Файл: Подходы к управлению человеческими ресурсами(Теоретические основы изучения подходов к человеческим ресурсам).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность. Человеческие ресурсы, являясь главным фактором производства, экономического роста и конкурентоспособности государства, выступают в роли основного признака современной индустриализации общества. Новые формы производства – инновационные технологии – изменили требования к человеческим ресурсам, подчеркнув необходимость в высокой квалификации индивида и его творческом подходе к работе, что, в свою очередь, задало начало изменениям в инструментах и приемах управления.

Природные, промышленные, экономические, культурные и человеческие ресурсы предопределяют потенциал любого государства, именно грамотное использование этих ресурсов является необходимым предметом государственного регулирования. Среди всех прочих, человеческие ресурсы выступают в роли индикатора уровня развития государства.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические и методические исследования, затрагивающие вопросы управления человеческими ресурсами, нашли отражение в трудах ряда учѐных. Изучению различных аспектов этой проблемы посвящены научные труды таких авторов, как: Алавердов А.Р., Армстронг М., Б.Л. Еремина, Базаров Т.Ю., Беккер Б., Веснин В.Р., Горелова Н.А., Грэхем Х.Т., Диа А., Дингдинг В., Друкер П., Егоршин А. П, Зайцева Т.В., Кафидов В.В., Кибанов А.Я., Майо Е., Максимцева И.А., Мальшина Н.А.

Актуальные теоретические и эволюционные аспекты управления человеческими ресурсами были рассмотрены в работах Баландиной О.В., Витке Н.А., Дунаевского Ф.Р., Евенко Л.И., Егоршина А.П., Ереминой Б.Л. Кибанова А.Я., Лозовского Л.Ш., Минцберга Г., Мордовина С.К., Райзберга Б.А., Стародубцевой Е.Б., Струмилина С.Г., Баженова Е.С. и других.

Цель курсовой работы заключается в изучении подходов к управлению человеческими ресурсами.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:

  1. Выделить актуальные подходы к управлению человеческими ресурсами.
  2. Рассмотреть развитие и становление теоретических подходов управления человеческими ресурсами.
  3. Проанализировать систему управления человеческими ресурсами в организации.
  4. Предложить рекомендации по повышению эффективности использования подходов к управлению человеческими ресурсами в ООО «СИА АФС».

Объектом курсовой работы являются человеческие ресурсы.

Предметом исследования – теоретические подходы к управлению человеческими ресурсами.


Методы исследования курсовой работы включают в себя теоретический анализ научной литературы по теме исследовнаия, экономический анализ кадров на предприятии.

Базой исследования выступило предприятие ООО «СИА АФС» (г. Москва).

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в выявлении и предложении решения ряда проблем совершенствования системы управления человеческих ресурсов.

Структура работы состоит из введения, основной части (3 главы), заключения и списка использованной литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические основы изучения подходов к человеческим ресурсам

Актуальные подходы к управлению человеческими ресурсами

Развитие общества происходит вследствие взаимодействия различных ресурсов, среди которых наибольшего внимания заслуживают человеческие. Соответственно, поиск форм управленческого регуляторного воздействия на человеческое развитие предусматривает формализацию человеческих ресурсов, чему мешает их неоднородность и многочисленные различия, среди которых: половая принадлежность, физические параметры, расовый и национальный признаки, гражданство, статус, семейное положение, квалификация, опыт, мировоззрение и т.п.. По этим характеристикам происходит идентификация человека как личности, но с позиции обретения и реализации человеческого потенциала и определения форм управленческого воздействия данные отличия между человеческими ресурсами имеют значение лишь в отдельных регионах и сферах социально–экономической деятельности и, соответственно, не могут служить основой для общего деления человечества в глобальном измерении [5].

