Файл: Основные функции в системе менеджмента (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня наше общество переживает крайне сложную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В общественно-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем образе жизни трудны, потому что они требуют изменений в нас самих.

Важной частью этого изменения, как показывает мировой опыт, является постижение науки и искусства управления. Менеджмент-это современная система управления предприятием, работающая в условиях рыночной экономики. Термин " Менеджмент "по сути является аналогом термина" менеджмент", его синонимом. Однако есть и разница. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление технологиями, биологическими процессами, государством. То есть управление-это более широкое понятие. Управление используется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент-это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности по достижению поставленных целей за счет рационального использования материальных и трудовых ресурсов[1].

Система управления представляет собой совокупность различных компонентов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материально-технического обеспечения в условиях АСУ (автоматизированной системы управления), а также правового обеспечения.

Процесс управления (менеджмента) имеет пять взаимосвязанных функций:

- планирование,

- организация,

- мотивация,

- контроль,

- стимулирование.

Успешное управление организацией требует выполнения всех функций в комплексе. Функции интересны тем, что в системном виде они могут дать полную картину процессов мотивации, влияния и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, определяя его определяющими средствами, реализация которых может обеспечить желаемый результат. Без проявления функций управления невозможно нормальное функционирование организации или предприятия. Поэтому изучению и анализу функций управления следует уделять достаточное внимание[2].

Актуальность данной темы заключается в том, что функции управления достаточно обширны и всесторонни, а их реализация обеспечивает эффективную (результативную) деятельность предприятия.


Объект исследования: ОАО «Минский автомобильный завод».

Предмет исследования: реализация основных функций менеджмента в ОАО «МАЗ».

Цель данной работы — раскрытие основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на примере ОАО «Минский автомобильный завод».

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующие задач:

- изучить сущность и необходимость функций в менеджменте;

- рассмотреть виды функций менеджмента и их задачи;

- охарактеризовать основные функции менеджмента и механизмы их реализации;

- изучить реализацию основных функций на примере предприятия ОАО «МАЗ»;

- разработать предложения по улучшению реализации основных функций менеджмента, что должно повысить эффективность хозяйственной деятельности ОАО «МАЗ».

В ходе написания курсовой работы были использованы методы анализа, синтеза, моделирования, абстрагирования.

Структура курсовой работы состоит из: ведения, двух глав, заключения, списка литературы и одного приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Основные функции менеджмента

Функция – широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и других науках. Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы[3].

Функция управления отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, набор обязанностей подсистемы управления (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, порядка, направленных на достижение поставленной цели. Один сотрудник может выполнять несколько функций, несколько сотрудников могут выполнять одну функцию. Каждая функция управления является областью действия конкретного процесса управления, а система управления конкретным объектом или деятельностью-совокупностью функций, связанных с единым циклом управления[4].


Анри Файоль разработчик теории административного управления в начале ХХ века выделил 5 исходных функций административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 — Основные функции управления.

Примечание — Источник: собственная разработка.

Предвидеть-заглянуть в будущее, составить программу действий. Организовать-построить двойной организм предприятия (материальный и социальный). Утилизация-питание персонала предприятия. Координируйте-общайтесь, объединяйтесь, объединяйте все действия и усилия. Контролировать-следить за тем, чтобы все происходило по установленным правилам и отданным приказам[5].

Все функции управления можно разделить на две части:

- содержание процесса управления (основные функции)

- в направлении воздействия на объекты управления (конкретные или специфические функции).

Основные функции являются основополагающими для всего процесса управления, а конкретные функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности сотрудников. Они изучаются по специальным дисциплинам: товароведение, организация бизнеса, бухгалтерский учет, планирование, право.

Наиболее полное содержание управления как процесса отражает основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально - экономическими процессами[6].

Главная задача менеджеров-добиться реальных конечных результатов. Менеджеры должны правильно определять, понимать свои цели, ставить перед сотрудниками задачи по выявлению и уточнению исходных данных, выяснять сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать.

Руководитель должен постоянно следить за целями и результатами их достижения. В процессе управления осуществляется постоянный процесс координации и определения взаимного соответствия целей и результатов.

1.2 Планирование как основная функция управления как функции менеджмента

Ничто не стоит на месте. Чтобы жить и развиваться каждая организация должна постоянно находиться в движении: перед сотрудниками ставятся определенные задачи, которые выполняются; на смену выполненным приходят новые задачи и т. д. Любое движение должно иметь определенную цель. Как функция менеджмента, планирование как раз и определяет цели, а также шаги к их достижению. На этапе планирования определяются задачи для организации, способы их выполнения, а также выделяются финансовые средства под задачи. Специалисты относятся к планированию как к важнейшей функции менеджмента, поскольку только таким образом можно принимать своевременные, а не поспешные решения, ставить четкие задачи и разрабатывать грамотные шаги для их выполнения[7].


