Файл: Понятие и классификация функций государства (Характеристика суверенитета государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Когда признается суверенитет верховной государственной власти, это играет очень важную роль в сотрудничестве государств, их внутреннем объединении, удалении существующих непониманий и укреплении их внутреннего устройства. В понятии слова суверенитет, происходит сочетание верховенства и независимости – этих двух начал, которые определяют соединение прав и свободы государства. Именнo пoэтoмy в истории пoлитики пoнятиe сyвeрeнитeт имeeт для гoсудaрствa и влaсти любoгo урoвня такoй жe cмыcл, чтo и пoнятиe свoбoды и прaвa для чeлoвeкa. Для суверенного государства и суверенитета, как такового, это не только право на независимость и свободу от вторжений, внешних и внутренних, но так же и право на управление, командование, свободное принятие решений, осуществление всех функций верховной власти. Поэтому Н. Макиавелли трактует суверенную власть как всевластие.

Общепринятая дефиниция суверенитета была дана знаменитым французским философом Ж. Боденом в восьмой главе первой, из его известных "Шести книг о политическом сообществе", изданных в 1576 году, как "высшей, абсолютной и постоянной власти над гражданами и подданными в политическом сообществе".[1] При этом Боден понимал суверенитет, как нечто, сконцентрированное в личности верховного правителя.

Но в России идея суверенитета государственной власти была теоретически сформулирована за 75 лет до издания работ Жана Бодена, волоцким игуменом Иосифом Саниным в сочинении "Просветитель" в 1503 году. Она была воплощена в понятие самодержавия московских правителей, означавшем верxовeнcтвo царской власти и ее нeзaвиcимocть даже от власти князей, не говоря уже о власти других государств.

Санин отмечал, что царь обладал всей полнотой верховной власти: "…он властию же подобен высшему Богу". Из верховенства царской власти, по мнению Санина, вытекало и решение проблемы соотношения власти царя и власти князей. Он считал, что, если власть удельного князя "имеет постановление от Бога только на "Божеском отечестве", то власть монарха происходит от Бога – на "божеском престоле", то есть на всей русской земле и распространяется на всех подданных, включая и удельных князей.

Проблема суверенитета в современном мире, невероятно актуальна. Ситуации с провозглашением независимости сербской провинции Косово, чрезвычайно напряженной обстановкой в зоне Грузино–Абхазского конфликта могут послужить этому хорошими примерами. Очень интересной была реакция мирового сообщества на два, действительно сложных между собой противостояния. В одном случае призналось право людей на самоопределение и суверенитет, при этом никому нет никакого дела до независимости самой Сербии. Во второй ситуации независимость жителей невозможна именно из-за того, что данная территория является составной частью суверенного государства.


Степень изученности темы. Исследованиями о понятии государственного суверенитета занимались такие авторы, как С.С. Алексеев, Д.Б. Катков, И.А. Умнова и другие выдающиеся ученые, академики Российской Академии Наук и юристы.

Цель исследования: установить, чем является суверенитет государства и описать государственный суверенитет Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- дать дефиницию понятию суверенитет и обозначить признаки государственной суверенности

- проанализировать типы государственного суверенитета

- разобрать основы государственного суверенитета России.

Предмет исследования: теоретические основы суверенитета, его виды и характеристики. А так же политико-правовая характеристика содержания суверенитета Российской Федерации, теоретические и практические аспекты его реализации

Основная часть

1. Характеристика суверенитета государства

1.1 Понятие, признаки и виды государственного суверенитета

Слово суверенитет происходит от английского слова sovereignty и французского souverainete – "верховная власть" и обозначает превосходство и автономность власти. Термин "суверенитет" широко распространился во второй половине XIX века вместе с термином "государство" и унаследовал от средних веков идею единовластия, распространенную при этом на безличную власть государства. Именно с этим связано то, что в понимание этого термина вошло представление о самостоятельности, независимости страны и ее нации.

Суверенитет является одним из самых существенных признаков государственности, её возможность полноправно осуществлять политические дела, как вне, так и внутри страны и не допускать вмешательства иностранных государств и государственных органов в свою деятельность. В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти. Государственный суверенитет - верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая подчинение властям иностранных государств, в т.ч. в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего.[2]


Одной из основных характеристик верховенства государственной власти является возможность государственной власти, посредством правотворчества, полностью регулировать совокупность общественных отношений в государстве и на его территории (за исключением неподдающихся регулированию сфер общественных отношений). При этом главным критерием остается независимость от какой-либо иной власти ни внутри страны, ни за ее пределами; будь то политическая, идеологическая или экономическая власть. Исключение составляет только власть народа, осуществляемая посредством выборов.

Верховенство государственной власти внутри страны обуславливает:

- всесторонность ее властной силы, которая касается всего населения, всех партий и общественных организаций конкретной страны;

- ее прерогативы;

- наличие определённых средств воздействия, которыми не может располагать никакая другая общественная власть.