Появление термина «человеческие ресурсы» (англ. – «human recourses») связано с двумя факторами: во–первых, с заменой категорий «трудовые ресурсы», «кадры», «персонал» в развитых капиталистических странах; во–вторых, с развитием теории человеческого капитала в 60–х гг. ХХ столетия, которая предусматривала развитие ценностного подхода к человеку–работнику [8].


История происхождения термина «человеческие ресурсы» является противоречивой и трактуется по–разному в научной литературе. Однако известно, что термин «человеческие ресурсы» начали активно использовать в 1970–80–х гг. в системе американского менеджмента относительно персонала предприятий вследствие переосмысления роли человека в производстве и обогащения теории управления от «управления персоналом» до «управления человеческими ресурсами» [6].

Эффективное управление человеческими ресурсами влияет на все сферы деятельности предприятия. С помощью проработанной системы менеджмента доступно увеличить долю нематериальных и общих активов компании. Компетенция специалистов относится к важнейшему фактору, помогающему обеспечить лидирующие позиции и преимущества в конкурентной борьбе. Организация получает возможность выжить даже при усилении конкуренции в определенном сегменте рынка.

Человеческие ресурсы занимают важное место в организации. Создать новую продукцию, обеспечить контроль качества, упрочить экономическое положение предприятия невозможно без специалистов, способных качественно выполнять свою работу. Систематическое совершенствование и развитие, возможности и инициатива основных ресурсов безгранична.

Управление человеческими ресурсами относится к системе:

  • стратегической разработки и дальнейшей реализации решений, связанных с регулированием трудовых отношений и занятости в пределах одной организации;
  • создания условий для успешного функционирования компании, развития, роста и достижения поставленных целей.

Понятие человеческих ресурсов рассматривается с точки зрения развития кадровых решений, необходимых для дальнейшего успешного функционирования предприятия. Это нельзя сравнить с понятием управления персоналом. Такая характеристика чаще применяется при повседневной работе с кадрами [9].

Зарубежные ученые М. Армстронг, Х. Грехем, К. Девис, А. Пизам, П. Сперроу, У. Трейси, Т. Шульц под термином «человеческие ресурсы» рассматривают, прежде всего, рабочую силу в отраслевом или территориальном измерении вместе с их способностями в контексте сферы деятельности. Рассмотрим некоторые трактаты понятия «человеческие ресурсы» (табл. 1).

Таблица 1

Трактаты понятия «человеческие ресурсы»

Авторы

Трактовка

Егоршин А. П.

определяет человеческие ресурсы как совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность в направлении производства материальных и духовных благ, и выступающих совокупным показателем человеческого фактора в развитии общественного воспроизводства.

С позиции организации труда на макроуровне Егоршин А.П. выделяет рабочую силу, трудовые ресурсы и кадры. Рабочая сила может быть рассмотрена как: общая совокупность населения, которое может осуществлять определенный труд; способность людей к продуктивному труду, связанному с производством материальных или духовных благ; совокупность способностей индивида (физических и интеллектуальных), которые необходимы человеку с целью производства жизненных благ.

С позиции изучения человеческих ресурсов на микроуровне, на предприятиях и в организациях могут быть выделены такие термины, как «работники» («сотрудники»), «кадры», «персонал».

Моргунов Е.

отмечает, что на микроуровне человеческие ресурсы предприятия как экономическая категория являются составной частью производственных ресурсов предприятия, в формирование и развитие которых осуществляются инвестиции с целью получения будущих экономических выгод; таким образом, человеческие ресурсы являются особым активом предприятия.

Кибанов А.Я.

рассматривает человеческие ресурсы на уровне компании и подчеркивают, что человеческие ресурсы – это работники, имеющие определенные профессиональные навыки и знания, которые могут использоваться в трудовом процессе.


Источник: Составлено автором по [12, 16, 22]

Объединить вышеприведенные подходы можно с помощью понимания под термином «человеческие ресурсы» совокупности людей с учетом осуществления процессов жизнедеятельности [14]. То есть в категорийном плане человеческие ресурсы являются отождествлением всех людей как носителей способности к общественной ценности. В соответствии с этим подходом, структуру человеческих ресурсов на глобальном уровне жизнедеятельности человечества можно представить следующим образом (рис. 1).

