Файл: Управление конфликтами в организации (Понятие конфликта и стили конфликтного поведения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, низкая удовлетворенность сотрудниками условиями труда и межличностными отношениями в коллективе, является одной из первопричин конфликтных ситуаций.

Поэтому основные мероприятия по решению конфликтных ситуаций должны быть направлены, в том числе, и на повышение удовлетворенности сотрудниками условиями труда.

Также для выяснения сути конфликтных ситуаций и моделей поведения сотрудников предприятия в этих ситуациях было проведено подробное исследование существующей системы управления конфликтами в организации.

В первую очередь было выяснено, ведется ли фиксация конфликтов на предприятии в каких-либо документах. После того, как обнаружилось, что как таковой фиксации в документах не имеется, анализ проводился путем включенного наблюдении автора в естественные условия.

В процессе деятельности ООО «Каравай» ежедневно возникает большое количество разногласий, которые перерастают в конфликты. По длительности протекания возникают кратковременные, а иногда и затяжные конфликты, связанные с серьезными нравственно-психологическими травмами.

На основе анализа конфликтных ситуаций в ООО «Каравай» было выявлено несколько типов конфликтов, разрешение которых возможно различными способами.

Рассмотрим более подробно каждый из выявленных типов конфликта с точки зрения профилактики и разрешения конфликтной ситуации (таблица 5).

Таблица 5

Организационно-управленческие конфликты и основные направления по их предупреждению

Виды конфликтов

Пути профилактики и разрешения конфликтов

Конфликты ценностей, культуры, неудовлетворенных потребностей личности — межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, иррациональные

Культурно-ценностные конфликты из-за различий интересов, ценностных ориентации, культуры, индивидуальных различий людей

Управление организационной культурой. Позитивное поведение.

Конфликты неудовлетворенных потребностей личности из-за невыплаты в срок и в полном объеме заработной платы; низкого уровня мотивации, отсутствия стимулирования груда, недостаточного использования всех организационных форм долгосрочного и краткосрочного мотивационного воздействия на работников

Учитывать потребности людей, применять достаточно эффективные стимулы их мотивации с учетом возможностей самой организации. Комплекс организационных форм мотивационного воздействия. Планирование карьеры. Самореализация на работе, возможности для деловой карьеры, продвижения, роста, здоровья, отдыха и т. п.

Конфликты за власть и статус, лидерство внутри самой организации. Вертикальный конфликт, связанный с иерархией

Методы, связанные с использованием менеджерами своего положения в организации, — убеждение, коалиции, соглашение, требования, обращение к авторитетам, применение санкций. Соблюдение баланса прав и обязанностей между разными уровнями организации. Руководитель организации — лидер.

Конфликт между формальной и неформальной организациями

Управление корпоративной культурой, внимание к деталям реальной жизни в организации. Общие ценности, обряды и т. п.

Функционально-управленческие внутриорганизационные конфликты — вертикальные, горизонтальные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, ролевые

Конфликты дефицита ресурсов из-за дефицита ресурсов, их распределения в организации. Всегда на всех чего-то не хватает

Увеличение ресурсов, создание задела в работе, запасов материалов и комплектующих. Гласность и обоснованность в распределении. Стратегическое планирование

Конфликты менеджмента в организации из-за ошибок в планировании, организации, принятии не самых лучших управленческих решений, слабого контроля

Развитие управления, организационные изменения, бенч-маркинг. Сбор и анализ нужной информации. Стратегическое и оперативное планирование. Обогащение работы. Повышение компетентности менеджеров, их квалификации. Организация действенного контроля

Конфликты в сфере финансов из-за злоупотреблений, нарушений действующего законодательства, несвоевременной уплаты налогов государству, субъектам РФ, муниципальным образованиям и др.