Одним из наиважнейших проявлений верховенства государственной влacти являeтcя вeрxoвeнcтвo Кoнcтитyции и зaкoнoв гocyдарства нa eгo тeрритoрии. Верховенство государственной власти России как признак суверенитета Российской Федерации закреплено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит: "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации".[3]

Цельность государственной власти является одной из фундаментальных идей образования государственной власти, обозначает наличие отдельной системы органов государственной власти, притом, что общая компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, которые необходимы при осуществлении функций государства. Так же в системе предполагается обязательное наличие хотя бы одного высшего органа, которому были бы подконтрольны и подотчетны все остальные органы государственной власти без исключения.

Независимость государственной власти обозначает автономность государства в отношениях с прочими государствами и независимость от какого-либо иного типа власти как внутри страны, так и вне ее, а также исключительное, монопольное право на свободно решение задач, стоящих перед государством.

Независимость и господство государственной власти обусловлены:

- универсальностью – постановления органов государственной власти неукоснительно касаются всего населения, организаций и лиц, наделенных властью в пределах конкретной страны стране

- прерогативой – допустимость аннулирования и признания недействительным любого противозаконного пробуждения иной общественной власти, или способность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (требование и д.р.)


- наличием специфических способов влияния, которыми не может располагать какая-либо иная общественная организация.

Государственный суверенитет делится по факту политической направленности на внутренний и внешний. Причём внешний и, от части, внутренний сужаются при формировании мирового сообщества и усилении международных организаций. Как правило, суверенитет является признаком государственности, но есть случаи, когда государства не обладают суверенитетом (к ним, в частности, относятся республики, входящие в состав РФ). Помимо этого, сейчас, как и всегда, существуют государства с формальной или ограниченной суверенностью.

Государственный суверенитет может считаться формальным только если он провозглашен юридическим и политическим путем, но при этом, не осуществляется фактически из-за попадание под влияние других государств, которые диктуют ему собственную волю.

Так же суверенитет может быть частично ограничен либо добровольно, либо принудительным путем. Например, принудительное ограничение суверенитета применяется в завоеванных в ходе войны государствах государствами-победителями.

В то же время между государствами может существовать некая договоренность о добровольном ограничении суверенитета. К примеру, такая договоренность может существовать в роли средства достижения конкретных целей данных государств. Так же государства, вступающие в состав федерации, добровольно ограничивают собственный суверенитет, передавая данной федерации часть своих суверенных прав.

Государственный суверенитет тесно соприкасается с народным суверенитетом и национальным суверенитетом, которые дают народу и нации на самоопределение и на самостоятельное решение своей судьбы.

Государственный суверенитет, порождаем народным суверенитетом. Конституция Российской Федерации является носителем суверенитета и единым источником власти в Российской Федерации. Конституцией РФ в 3 статье признается многонациональность её народа. Согласно статье 32 Конституции Российской Федерации, "Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия".[4]


А это означает, что взаимосвязь народного и государственного суверенитетов настолько сильна, что народ, не в силах осуществлять абсолютную реализацию суверенитета без присутствия государства. А когда-то, ещё Гегель написал о том, что народ, не образовавший собой государства, не может принадлежать истории и наоборот, что даже в развитом демократическом государстве, которое не признает суверенитет народа, не может иметь места процветание.

Сегодня государственный и народный суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни.[5] Многие ученые и исследователи отмечают, что при сочетании народного и государственного суверенитетов, у государства появляется возможность самостоятельного определения своей внутренней и внешней политики в условиях полного воплощения человеческих и гражданских прав, защиты прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права.

Понятия суверенитета государства и суверенитета нации плотно сплетаются. Национальный суверенитет осуществляется путем полновластия нации, ее политической свободы. При этом народ обладает полным правом на определение характера своей национальной жизни. В понятии национального суверенитета так же присутствует возможность нации самостоятельного политического самоопределения.

Россия, как многонациональное государство, имеет закрепление данного права в ст. 5 Конституции Российской Федерации.

Конечно, стоит внимания тот факт, что в многонациональных государствах, которые были образованы при добровольном объединении различных наций, установленный суверенитет не может принадлежать лишь какой-то одной, отдельной нации.

В связи с этим, все народы, входящие в состав Российской Федерации могут реализовывать свои права самоопределения исключительно в пределах России, или же в каком-либо ином виде, но исключительно с согласием Российской Федерации. Данная система построена таким образом, только ради сбережения цельности Российского государства, как многонационального; недопущения посягательств на права человека, интересы отдельных наций.

В то же время, Российская Федерация, выступая как суверенное государство, обязуется обеспечивать грﮦажданам России, которﮦые относят себя к конкрﮦетным этническим обществам: рﮦавнопрﮦавие, самостоятельность в рﮦешении вопрﮦосов касающихся охрﮦаны их уникальности, сохрﮦанения и прﮦогрﮦессирﮦования их языков, национальной культурﮦы (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также обязуется обеспечивать непрﮦикосновенность грﮦаниц государﮦства в целом.