Планирование - это функция управления, которая включает определение целей и определение курса действий для достижения этих целей. Планирование требует, чтобы менеджеры знали об условиях окружающей среды, с которыми сталкивается их организация, и прогнозировали будущие условия. Это также требует, чтобы руководители были хорошими лицами, принимающими решения. Процесс начинается с проверки окружающей среды, что просто означает, что планировщики должны знать о критических непредвиденных обстоятельствах, с которыми сталкивается их организация с точки зрения экономических условий, их конкурентов и их клиентов. Затем планировщики должны попытаться прогнозировать будущие условия. Эти прогнозы составляют основу для планирования.

Планировщики должны устанавливать цели, которые являются заявлениями о том, что необходимо достичь и когда. Затем планировщики должны определить направления действий для достижения целей. После оценки различных альтернатив планировщики должны принимать решения о лучших направлениях действий для достижения целей. Затем они должны сформулировать необходимые шаги и обеспечить эффективную реализацию планов. Наконец, планировщики должны постоянно оценивать успех своих планов и при необходимости предпринимать корректирующие действия[8].

Планирование как общая функция менеджмента делится на:

- стратегическое планирование;

- оперативное планирование.

Стратегическое планирование можно определить, как функцию менеджмента, направленную на постановку целей и выработку мер по их достижению в долгосрочных перспективах. Оперативное планирование — это система решений, посредством которых происходит управление организаций здесь и сейчас. Любая организация соединяется этими двумя видами планирования со всеми ее подразделениям.

Организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения:

- распределения ресурсов;

- координации деятельности между отдельными подразделениями;

- координации с внешней средой (рынком);

- создания эффективной внутренней структуры;

- контроля за деятельностью;

- развития организации в будущем.

Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

Грамотно проведенное планирование действий на текущий момент и перспективу - залог удачной координации действий всех сотрудников и филиалов компании. Именно поэтому среди основных функций менеджмента планирование занимает особо важное место.


Важным, хотя и часто игнорируемым аспектом планирования, является отношение, которое оно имеет к прогнозированию. Прогнозирование можно охарактеризовать как прогнозирование того, как будет выглядеть будущее, тогда как планирование предсказывает, как будущее должно выглядеть для нескольких сценариев. Планирование является одним из наиболее важных методов управления проектами и управления временем. План похож на карту. Следуя плану, человек может видеть, насколько они продвинулись в направлении своей цели проекта и насколько далеко от места назначения. Планирование только значительно увеличивает шансы на успех бизнеса. Но прежде чем начать составлять свой план, нужно спланировать свой проект.

Эффективное управление и лидерство включают творческое решение проблем, мотивацию сотрудников и обеспечение того, чтобы организация достигла целей и целей. Существует пять функций управления и руководства: планирование, организация, укомплектование персоналом, координация и контроль. Эти функции отделяют процесс управления от других бизнес-функций, таких как маркетинг, бухгалтерский учет и финансы.

1. Организационная функция. Организационная функция руководства контролирует общую структуру компании. Организационная структура является основой компании; без этой структуры повседневная работа бизнеса становится сложной и неудачной. Организация предполагает назначение задач и обязанностей сотрудникам с определенными навыками, необходимыми для выполнения задач. Организация также включает в себя развитие организационной структуры и цепочки действий внутри компании.

2. Кадровая функция. Кадровая функция управления контролирует все потребности персонала и персонала в организации. Основная цель - нанять нужных людей для правильной работы для достижения целей организации. Укомплектование кадрами предполагает штатное расписание также охватывает подготовку и развитие, оценку служебных обязанностей.

3. Организационная функция. Организационная функция руководства контролирует общую структуру компании. Организационная структура является основой компании; без этой структуры повседневная работа бизнеса становится сложной и неудачной. Организация предполагает назначение задач и обязанностей сотрудникам с определенными навыками, необходимыми для выполнения задач. Организация также включает в себя развитие организационной структуры и цепочки действий внутри компании.

4. Координационная функция. Координационная функция руководства контролирует всю организацию, планирование и укомплектование персоналом компании и гарантирует, что все мероприятия будут действовать вместе на благо организации. Координация обычно проводится на совещаниях и других совещаниях по планированию с руководителями подразделений компании, чтобы все подразделения находились на одной странице с точки зрения целей и задач. Координация включает в себя связь, контроль и руководство со стороны руководства.