Постоянный контроль. Грамотный финансовый менеджмент. Проверки финансово-хозяйственной деятельности, ревизии, внешний аудит

Трудовые конфликты из-за нарушений трудовой и производственной, технологической дисциплины

Четкие правила внутреннего распорядка, удобный режим работы. Контроль. Привлечение посредников, участие профсоюзов

Внутриорганизационные, ролевые конфликты из-за ошибок в практике работы с персоналом, в отборе, повышении квалификации кадров.

Создание и функционирование эффективной системы поиска, отбора, найма и адаптации персонала. Постоянное повышение квалификации менеджеров, всех работников

Коммуникационные информационные конфликты возникают из-за того, что деловое общение в организации, информационные потоки отработаны слабо; постоянно возникает дефицит нужной оперативной информации. Сбои в работе

Использование современных информационных технологий. Подготовка и внедрение информационной управляющей системы. Обучение персонала, повышение квалификации

Инновационные конфликты из-за нововведений по модернизации производства, проведения организационных изменений, реинжиниринга бизнес-процессов и др.

Общение, переговоры, соглашения. Обучение, повышение квалификации. Помощь. Поддержка. Мотивация. Ответственность за качество, программа новых ценностей, новая культура.

Структурно-функциональные конфликты — горизонтальные, вертикальные, рациональные межгрупповые

Несоответствие структуры организации решаемым задачам. Различия в целях структурных подразделений и способах достижения целей

Реструктуризация управления. Отработать функциональные связи между структурными подразделениями организации

Конфликт между штабным и линейным персоналом

Для улучшения коммуникаций штабным служащим использовать прием сначала внуши, а потом приказывай. Создание целевых или автономных групп. Общий заместитель или куратор, координатор и др.

Взаимозависимость решаемых задач структурными подразделениями организации, конфликтующими группами. Горизонтальные конфликты целей

Снижение взаимозависимости конфликтующих групп. Дифференциация и автономизация, перераспределение ответственности подразделений организации. Их «разведение» по ресурсам, целям, средствам и т д.

Конфликты неопределенности в сфере полномочий

Отработка нормативных процедур, должностных обязанностей. Делегирование полномочий

Конфликты с внешней средой

Конфликты с потребителями из-за низкого качества товаров и услуг, не устраивающего потребителей

Внедрение системы качества

Конфликты с поставщиками, нарушение договорных обязательств

Достоверная информация. Обеспечение правовой защиты

Корпоративные конфликты (корпоративные войны). Слияния и поглощения

Закон. Стабильность персонала


Таким образом, на основе таблицы 8 можно предложить следующие пути разрешения конфликтов в ООО «Каравай»:

1. Привлечение консалтинговой фирмы для решения организационных проблем компании.

В ООО «Каравай» отсутствует стратегическое планирование, особенно четко это проявляется сбоями в системе снабжения, что создает дополнительный стресс и конфликты в коллективе. Руководство компании должно разработать стратегию деятельности организации. Возможно, для этих целей будет целесообразным пригласить консалтинговую фирму, которая бы выработала предложения по повышению качества предоставляемых услуг предприятия, его рекламной деятельности и т.п.

2. Изменение организационной структуры предприятия в рамках распределения полномочий заместителя директора.

Необходимо срочно изменить структуру организации, разделив функции бухгалтера, администратора и экспедитора. На должность администратора-экспедитора принять на работу нового сотрудника. Выполнявшая ранее эти три функции Елена была по сути заместителем директора фирмы, поэтому целесообразно ее должность именно так и обозначить в штатном расписании. Заместителю директора будут подчиняться администратор и отдел снабжения, дополнительно в его обязанности может войти направление по управлению персоналом, который и будет разработать действенную систему мотивации сотрудников.

3. Разработка эффективной корпоративной культуры организации.

Нужно уделить существенное внимание корпоративной культуре. Внутренние межличностные конфликты говорят о недостаточном уровне организационной культуры в ООО «Каравай», несплоченности коллектива. Возможно проведение общих мероприятий, таких как, например, совместный выезд на природу, позволило сформировать общие ценности коллектива.

