных с выполнением технологических операций.

Цеховая себестоимость включает все затраты цеха на производство данного вида продукции, т.е. затраты на основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию, заработную плату производственных рабочих, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и цеховые расходы, связанные с управлением цехом.

Производственная себестоимость - это общие затраты предприятия (объединения) на производство данного вида продукции. Она складывается из цеховой себестоимости и общезаводских расходов.

Полная (коммерческая) себестоимость отражает затраты на производство и сбыт продукции. Она включает производственную себестоимость и внепроизводственные расходы.