Рисунок 1. Структура человеческих ресурсов в обществе (на глобальном уровне – государственном или общемировом)

Источник: Составлено автором по материалам [5, 9]

Первый сегмент людских ресурсов – это перспективные ресурсы (они опосредованно вовлечены в процесс трудовой жизнедеятельности общества и со временем становятся реальными человеческими ресурсами).

Второй сегмент человеческих ресурсов – это реальные человеческие ресурсы (все занятые в процессах трудовой деятельности и охваченные полным управленческим влиянием общественных институтов и организаций).

Третий сегмент человеческих ресурсов – это неактивные человеческие ресурсы (люди, которые, скорее всего, не будут принимать активного участия в трудовой деятельности).

С позиции классификации населения по методологии Международной организации труда (МОТ), все население делится на «экономически активное население» (занятые и безработные), «экономически неактивное население» и «население младше 15 и старше 70 лет». Структура человеческих ресурсов на микроуровне может быть представлена следующим образом (рис. 2).

Рисунок 2. Классификация человеческих ресурсов на микроуровне (уровне предприятия)

Источник: Составлено автором по материалам Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие. 3–e изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА–М, 2015. С. 74–175.

Человеческие ресурсы в настоящее время выступают наиболее сложным объектом управления в организации, т.к. в отличие от вещевых факторов производства, являются живым ресурсом, имеют возможность самостоятельного принятия решений, осуществления действий, возможность критической оценки предъявленных к ним требований, имеют субъективные интересы и т.п. В современных условиях ценность человеческих ресурсов постоянно возрастает, что привело к формированию системы управления человеческими ресурсами. Управление человеческими ресурсами включает:


  • стратегический аспект, необходимый для решения принципиально новых или глобальных задач;
  • типичные функции планирования;
  • развитие индивидуальных способностей с учетом повышения квалификации;
  • затраты в соответствии с бюджетом организации [22].

Рассмотрим определенные подходы к управлению человеческими ресурсами:

1) Экономический подход

Внимание уделяется технической подготовке. В рамках единой системы управления человеческими ресурсами строго соблюдаются управленческие вертикали. Производится подразделение всех структур организации. Достигается баланс между системой управления и степенью ответственности [15].

2) Организационный подход

Формируется новый взгляд на персонал организации. Сотрудники считаются не трудовым ресурсом, а человеческим. Уделяется особое внимание социокультурным и социопсихологическим аспектам. Реакция людей на внешнее и внутреннее управление эмоционально-ответственная. Человеческие ресурсы обладают интеллектом, способностью к систематическому совершенствованию профессионализма. А значит, являются самым важным и долговременным источником стабильного развития организации [16].

3) Гуманистический подход

Направлен на создание в организации культурного феномена. Совместная деятельность людей осуществляется с учетом основных ценностей компании. Уделяется особое внимание развитию корпоративной культуры [28].

Следующий этап – основные функции управления человеческими.

Распространенные ошибки в управление человеческими ресурсами заключаются в следующем:

• руководство компании уделяет повышенное внимание решению текущих оперативных вопросов, не сосредотачиваясь на программах долговременного планирования;

• в отношении занятости ориентация направлена на заключение бессрочных трудовых договоров, что может привести к низкой степени трудовой мобильности;

• не разрабатывается собственная политика в сфере подборе персонала, решение о приеме соискателя часто принимается на основе интуитивного восприятия руководителя;

• не разработаны основы и принципы планирования карьеры, персонал не стремится получить повышение;

• не доработаны системы оценки персонала и методики стимулирования;

• нет единой системы взаимодействия, развитию корпоративной культуры уделяется недостаточное внимание;

• не организован процесс обмена информацией;

• не развита структура наставничества, когда более опытные специалисты берут шефство над новичками [7].