Файл: Исполнение и отбывание уголовного наказания в виде ограничения свободы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В научной литературе наказаниям не связанным с лишением свободы уделяется достаточно много внимания, ввиду их важности в современном мире. Считается, что институт наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества в большей степени отвечает не только законным правам граждан, гарантированных Конституцией РФ, но и интересам всего государства в целом. Ведь данные виды наказаний требуют гораздо меньше как людских ресурсов, так и денежных .

«Тенденцией развития российской уголовной политики является отказ от 
доминирующего в обществе мнения о возможности снижения преступности 
путем ужесточения наказания и, соответственно, выбор курса на усиление и 
развитие правовых норм, способствующих большей индивидуализации и 
дифференциации уголовной ответственности и наказания. Ограничение 
свободы, как вид уголовного наказания, отвечает социальным и политикоправовым потребностям современного российского общества, позволяя решать задачи правосудия в контексте идеи его гуманизации». 
Несмотря на достаточно большой массив теоретического материала, 
анализирующего как законодательство, так и судебную практику, большинство проблем, возникающих при назначении наказания в виде ограничения свободы , так и не решены. Неприменение комплексного подхода при регулировании отношений связанных с назначением наказания и неправильное применение компаративных исследований законодателем, усовершенствования законодательства и правоприменительной практики таким образом что бы исключались возможность четкого отграничения данного вида наказания от мер уголовно-правового характера, а вместе с тем и ущемления прав и законных интересов участников уголовных отношений.

1. Институт уголовного наказания в виде ограничения свободы

1.1 Понятие, признаки, цели наказания

Наказание — это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.


Признаки наказания — это особенности, характеризующие его в качестве определенного уголовно-правового явления.

а) наказание может быть назначено лишь за те действия, которые предусмотрены уголовным законом в качестве преступления (ч. 1 ст. 3, ст. 14 УК РФ).

б) наказание назначается только по приговору суда и от имени государства. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 49 Конституции Р Ф «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Согласно ч. 1 ст. 118 Конституции Р Ф «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Обвинительный приговор, вынесенный от имени государства и определяющий наказание лицу, виновному в совершении преступления, означает официальную государственную оценку совершенного преступления и самого преступника. В связи с этим наказание есть государственное порицание лица, совершившего преступление.

в) наказание, в отличие от других мер государственного принуждения, влечет за собой особое правовое последствие — судимость, которая погашается или может быть снята при определенных условиях, указанных в уголовном законе (ст. 86 УК РФ);

г) наказание носит строго личный характер. Оно применяется лишь в отношении самого преступника и ни при каких обстоятельствах не может быть переложено на других лиц (например, на родителей несовершеннолетнего преступника);

д) наказание всегда связано с ограничением прав и свобод лица, совершившего преступление, причиняет (или по крайней мере способно причинить) ему определенные моральные страдания и лишает его определенных благ (свободы, имущественных прав и т. д.), т. е. по своему объективному содержанию наказание — это всегда кара. Любое наказание в той или иной степени должно иметь карательное содержание.

Тяжесть наказания должна соответствовать тяжести совершенного преступления, а в связи с этим и личности виновного. При этом лишения и тяготы наказания, испытываемые осужденным, в определенной мере являются искуплением его вины. Без кары наказание потеряло бы всякое предупредительное значение.

Наказание по своему содержанию, виду и размерам должно быть способным достичь стоящих перед ним целей. В то же время как средство оно должно быть введено законодателем в четкие рамки, чтобы избежать субъективизма, вольного усмотрения при его назначении “Рубчевский, К. В. Размышляя о смысле и назначении наказания // Российский судья. — 2005. — № 11. — С. 36.”


Цель наказания — это тот конечный, мыслимо предвосхищаемый результат, которого стремится достичь государство применением наказания. Соответственно, уголовное наказание и его цель соотносятся как средство и цель. Отсюда от того или иного ответа на вопрос, ради чего применяется наказание, зависит решение многих других вопросов — начиная от принципов формирования системы наказаний, круга последних до правомерности существования институтов освобождения от уголовной ответственности и от наказания.

В истории российского уголовного законодательства цели наказания формулировались по-разному “ Минязева, Т. Ф. Цели наказания и иных мер уголовно-правового характера и средства их достижения в современном уголовном праве” // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2007. -№ 5. — С. 25. Так, в ст. 20 УК 1960 г. были названы:

а) исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития;

б) предупреждение совершения новых преступлений осужденными;

в) предупреждение совершения преступлений иными лицами.

При этом под перевоспитанием многими юристами понималось придание преступнику не просто качеств законопослушного гражданина, но и привитие ему высоких моральных качеств, что средствами только наказания в принципе неосуществимо. Лицу, подвергнутому наказанию, предъявляется лишь одно требование — чтобы оно больше не совершало преступлений, не вступало в конфликт с уголовным законом. Поэтому от прежней формулировки УК РФ 1996 г. отказался.