4. Внедрение мотивационных факторов в управлении персоналом.

Для предотвращения конфликтов, связанных с оценкой работы персонала и его денежного вознаграждения, а также снижения текучести кадров среди официантов необходима дополнительная мотивация данных сотрудников, например, в виде пусть небольшого, но регулярного повышения зарплаты тем работникам, которые долго работают в организации, либо предоставление системы скидок для пользования услугами ООО «Каравай».

Все указанные предложения были предоставлены руководству ООО «Каравай», и директор предприятия выразил намерение реализовать на практике часть предложений, высказанных в курсовой работе.


Заключение

В ходе выполнения курсового проекта была достигнута цель работы – разработаны предложения и рекомендации по управлению конфликтами и предупреждению их появления на предприятии.

Решены поставленные в работе задачи:

1. Изучены теоретические основы управления конфликтами в организации.

Дано определение конфликта в организации. Разобраны причины возникновения и способы решения конфликтов в организации.

2. Исследована деятельность ООО «Каравай»;

В работе приведена общая характеристика деятельности организации, представлена динамика базовых показателей технико-экономической деятельности предприятия.

3. Проведен анализ существующих конфликтов на ООО «Каравай»;

Основными причинами конфликтов в организации являются:

- Различия интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных различий людей.

- Неудовлетворенные потребности личности.

- Борьба за власть и статус, лидерство внутри самой организации.

- Соревнование и конкуренция.

- Психологическая несовместимость.

- Внутригрупповые предпочтения, то есть деление по принципу «свой — чужой».

- Искажение информации в процессе коммуникации.

- Ролевая разбалансированность.

- Разные цели и интересы подразделений с различными функциями.

4. Разработаны предложения по урегулированию и предупреждению конфликтов на ООО «Каравай»;

В рамках данных мероприятий предлагаются следующие рекомендации:

1) Привлечение консалтинговой фирмы для решения организационных проблем компании.

2) Изменение организационной структуры предприятия в рамках распределения полномочий заместителя директора.

3) Разработка эффективной корпоративной культуры организации.

4) Внедрение мотивационных факторов в управлении персоналом.

Список литературы

1. Анцупов А.Я. Конфликтология. - СПб. : Питер, 2014. - 490 с.

2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: практикум / Т. Ю. Базаров. - М., 2015. - 239 с.

3. Бухалков М.И Управление персоналом на предприятии. - М. : Экзамен, 2014. - 320 с.

4. Гайнутдинов Р.М. Управление персоналом. - Ярославль : Изд-во МУБиНТ, 2015. - 179 с.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта/ Н. В. Гришина. - 2-е изд., перераб. И доп. - СПб. : Питер, 2014. - 538 с.

6. Егоршин А.П .Организация труда персонала : учебник / А. П. Егоршин, А. К. Зайцев. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 320 с.


7. Кибанов А.Я. Конфликтология: учебник / А. Я. Кибанов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 301 с.

8. Лукашевич В.В. Основы управления персоналом : учеб. пособие / В. В. Лукашевич. - М. : КНОРУС, 2015. - 229 с.

9. Маренков Н.Л. Управление персоналом организаций . - М. : Трикста : Академический Проект, 2014. - 464 с.

10. Мириманова М.С. Конфликтология: учебник / М. С. Мириманова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2015. - 319 с.

11. Митин А.Н. Антикризисное управление персоналом организации : учебное пособие / А. Н. Митин. - СПб. : Питер, 2014. - 272 с.

12. Одегов Ю.Г. Управление персоналом. Оценка эффективности : учеб. пособие / Ю. Г. Одегов, Л. В. Карташова. - М. : Экзамен, 2014. - 256 с.

13. Паттерсон К. Управление конфликтом/ К. Паттерсон. - М. : Вильямс, 2014. - 319 с.

14. Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры: учеб. пособие / Б. И. Хасан. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2014. - 191 с.