Файл: Подходы к управлению человеческими ресурсами (Определение, цели и задачи управления человеческими ресурсами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гораздо сложнее дать одномерную классификацию для подходов, применявшихся в работе с персоналом во второй половине XX в. Появление множества школ (в том числе национальных) в области кадрового менеджмента, взаимный обмен опытом делают весьма сомнительной однозначную классификацию этих подходов. Проникновение идей гуманистической психологии, образцы предпринимательского героизма, максимальное вовлечение персонала в дела фирмы, демократизация стиля организационного поведения и делегирование ответственности, качество продукции, услуг и рабочей среды персонала, инвестирование в человеческий капитал, многофункциональные рабочие и управленческие команды — таков неполный перечень ключевых характеристик упомянутых изменений. Их истоки — в трансформации форм организации совместной деятельности в XX в.[5]

Подлинная революция в кадровой работе была вызвана применением после Второй мировой войны идей системного подхода в менеджменте. Становление системного менеджмента обусловило возникновение принципиально новой технологии кадрового менеджмента — управление человеческими ресурсами. Эта технология была внедрена в систему стратегического менеджмента, и функция управления персоналом стала компетенцией высших должностных лиц корпораций. Изменился и характер кадровой политики: она стала более активной и целенаправленной.

Влияние школ менеджмента на формирование различных подходов к управлению человеческими ресурсами

Кадровый менеджмент стал рассматриваться в качестве самостоятельной управленческой дисциплины в основном в рамках развития самой дисциплины управления. Во всех основных школах менеджмента были сформулированы свои подходы к управлению персоналом. Развитие школ менеджмента приводило к принципиально различным представлениям о задачах, которые следует решать при управлении персоналом, и о способах решения этих задач.

Школа научного менеджмента

Основные авторы - Ф. Тейлор

Принципы:

  • производительность является результатом научно организованного труда человека
  • эффективность труда рабочего зависит от материальной стимуляции
  • следует отбирать и обучать людей, наиболее подходящих к выполняемым работам
  • режим работы и отдыха должен быть подчинен цели большей выработки

Функции кадрового менеджмента:

  • отбор работников, способных к физическому труду
  • поддержание дисциплины и охрана труда

Административная школа

Основные авторы - А. Файоль, М. Вебер

Принципы:

  • разработаны принципы и функции управления
  • управление организацией рассматривается как специально организованная деятельность
  • деятельность работников, отношения между ними должны быть систематизированы и строго регламентированы

Функции кадрового менеджмента:

  • стандартизация и координация функциональных обязанностей персонала
  • учет индивидуальных особенностей при проектировании рабочих мест

Школа человеческих отношений

Основные авторы - Э. Мэйо

Принципы:

  • причиной многих поступков людей является вовсе не справедливое вознаграждение и правильно организованный труд, но в большей степени групповые отношения (давление группы)
  • успеху организации способствует усиление роли человеческих отношений как между работниками и руководством, так и между самими работниками

Функции кадрового менеджмента:

  • гармонизация трудовых отношений, создание хороших условий труда
  • обучение руководителей новым формам взаимодействия с работниками

Школа поведенческих наук

Основные авторы - К. Арджирис, Р. Лайнкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Ч. Бернард

Принципы:

  • эффективность организации зависит от способности руководителей раскрывать личностный потенциал работника

Функции кадрового менеджмента:

  • создание партнерских отношений с работниками, формирование команд, групповой работы, системного мышления
  • тестирование персонала и создание систем нематериальной мотивации персонала
  • создание систем непрерывного развития персонала

Школа науки управления

Основные авторы - Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир

Принципы:

  • деятельность организации является очень сложной системой
  • для прогнозирования и изменения поведения этой системы требуются сложные аналитические инструменты
  • описать функционирование организации становится возможным посредством моделирования ключевых факторов, влияющих на складывающуюся ситуацию в организации и в ее среде

Функции кадрового менеджмента:

  • параметризация деятельности персонала
  • компьютерное моделирование поведения человека в организации
  • математическое моделирование эффективных способов мотивации персонала
  • оценка уровня человеческого капитала в компании и его роли в формировании стоимости всей компании в целом
  • повышение стоимости человеческого капитала в организации при помощи параметризации различных аспектов его функционирования[6]

ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ

Классическая школа

Содержание подхода:

  • люди трудятся не для удовольствия, а по необходимости
  • основная цель труда — зарабатывание денег.

Функции менеджмента:

  • распределить сложный процесс труда на простейшие операции (трудовые функции)
  • научить этим операциям персонал и контролировать выполнение персоналом трудовых функций

Цель:

  • основная цель организации труда — выполнение норм производства
  • персонал может трудиться в соответствии с требованиями, если будет получать справедливую заработную плату

Человеческие отношения

Содержание подхода:

  • для людей, занятых в совместном производстве, важны отношения друг с другом: признание их значимости, важности и ценности
  • отношения важнее денег, однако деньги являются необходимым условием удовлетворения трудом

Функции менеджмента:

  • вовлекать сотрудников в достижение целей организации, увеличивать уровень самостоятельности и самоконтроля сотрудников
  • привлекать сотрудников к вынесению предложений и инициатив по улучшению организации

Цель:

  • повышение уровня вовлеченности персонала в достижение целей организации
  • повышение лояльности персонала компании за счет повышения их чувства значимости

Человеческих ресурсов

Содержание подхода:

  • труд приносит удовольствие людям, поскольку это творчество
  • люди стремятся к достижению целей организации, им интересно решение сложных, нестандартных профессиональных задач в рамках командного взаимодействия и самоконтроля

Функции менеджмента:

  • необходимо создать такие условия труда, при которых люди могли бы максимально проявить свой творческий потенциал
  • для этого руководитель должен повышать роль персонала в решении важнейших задач организации, а также способствовать более высокому уровню самоконтроля и ответственности

Цель:

  • повышение инновационности организации, повышение уровня эффективности и результативности за счет самоконтроля, инициативности и командной работы сотрудников[7]

Основные модели кадрового менеджмента

Выделяются три основные модели кадрового менеджмента:

1. Менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной морально-психологической атмосфере на предприятии. Эта патерналистская модель восходит к социал-реформистским идеям конца XIX — начала XX вв. и нашла свое органическое воплощение в многочисленных вариациях доктрины человеческих отношений. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк, имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников


2. Менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам, включая коллективные договоры. В больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный труд, у него двоякая роль: осуществление административного контроля над соблюдением наемными работниками условий трудового договора, учет должностных перемещений; регулирование трудовых отношений в процессе переговоров с профсоюзами. Выполнение этих функций требует, как правило, юридической подготовки, которая обеспечивает менеджеру по персоналу довольно высокий статус в организации

3. Менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и реализации долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационную и профессиональную согласованность составляющих кадрового потенциала корпорации. Он входит в состав ее высшего руководства и имеет подготовку в такой новой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами

Существенное отличие последней модели от двух предыдущих, традиционных, явное. Однако для отечественных кадровых служб, пока еще только овладевающих технологиями кадровою менеджмента, различие между традиционными методами управления персоналом и методологией управления человеческими ресурсами в известной степени носит умозрительный характер.[8]

Особенности традиционных методов управления персоналом

Хотя различия даже внутри национальных традиций управления персоналом весьма велики, можно выделить ряд общих характеристик этой практики кадрового менеджмента, сложившихся и получивших распространение в XX столетии в корпорациях развитых стран.

1. Широкое разнообразие существующих подходов в управлении персоналом, обусловленное (в том числе и историческими) различиями в национальных, институциональных и организационных контекстах, привело к тому, что до сих пор так и не сложились ни единый корпус профессионального знания, ни общая профессиональная идеология этой управленческой дисциплины.

2. Кадровая работа традиционно находилась на периферии; внимания руководителей корпораций. Маргинальная роль специалистов по управлению персоналом определялась тем, что они выполняли функции советников при руководстве и не несли непосредственной ответственности за разработку и реализацию стратегии организации. А финансовые и производственные соображения, как правило, всегда брали верх над предложениями кадровых работников, идущими вразрез с общей стратегией корпорации.


3. У специалистов по управлению персоналом с самого начала возник ореол защитников интересов рядовых работников, что, по мнению их коллег-менеджеров, препятствовало достижению целей, стоящих перед организацией.

4. Управление персоналом трактовалось как деятельность, для которой не требуется специальной подготовки; в отличие от других управленческих специальностей в ней можно было довольствоваться соображениями здравого смысла, да и существовало расхожее мнение, что любой опытный руководитель вполне мог справиться с функциями менеджера по персоналу.

5. Отсутствие специализированной профессиональной подготовки и соответствующей профессиональной квалификации снижало авторитет кадровых работников в глазах начальства и линейных руководителей.[9]

На фоне радикальных изменений в корпоративном менеджменте за последние 15-20 лет удивительным выглядит сам факт, что управление персоналом, представлявшее собой довольно заурядную и маргинальную управленческую деятельность, не исчезло вовсе, а, напротив, переживает подлинный расцвет. Основная причина — в практике кадрового менеджмента с 80-х годов начинает доминировать третья — «архитектурная» модель.

Преобразование управления персоналом в управлении человеческими ресурсами

Преобразование управления персоналом в управлении человеческими ресурсами нашло свое выражение в следующих основных тенденциях кадрового менеджмента:

  • все последние годы в развитых странах наблюдается относительный и абсолютный рост числа работников кадровых служб;
  • повысился статус этой профессии: руководители кадровых служб в большинстве корпораций стали входить в состав правления и даже в состав советов директоров; резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу;
  • в условиях растущей конкуренции (в том числе и за высококвалифицированные кадры) изоляция кадровой политики от общей бизнес-стратегии пагубно влияла на успешность деятельности корпорации в целом.

Речь идет об интеграции вокруг управленческой «вертикали» всех функций кадрового менеджмента, выразившейся в появлении стратегического уровня в управлении человеческими ресурсами.

Британский специалист в области кадрового менеджмента Д. Гест считает, что кадровая политика корпорации должна обеспечить:

1) организационную интеграцию — высшее руководство организации и линейные руководители принимают разработанную и хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами как “свою собственную” и реализуют ее в своей оперативной деятельности, тесно взаимодействуя со штабными структурами;