Две другие упомянутые в ст. 20 цели являются именно теми, ради достижения которых существует и назначается наказание. Одна из них — предупреждение совершения новых преступлений осужденным, иначе именуемое частным предупреждением (специальной превенцией). Достижение этой цели мыслимо различными способами (обычно их сочетанием):

1) воспрепятствованием виновному лицу совершать новые преступления, т. е. созданием ему таких условий, при которых он не смог бы продолжать преступную деятельность;

2) устрашением его карой, наказанием. Наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства, однако оно должно вызывать у осужденного лица нежелание вновь ему подвергнуться;

3) исправлением осужденного, его ресоциализацией, т. е. восстановлением его в обществе в качестве полноценного законопослушного гражданина.


Другая цель — предупреждение совершения преступлений иными лицами (общее предупреждение, или общая превенция). Спорен вопрос о том, кому адресована общая превенция — всем гражданам либо только тем из них, которые характеризуются девиантным поведением, предрасположены к совершению преступлений, но не совершили их. Находящимся ближе к истине представляется мнение, что общее предупреждение адресовано всем.

Цель общей превенции достижима при наличии двух условий: соблюдении принципа неотвратимости ответственности и обеспечении гласности, предполагающей своевременное и объективное информирование населения о соответствующем уголовном деле и его результатах.

Наказание — не самоцель, а средство достижения целей, закрепленных в уголовном законе. В ч. 2 ст. 43 УК РФ к числу целей наказания отнесены:

1) восстановление социальной справедливости. Эта цель в прежнем Кодексе не фигурировала, и ее содержание остается не до конца ясным;

2) исправление осужденного (в ранее действовавшем УК 1960 г. говорилось об исправлении и перевоспитании, т. е. данная цель трактовалась более широко);

3) предупреждение совершения новых преступлений (в УК 1960 г. выделялись общее и специальное предупреждения).

Видам наказания посвящена ст. 44 УК РФ. Вид наказания — это предусмотренная уголовным законом конкретизированная форма уголовной ответственности, которая имеет свое специфическое содержание и соответствующее наименование.

Вид наказания не следует смешивать с мерой наказания. Мера наказания — в уголовном праве наказание определенного вида и размера, назначенное приговором суда на основании санкции конкретной нормы уголовного закона, по которой квалифицировано совершенное преступление. Это означает, что наказание судом индивидуализировано, соотнесено с тяжестью содеянного и личностными особенностями, ему приданы судом не только качественные, но и количественные характеристики, в приговоре отражено, какого наказания и сколько «отмерено» виновному в совершении преступления лицу.

Статья 44 УК РФ, в которой дан этот перечень, именуется «Виды наказаний». Такое же наименование использовалось и в прежнем Уголовном кодексе. Однако среди юристов давно и прочно укоренилось мнение, что законодатель приводит в УК РФ не просто перечень видов наказаний, которые затем применяются им при конструировании санкций статей Особенной части, а излагает систему видов наказаний.

Действующий УК РФ предусматривает одновременно две системы наказаний:


1) основную, или полную, для взрослых;

2) дополнительную, или усеченную (для несовершеннолетних).

Основная, или полная, система наказаний (ст. 44 УК РФ) включает 13 видов:

1) штраф;

2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

4) обязательные работы;

5) исправительные работы;

6) принудительные работы;

7) ограничение по военной службе;

8) ограничение свободы;

9) арест;

10) содержание в дисциплинарной воинской части;

11) лишение свободы на определенный срок;

12) пожизненное лишение свободы;

13) смертная казнь.

1.2 Понятие ограничения свободы как вида наказания. Порядок и условия исполнения

Международные стандарты в сфере применения наказаний, альтернативных лишению свободы, и обращения с осужденными — это наиболее общие правила, единые межгосударственные требования, которые предъявляются к национальному уголовно-исполнительному (пенитенциарному) законодательству и практике применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества “Корчагина, А. Ю. Проблемы реализации международных стандартов при применении наказаний, не связанных с лишением свободы, в Российской Федерации “// Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2006. — № 4. — С. 15. Кроме того, они служат надежным ориентиром для развития данной отрасли законодательства. Большая часть данных стандартов представлена в двух международных нормативных актах — Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийских правилах) Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), Приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН // Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М., 1999. — С. 74−76., 1990 г. и Европейских правилах применения общественных (альтернативных) санкций и мер 1992 г. Отдельные вопросы, относящиеся к исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, содержатся и в иных международных правовых актах. Эти документы содержат общие принципы применения мер, не связанных с тюремным заключением, включая стадии предварительного следствия, суда и вынесения приговора, а также после вынесения приговора, перечень наказаний, альтернативных лишению свободы, гарантии правового статуса осужденных в период их исполнения, требования к режиму их отбывания и надзору за их исполнением, вопросы участия общественности в исполнении наказаний данных видов, а также требования к персоналу учреждений, занимающихся их исполнением.